Основные нации региона (БСЭ,1970)
АФГАНЦЫ самоназвание паштаны, ед. число пуштун; у вост. А. - пахтаны и пухтун
Нация, составляющая свыше половины населения Афганистана (св. 8 млн. чел., оценка 1967). Говорят на афганском языке (пушту или пашто), распадающемся на ряд диалектов и говоров. По религии большинство А. - мусульмане-сунниты, небольшая часть - шииты. Оседлые А. занимаются главным образом земледелием, основанным на искусственном орошении (пшеница, ячмень, просо, рис, хлопок, плодовые культуры); в южных и восточных районах Афганистана - лесным промыслом; часть занята в промышленности и строительстве. А. - кочевники и полукочевники (около 2 млн. чел.), разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей, верблюдов. У А. сохраняются многие патриархально-феодальные пережитки; еще существуют племенные объединения, крупнейшими из которых являются дуррани и гильзаи.
Этногенез А. еще недостаточно выяснен. В нем участвовали индийские (особенно на Ю.), таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первое упоминание об А. относится к 6 в. В ранних источниках указывается, что первоначально они жили в районе Сулеймановых гор; затем А. начали расселяться к С. и В. и в 14-15 вв. дошли до Пешаварской долины, а затем до областей Дир, Сват и Баджаур. В средние века А. переселялись в большом числе в Индию, где создали ряд государственных образований. В процессе сравнительно поздно начавшейся и неравномерно протекавшей феодализации разных афганских племен к 16-17 вв. в основном сформировалась афганская народность. Одно из первых государственных образований А. - княжество Акора (16 - начало 18 вв.), среди наиболее известных маликов (правителей) которого был полководец и поэт Хушхаль-хан Хаттак. В 1747 Ахмад-шах Дуррани основал независимое Афганское государство (Дурранийская держава). В связи с замедленным развитием капиталистических отношений в Афганистане формирование афганской нации происходило в течение длительного времени. К числу факторов, тормозивших процесс формирования афганской нации, относится также колониальная политика Англии (см. Англо-афганские войны и Англо-афганские договоры и соглашения 19-20 вв. ). Известное значение имело и сохранение языка фарси (см. Дари) в качестве единственного государственного языка Афганистана (с 1936 государственным языком был объявлен также национальный язык А. - пушту). (Об истории, экономике и культуре А. см. также в ст. Афганистан.)
КАЗАХИ самоназвание - казах, казак
Нация, коренное население Казахской ССР. До 1925 (отчасти и позднее) в литературе и документах К. ошибочно именовали киргиз-казаками и просто киргизами, перенося на них самоназвание соседнего народа - собственно киргизов ("кыргыз"). Общая численность К. в СССР - 5299 тыс. чел. (1970), в Казахской ССР - 4234 тыс. чел. Живут также в Узбекской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и некоторых областях РСФСР. За пределами СССР живут в КНР, МНР и Афганистане. Говорят на казахском языке. Верующие К. - мусульмане-сунниты. В прошлом большую роль играли шаманизм и культ предков.
К. имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа К. археологически прослеживаются у племен эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. В число древних предков К. входили племена саков, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В 3-2 вв. до н. э. на Ю. Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Ю.-З. жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н. э. на З. от Аральского моря жили аланы, также оказавшие влияние на этногенез К. В 6-7 вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с В. (тюргеши, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (8 в.) и Карлукский (8-10 вв.) каганаты, объединения огузов (9-11 вв.), кимаков и кипчаков (8-11 вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов (см. Караханидов государство, 10-12 вв.). В начале 12 в. территория Казахстана подверглась вторжению киданей (каракитаев). Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В начале 13 в. в Казахстан из Монголии и с Алтая проникли остатки разгромленных полчищами Чингисхана племен найманов и корей (кереиты). Последовавшее затем монгольское завоевание Средней Азии и Казахстана привело к интенсивным процессам перемещения, дробления и объединения племен различного происхождения. На развалинах Золотой Орды в ее восточной части около середины 15 в. возникли Ногайская орда и Узбекское ханство. Их населяли тюркоязычные племена (кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы и др.), в том числе часть ассимилированных местным тюрк. населением монгольских племен. С середины 15 в. часть их переселилась в Моголистан, что было вызвано феодальными междоусобицами и династической борьбой в Узбекском ханстве. На З. они вернулись в 70-х гг. 15 в. Стоявшие во главе казахских племен феодалы в конце 15 - начале 16 вв. создали Казахское ханство. С его образованием завершилось сложение казахской народности. Этнический термин "казах" с 20-30-х гг. 16 в. стал применяться ко всему населению степей, входивших ранее в Узбекское ханство, и расположенных к В. от него районов. В середине 16 в. этнический состав К. пополнился племенами, прикочевавшими из-за р. Урал (после распада Ногайской Орды), из Сибири, Восточного Семиречья и др.
В составе казахской народности исторически сложились три группы племен (жузов), каждая из которых была спаяна общими интересами кочевого хозяйства и обособлена территориально: Старший жуз (Улы жуз, Семиречье) включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, сары-уйсин и др.; Средний жуз (Орта жуз, степные районы Центрального Казахстана, долины рр. Сырдарьи, Ишима, Тоболаи др.) - в основном племена аргын, найман, кипчак, керей, конграт; Младший жуз (Киши жуз, Западный Казахстан) состоял из племенных объединений алим-улы, бай-улы (роды адай, алчын, жаппас и др.) и жети-ру (роды жагал-байлы, кер-дери и др.). Из Младшего жуза в начало 19 в. выделилась и ушла за р. Урал Внутренняя, или Букеевская, орда (см. Букеевское ханство).
Основным занятием К. до присоединения казахских земель к России (завершилось в 60-х гг. 19 в.) было кочевое скотоводство, и лишь в некоторых районах у них издавна были поливные пашни. С конца 18 в. под влиянием русских переселенцев у К. получило дальнейшее развитие земледелие. Во 2-й половине 19 в. оно уже сопровождалось постепенным переходом К. на оседлость. Занимались К. также домашними промыслами, рыболовством и охотой. Русская культура оказала большое влияние на формирование современной культуры К.
Коренные изменения в экономике и культуре К. произошли после Октябрьской революции, в ходе строительства социализма, когда сформировалась казахская социалистическая нация. Казахстан превратился в страну с передовой индустрией и высокоразвитым многоотраслевым сельское хозяйством. Изменились быт и культура К.: кочевники перешли к оседлости, ликвидирована неграмотность, выросли национальные кадры рабочего класса и интеллигенции. Об истории, экономике и культуре К. см. также ст. Казахская ССР.
КИРГИЗЫ самоназвание - кыргыз
Нация, коренное население Киргизской ССР. Общая численность К. в СССР 1452 тыс. человек (1970, перепись). Большинство К. проживает в Киргизской ССР (1285 тыс. человек). Живут также в Узбекской ССР, Таджикской ССР и Казахской ССР. Некоторое число К. живет в КНР и в северо-восточной части Афганистана. Антропологически К. относятся к южно-сибирскому типу монголоидной расы.Говорят на киргизском языке (литературный язык и письменность получили развитие после Октябрьской революции 1917). Верующие К. - мусульмане-сунниты.
Во взглядах на происхождение К. существуют разногласия, в частности спорна связь их этногенеза с так называемыми енисейскими киргизами. По мнению большинства советских ученых, основное ядро киргизской народности или, по крайней мере, один из основных компонентов, вошедших в ее состав, имеет центральное азиатское происхождение. Ранняя этническая история К. связана с древнейшими племенными союзами (гуннов, динлинов, саков и усуней). Позднее, в эпоху Тюркских каганатов и кочевых объединений (6-10 вв. н. э.), племена, вошедшие в дальнейшем в состав К., формировались в среде тюркоязычного населения Саяно-Алтая, Прииртышья, Восточного Тянь-Шаня. В 1-й половине 2-го тысячелетия н. э., в особенности после нашествия монголов на Казахстан и Среднюю Азию, часть этих тюркоязычных племен передвинулась на Центральный и Западный Тянь-Шань, а затем и южнее, вплоть до Памира. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности, в состав которой вошли также местные тюрко-язычные племена Семиречья и Мавераннахра, в том числе карлуки и уйгуры, позднее - монгольские племена, а в 16-17 вв.- и части племен казахско-ногайского происхождения. Уже в начале 16 в. К. выступают на Тянь-Шане как обособленная народность, имеющая, однако, сложный этнический состав. В процесс образования киргизской народности был вовлечен широкий круг племен древности и средневековья.
История К. 17-18 вв. была насыщена борьбой против джунгарских ханов. Оказавшись в 1-й половине 19 в. под властью Кокандского ханства и испытав на себе его деспотический гнет, К. в середине 19 в. начали добровольно принимать русское подданство. В 60-70-х гг. 19 в. основная часть населенной ими территории стала частью Российской империи.
Основным занятием К. в прошлом было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, а в некоторых районах и земледелие. Коренные изменения в экономической и социальной жизни К. произошли за годы Советской власти. Они получили возможность создать свою национальную государственность и сложились в социалистическую нацию. На базе коллективизации К. перешли к оседлости, животноводство приняло отгонно-пастбищную форму; широкое развитие получило земледелие. Значительное число К. в качестве рабочих и инженерно-технического персонала работает в промышленности (горной, металлургической, угольной, машиностроительной, текстильной и др.). Коренным образом изменились быт и культура К. Покончено с бесправием женщин. Ликвидирована неграмотность. Возникла национальная интеллигенция. Об истории, экономике и культуре К. см. ст. Киргизская ССР.
ТАДЖИКИ самоназвание - тоджик
Нация, основное население Таджикской ССР. В СССР общая численность Т. 2136 тыс. чел. (1970, перепись); из них в Таджикской ССР 1630 тыс. чел., Узбекской ССР 449 тыс. чел., Киргизской ССР 22 тыс. чел. Значительное число Т. живет за рубежом, преимущественно в северном Афганистане. Подавляющее большинство Т. говорит на таджикском языке, относящемся к западно-иранской группе индоевропейских языков; припамирские народности и ягнобцы говорят на особых языках и диалектах, входящих в восточно-иранскую группу той же языковой семьи. Верующие Т. - мусульмане (в основном сунниты, часть - шииты, припамирские Т. - исмаилиты).
Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие еще к 2-му тысячелетию до н. э. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до н. э. из евразийских степей приходят и расселяются в Средней Азии ираноязычные племена. Они смешиваются с местными племенами эпохи поздней бронзы; основное население Средней Азии становится ираноязычным. Территорией сложения Т. были Древняя Бактрия (бассейн Амударьи), Согд (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина и области к Ю. от современной Средней Азии. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) - земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северной и восточной окраинах Средней Азии. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских Т. Во 2 в. до н. э. в Бактрию проникают юэчжи, или тохары, в состав которых входили и сакские племена. Одна из ветвей сако-тохаров - кушаны создали могущественное государство (см. Кушанское царство). Ослабление его в 4-5 вв. н. э. привело к вторжению в Среднюю Азию новых степных племен - эфталитов, которые создали обширное государство. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания (8 в.) на территории современной Таджикской ССР выделились 3 основные этнические области: согдийская на С., ферганская на С.-В. и тохарская на Ю., население которых и в дальнейшем на протяжении многих столетий сохраняло некоторые особенности в культуре и быту. Этнический состав этих областей был очень сложным - в компактную массу местного ираноязычного населения просачивались пришлые этнические группы, в том числе тюркоязычные; все они сыграли определенную роль в этногенезе Т. Арабское вторжение первоначально несколько затормозило формирование таджикского народа, но в дальнейшем борьба народных масс против завоевателей стала способствовать консолидации Т. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра Т., что было тесно связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конце 10 в. политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начинается многовековой процесс тюркизации Т., особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был господствующим, государственным языком тюркских правителей.
Сложной оказалась судьба Т. во 2-й половине 19 - начале 20 вв.; северные районы таджикской оседлости вошли (1868) в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью феодального Бухарского эмирата (см. Бухарское ханство). В экономике, социальных отношениях, быту Т., особенно в южных районах, сохранялись феодально-патриархальные порядки, в северных районах появились элементы капиталистических отношений. Исконным занятием Т. было земледелие, основанное в значительной. мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. Были развиты различные ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки и др.).
Коренные изменения в жизни Т. произошли после Октябрьской революции 1917. В результате социалистического строительства Таджикистан превратился в республику развитой индустрии, интенсивного сельского хозяйства, высокой культуры. Дальнейшее развитие получили все виды народного творчества. Выросли кадры национальной интеллигенции. Таджикский народ складывался и развивался в тесной связи с др. родственными народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих ряд общих этнических элементов. Культурные сокровища таджикского народа были достоянием узбеков, равно как достижения узбекской культуры широко усваивались Т. В процессе социалистических преобразований Т. в СССР сложились в социалистическую нацию. Об истории, экономике и культуре Т. см. также в ст. Таджикская ССР.
ТУРКМЕНЫ самоназвание - туркмен
Нация, основное население Туркменской ССР, где численность Т. составляет 1416,7 тыс. чел. (1970, перепись). Живут также в Узбекской ССР, Таджикской ССР, на Северном Кавказе, в Астраханской области и ряде городов РСФСР. Общая численность в СССР - 1525,3 тыс. чел. (1970). За рубежом большие группы Т. живут в Афганистане и Иране (свыше 750 тыс.), арабских странах Передней Азии (свыше 150 тыс.) и в Турции (около 80 тыс.). Говорят на туркменском языке. Антропологически Т. - европеоиды с небольшой монголоидной примесью. Верующие Т. - мусульмане-сунниты.
Наиболее раннюю основу в этногенезе Т. составили древние местные ирано-язычные дахо-массагетские и сармато-аланские племена степей и отчасти жители древних государств - Маргианы, Парфии и Хорезма. В середине 1-го тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9-11 вв.- гузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе Т. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в 15 в., когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена неогузского происхождения, в частности кыпчаков.
Вплоть до 20 в. у Т. сохранялись племена с многостепенным родовым делением. Самыми крупными из них были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и чаудоры.
Социальные отношения Т. во 2-й половине 19 в. (накануне присоединения к России) были патриархально-феодальными. Политическая и экономическая разобщенность (у Т. не сложилось своего государства) и ряд др. причин способствовали консервации архаических родоплеменных социальных институтов, уживавшихся с феодализмом. Эти племенные и родовые связи играли большую роль и использовались родовыми вождями - феодалами для эксплуатации своих сородичей. В 80-х гг. 19 в. Туркменистан был присоединен к России. В результате включения его в орбиту общероссийского экономического развития здесь возникают зачатки капиталистических отношений.
Для хозяйства Т. в дореволюционное время были характерны сочетание орошаемого земледелия со скотоводством и связанный с этим полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва), кочевавших со стадами, и оседлых земледельцев (чомры). Однако у некоторых племен, живших в оазисах [емрели, карадашлы (языр), нохурли и др.], преобладало земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, хлопчатник, бахчевые), другие племена (игдыр, ата и т.д.) занимались преимущественно скотоводством (овцы, верблюды и лошади). После Октябрьской революции 1917 территория, населенная Т., входила в состав Туркестанской АССР, Хорезмской и Бухарской народных советских республик, в 1924 в результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии была создана Туркменская ССР в составе Союза ССР.
За годы Советской власти в ходе социалистического строительства в хозяйстве и культуре Т. произошли коренные изменения. Туркменская ССР стала индустриально-аграрной республикой. Появились новые отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая, химическая, газовая, цементная, стекольная и др. Сельское хозяйство механизировано; основные культуры: хлопчатник и зерновые, имеются бахчеводство, садоводство, виноградарство, развиты также животноводство (особенно каракулеводство), шелководство, ковроткачество. В прошлом экономически и культурно отсталая страна стала республикой высокой культуры. Получили развитие национальная литература и искусство. В результате социалистических преобразований Т. сложились в социалистическую нацию. Об истории, экономике и культуре Т. см. также в ст. Туркменская ССР.
Т. за рубежом (в Иране, Афганистане, Турции) являются национальным меньшинством, сохраняя в образе жизни и в социальной структуре черты патриархально-феодального уклада.
УЗБЕКИ самоназвание - узбек
Нация в СССР, основное население Узбекской ССР. Общая численность в СССР - 9195,1 тыс. чел. (1970, перепись), из них 7724,7 тыс. живут в Узбекской ССР (65,5% населения республики), 665,7 тыс. - в Таджикской ССР, 216,3 тыс. - в Казахской ССР, 332,6 тыс. - в Киргизской ССР, 179,5 тыс. - в Туркменской ССР. За пределами СССР свыше 1 млн. У. живут в Северном Афганистане, около 14 тыс. - в некоторых городах западных районов КНР. Говорят на узбекском языке. Верующие У. - мусульмане-сунниты. Древними предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена. С рубежа н. э. начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племен. Со 2-й половины 6 в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, и кочевого, главным образом тюркоязычного, населения. С развитием феодальных отношений здесь стали формироваться две народности - таджикская и узбекская, происходило становление их языков и культуры. Ко времени вхождения Среднеазиатского междуречья в государство Караханидов (11-12 вв.) относится завершение основного этапа этногенеза узбекской народности. Этот этноним утвердился за ней, однако, позднее, после ассимиляции в ее среде дештикипчакских (см. Дешт-и-Кипчак) У., пришедших в конце 15 - начале 16 вв. во главе с Шейбани-ханом.
К началу 20 в. процесс консолидации узбекской нации не был завершен: в составе У. прослеживалось наличие 3 больших этнографических групп. Одна из них - узбекское, издавна оседлое население оазисов, у которого отсутствовало родоплеменное деление; главными занятиями были орошаемое земледелие, ремесло и торговля. Другая группа У.- потомки той части до монгольских тюркских племен Среднеазиатского междуречья и тюрко-монгольских племен времени Чингисхана, которая еще сохраняла полукочевой быт (занимаясь преимущественно овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлук, барласи др.). Большинство их сохраняло самоназвание "тюрк". В формировании некоторых этнографических групп У. (особенно оседлой части У. Хорезма) участвовали и средневековые огузы. Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племен 15-16 вв. Большинство этих узбекских племен носило имена народов и племен, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт и др.). Переход к оседлости этих узбекских племен, начавшийся в 16-17 вв., в основном завершился к началу 20 в. Часть их постепенно слилась с оседлым узбекским населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров. Занимались они земледелием, но в предгорной и степной зоне одним из основных занятий оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. Несмотря на то, что каждая из указанных групп У. имела некоторые этнографические особенности, их язык, материальная и духовная культура отличались устойчивыми чертами этнической общности, определявшими этнокультурный облик узбекской народности.
Общественный строй узбекского населения среднеазиатских ханств 16-19 вв. был феодальным со значительными пережитками патриархальных отношений. В дальнейшем, в результате присоединения Средней Азии к России, у У. начали складываться капиталистические отношения, что активизировало процесс их этнического развития. Однако накануне Октябрьской революции 1917 процесс формирования узбекской буржуазной нации еще не завершился. В условиях советского строя в результате проведения в жизнь ленинской национальной политики У. обрели свою национальную государственность - Узбекскую ССР и сформировались в социалистическую нацию. За короткий исторический срок У. преодолели экономическую и культурную отсталость, создали современную индустрию, преобразовали сельское хозяйство на социалистической основе и достигли огромных успехов в развитии различных областей культуры, науки и искусства. Об истории, экономике и культуре У. см. в ст. Узбекская ССР. |