Туркменистан   |x .
Родо-племенная структура Туркмен

Племена бозок

Трем старшим по возрасту братьям Огуз дал имя бозок. Иркыл Ходжа каждому из их сыновей дал свой лакаб и свое имя. И каждый, кто происходил из их племен, назывался по этому лакабу - по родовому имени (102).

ДЕТИ КЮН-ХАНА-САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА

1. Кайи, т. е. могущественный (103); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (104), доля мяса - правая лопатка (105).

2. Байат, т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (107), доля мяса - правая лопатка (108).

3. Алкаравли (109), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия (110); [его рода] тамга: онгон - белый (111) сокол , доля мяса - правая

лопатка (112).

4. Кара-Ивли (113), т. е. по чернотропу прекрасно ездил (114); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (115), доля мяса - правая лопатка (116). [65]

ДЕТИ ВТОРОГО СЫНА АЙ-ХАНА

1. Йазыр (117), т. е. люди многих стран будут на твоей стороне (118); [его рода] тамга: онгон - орел (119), доля мяса - передняя правая лопатка.

2. Догер (Дока) (120), т. е. ради общения (121); [его рода] тамга: онгон - орел (122), доля мяса - передняя правая лопатка.

3. Додурга (123), т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок (124); [его рода] тамга: онгон - орел (125), доля мяса - передняя правая лопатка.

4. Япарлы (126), т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма (127).

Когда во время [одного] сожжения он допустил ошибку, [Огуз] был вынужден наказать его. Существовал суровый ветер, который дул со стороны Хитая (Китая). Этот ветер, который именовался Сам (128) Сюйрек , очень беспокоил [людей]. Ему (Ягме) сказали: "Ты садись на месте, откуда дует этот ветер, и перекрой его отдушину. Этим преследовалась цель его гибели и поэтому его и послали туда. [В настоящее время в этой стране туркменов из его рода нет. Они живут только в стране Хитаи] (129). [Его рода] тамга: онгон - орел (130), доля мяса - передняя правая лопатка.

ДЕТИ ТРЕТЬЕГО СЫНА ЮЛДУЗ-ХАНА

1. Авшар, т. е. проворный в деле и страстный охотник (131); [его рода] тамга: онгон - тавшанджил (132), доля мяса-правое бедро.

2. Кызык (133), т. е. сильный, знаток законов и битв (134); [его рода] тамга: онгон тавшанджил (135), доля мяса - правое бедро.

3. Бегдили, т. е. всегда дорог, как слово старших (136); [его рода] тамга: онгон- тавшанджил (137), доля мяса - правое бедро. [66]

4. Каркьш, т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа (138); [его рода] тамга: онгон - тавшанджил (139), доля мяса - правое бедро.

Племена учок

Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок. Иркыл Ходжа дал каждому из них свой лакаб в следующем порядке:

СЫНОВЬЯ ГЕК-ХАНА

1. Байандур (140), т. е. всегда живущий в полном (141) довольствии ; [его рода] тамга: онгон - кречет (142), доля мяса- левое бедро.

2. Беджене (143), т. е. проявляющий ревностное (144) старание ; [его рода] тамга: онгон - кречет (145) доля мяса-левое бедро.

3. Чавулдур (146), т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный (147); [его рода] тамга: онгон - кречет (148), доля мяса-левое бедро.

4. Чепни (149), т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье (150); [его рода] тамга: онгон - кречет (151), доля мяса - левое бедро.

СЫНОВЬЯ ТАК-ХАНА

1. Салур (152), т. е. куда бы ни пришел,везде сражаешься мечом и палицей (153); [его рода] тамга: онгон-... (154), доля мяса-голень задней левой ноги.

2. Эймур (155), т. е. имеет много воинов и богатый (156); [его рода] тамга: онгон-..... (157), доля мяса - голень задней левой ноги.

3. Алаюнтлу, т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней) (158); [его рода] тамга: онгон -... (159), доля мяса - голень задней левой ноги.

4. Урегюр (160), т. е. его дела всегда на (161) высоте ; [его рода] тамга: онгон - .... (162), доля мяса - голень задней левой ноги.

СЫНОВЬЯ ТЕНГИЗ-ХАНА

1. Йигдыр (163), т. е. прекрасный и великий (164); [его рода] тамга: онгон - сокол (165), доля мяса - ляжка.

2. Бюгдюз (166), т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый (167); [его рода] тамга: онгон -... (168), доля мяса - ляжка.

3. Йива (169), т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки (170); [его рода] тамга: онгон -... (171), доля мяса - ляжка.

4. Кынык (172), т. е. уважаемый везде, где бы не находился (173); [его рода] тамга: онгон -...., (174), доля мяса - ляжка.

И он (Иркыл Ходжа) определил, какую часть мяса лошади должен получить каждый род в отдельности, чтобы в будущем не возникали между ними споры и недоразумения. Во время праздничного пира (той) они должны зарезать двух лошадей, а так как лошадь рассекается на 12 частей, то одна лошадь должна достаться племени Бозок, а другая - племени Учок. Прилегающая к шее спинная кость, близкий к спине позвоночник и одна правая нога должны принадлежать владыке (падишаху) народа. Другие части [мяса] были выделены каждому колену и сыновьям Огуза в виде особой доли (хас улюш) (175). Это для того, чтобы никто не имел права съесть долю другого.

Фазлаллах Рашид ад-Дин. "Огуз-наме". Баку. 1987

(пер. Р. М. Шукюровой)

Салыры

САЛЫР, крупное огузо-туркменское племя, основная масса которого жила на территории Туркменистана. Значительная их часть в XI-XII вв. ушла вместе с другими огузо-туркменскими племенами на запад; в Малой Азии в XII-XIII вв. они образовали Караманское бекство (Караман огуллары). В XIV-XVI вв. салыры возглавляли крупнейшее племенное объединение внешних (дашкы) и внутренних (ички) салыров в Западном Туркменистане. В Южном Туркменистане были известны хорасанские салыры. Все салыры свою родословную ведут от Салыр Казана. В XVI-XIX вв. салыры жили на Мангышлаке и Северном Балхане, в Хивинском ханстве, в среднем течении Амударьи, в Мургабском оазисе и, наконец, в Серахсе – последнем месте их окончательного оседания в 1884 г. Часть салыров в 1470 г. Переселилась из Самарканда в Кашгарию, т.е. Восточный Туркестан, где известные также под названием салары.

Салыры и до 1884 г. Несколько раз пытались обосноваться у крепости Старого Серахса, но неудачно. В XIX в. в Туркменистане салыры были разделены на серахских и амударьинских. Серахские, в свою очередь, подразделялись на три основные материнские группы (эне болеклер) – караман, кичи ага и ялавач. Самой многочисленной была группа караман. Эти подразделения делились на многочисленные роды. У салыров были популярны генеалогические предания об их происхождении и родоначальнике Салыр Казане, который под именем Казан-алп является одним из основных героев эпоса "Горкут Ата". До недавних пор они сохраняли некоторые местные особенности.

А.Джикиев

Подразделения и роды туркменского племени Салыр

Туркменское племя САЛЫР состояло из трех крупных подразделений:

КАРАМАН, КИЧИАГА И ЯЛАВАЧ

Подразделение КАРАМАН включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Бегболюк – сапалак, коджек, анна, келлекер.

Оджук – инджалды, корлер, гараюсуп, байлар, ходжамбазлы, чурулер, чепбелер.

Окурджикли – душаклы, арабачы, гок, чурре

Гедек – одекбай, аладузлы, шых, омар, зомммук, аймаклар, моиджилер, пеллечи, мамаклар, пендживар.

Халылчулум – гызыл, багшы, кадиби, байлар, джеле, ерга, маптак, моллаомар, аннагулы, марджа.

Аджгам – кеки, чокаллар, эшеклер, байлар, геонпер

Кущи-Бока – яхрынчы, кер-дурнок, беглер, дэли, керлер, суйтхорлар

Подразделение КИЧИАГА включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Бокаш –бокаш, торедемир, муса, гара кичиага

Яджы – бегенджага, исмаил, хав-зага, хеллейин, хобез-ага

Бокгара – юнель, гуланчы, аннагайшак, сопулар

Ейкебашарджа – ейке, башарджа

Якуп – арык, аман

Саят – джаинш, одекбай

Арслан – оушид-джем, ибраим-ходжа, иссма, бедем

Подразделение ЯЛАВАЧ включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

Ордугоджа – гекборук, гултак, егенсейит, алла-ялджик, кыр

Юсуп – дэли, эрам-берды, юсуп

Бегсакар – бег, сакар, аджал, егенаджы

Кесе – кесе, исмаил, гара-овлята

Гурт – гурт, хебип

Керимага – шатарык, токегаз-букук, керимага

Источник: Г.И. Карпов, 1925 г.

Баяты

В Бурдалыкском, Когановическом, Чарджоуском, Дейнауском районах Туркменской ССР проживают представители значительного в прошлом туркменского племени Баят (Баяут, Беят). В 1931 году был послан в эти районы житель Серахского района, аула Караман Юсуп Егенмурадов для выяснения места расселения представителей племени Баят и производства записей рассказов и шеджере по истории этого племени.

Егемурадов записал на месте со слов рассказ Ноубат Новруза - жителя аула Сакар-Чирлак, участка Ходжа-Кала Когановического района (бывший Старо-Чарджоуский район), старика 80 лет. По записям Егенмурадова о Баятах сообщается следующее:

"Туркмены племени Баят делятся на две части: Как и Баят, (1) из коих. Как считаются старшими. По этому поводу имеется легенда, что во времена Гун-хана - старшего сына Огуз-хана, на всех народных торжествах на самом высоком (почетном) месте сидели представители Каи. С тех пор в народе сохраняется поговорка "Глава народа Каи-Баят". (2)

Из более мелких подразделений Баят известны Сакар-Чарлак, Халдар, Агар, Ои-Деин.

Баяты пришли в Чарджоускую группу районов 200 лет тому назад. После того как они прожили здесь 105 лет, они часто подвергались притеснениям со стороны народа Сакар-Чарлак и были вынуждены переселиться в Хиву. Там они прожили около 20 лет, затем опять вернулись в Чарджоу и его районы, где и живут до сих пор (1931 г.).

Племя Баят признают Салыров своими родственниками (близким племенем). Объясняют родство тем, что со времени прихода Баят в Чарджоу они жили с салырами по соседству и большинство общих дел (вопросов) решали по обоюдному согласию.

Мелкие аулы племени Баят, проживающие в Когановическом районе: Сакар-Чарлак, Каты-Арык, Кушбеги, Хал-Дар, Яссы-Депе, Таза-Арык, Меркуш. В Дейнауском районе: Агар, Одеи, Эшекчи-Баят. В Бурдалыкском районе, в ауле Баят насчитывается до 800 кибиток баятцев. (3) В Дейнауском и Когановическом районах - по 1000 кибиток.

(...) Бытовое положение женщин племени Баят одинаково с положением женщин из племен: сакар, салыр, каркын, эски. Например, женщины носят "достар" - подобие шарфа, который накидывается на голову под платок и им обвязывают шею; "достар" в большинстве желтого цвета. Ходят на поминки ("патта") (4) к Сакарам, Каркын, Эски, Салырам. Вследствие же того, что Баяты долгое время жили по соседству с узбеками, они подверглись влиянию последних в быту.

Все перечисленные аулы Баят имеют между собой постоянную тесную связь, общаясь на свадьбах, поминках и т.д. Кроме того, в прошлом они поддерживали друг друга на случай войны с внешними врагами. (...)

В пределах Туркменской ССР представители племени Баят встречаются, помимо районов, упомянутых Егенмурадовым, среди Геоклен (Каракалинский район), часть их проживает в Каракульском районе Бухарской области Узбекской ССР. (5) В этом, последнем, целый ряд кишлаков сохраняет названия прежних родовых делений туркмен: Караул, Кара-Ид, Ходжаляр, Чага-Таи, Джалаир и Миришкор, Ургенчли, Шагал, Арчин, Чалдыр, Араб-Абдал, Джигачи (или Ассия), Кара-Ходжа и др.

В Азербайджане Баяты появились в XIII веке с Мангышлака, но часть из них вернулась в Закаспий. (6)

Среди населенных пунктов Средней Анатолии (Нихал, Ахмед, Наджи - названия туркменских земель в Анатолии на турецком языке), в районах Сюйрехи, Сивас, Бейазит, Ады-Ямана, Лефке, Билнджира, Купан, Сенджира, Баликсира, Сумана, Эльмалы, Сендыклы, Катайхен, Алтунташ, Экскишар, имеется 16 аулов, сохраняющих название Баят.

Грум-Гржимайло Баяутов (Баят) относит к одному из древних туркменских племен (VI-VII вв.). По списку М.Кашгарского (XI в.) Баят значатся на 9-м месте среди туркмен-огузов. (...)

По данным иранских и хивинских хроник (XVI-XIX вв.) о Баятах имеются следующие данные:

В 1554/1555 гг. во время восстания на Гургене туркмена Аба, шах Ирана послал против него войско, в составе которого находился и Сеиф-Бек, Баят. В 1591 г. часть Баятов проживала около крепости Нишапур в Иране (булюк Маадана). В то время вождями этой группы Баятов были: Махмуд-Султан, сын Баба-Ильяса, Огурлю-Султан - правитель Буджнурда, Шах-Кули-Султан.

В 1593 г. Шах-Берды - один из ханов Буджнурда, восстал против шаха Ирана и разбил Баятов во главе с правителем Буджнурда Огурлю-Султаном, когда последний пришел в местечко Буджнурд для сбора войск и реквизиции. После этого события шах Ирана Тахмасп прибыл к Баятам, "которые за сражение с Шах-Берды ханом заслуживали самых разнообразных наказаний (...)". Шах-Кули-Султан, брат Огурлю-Султана, управляющий племенем Баят вместо последнего, обратился к шаху (Ирана - Ред.) с просьбой простить им проступок... В благодарность за шахскую милость племя Баят преподнесло шаху 3000 коней и кобылиц баятской породы, которые среди кизилбашей пользовались доброй славой, и 3000 туманов чистым золотом. И то и другое с большой охотой в виде подношения и уплаты штрафа в казну. Часть Баятов в 1595 г. несла охрану крепости Исфериан (Иран), но затем, по своей слабости, они были отстранены от этой обязанности.

В 1598 г. шах передал управление Нишапура Мирзе-Мухаммед-Султану из племени Баят, который был правителем Сабзевара. В 1617 г. Баяты Нишапура были разграблены Назар-Тугаем, узбеком, посланы туда Имамкули Ханом Хивинским.

В 1628 г. правителем Нишапура был Байрам-Али Султан из племени Баят. После него, при Надире, правителем Нишапура был назначен фахт Али-хан, тоже из Баятов.

В 1732-1738 гг. Надир-шах переселил в Хорасан 2000 Баятов, проживавших до этого в 8-ми фарсахах от Каркука (в районе Багдада, Ирак). В 1740 г., возвратившись из Индии в Мерв, Надир-шах казнил 7 главных сановников и правителей. Они намеревались убить Надира и посадить на престол его сына - Риза-Кули. В числе казненных был и Рахман-Кули-Султан - "Баят, занимавшийся сбором причитавшегося в казну урожая". В 1744 г. Ходжи-Сеифуддин-хан (Баят) был заведующим финансовой частью всего Хорасана при Надир-шахе. В Нишапуре, вместе с Баятами жили курды и кераи. В 1747 г., в год убийства Надира, у Баятов Среднего течения Аму-Дарьи правителем был Джафар-хан. В 1847 г. часть Баятов проживала в районе Буджнурда. 25-ю годами раньше, часть племени Баят вместе с салырами проживала в Каракольском районе (Бухара) откуда ими были даны сарбазы Мухаммед-Рахим-хану Хивинскому, находившемуся около Чарджоу на правом берегу Аму-Дарьи, во время его похода в 1821 г. в Бухару. Ромаскевич А.А. отмечает, что в Назарыме жили туркменские племена: Эски, Чаудоры, Нургакли и Илиджек. (7) Этот же автор помещает о Баятах следующую справку:

"Баяты - тюркское племя, появившееся в Иране, надо полагать, как и другие большие тюркские племена, лишь в эпоху монголов, хотя уже одно из племен огузов называлось "Баят". По словам Эскандера Мунши ("Тарых-алям-ара", с. 301), племя Баят жило в Хорасане к северу от Нишапура, в булюке Кадана. В преданиях тюркских племен, зафиксированных Рашид-ад-дином ("Введение" издание И.Березина), происхождение этого племени возводится к Баяту - внуку Огуз-хана. В эпоху Сефевидов представители этого племени при дворе считались родовой аристократией.

В настоящее время это племя живет небольшими группами в разных частях Ирана. Часть Баят входит в состав племени Кашгаев на юге Ирана, другая часть живет в Азербайджане и в окрестностях Тегерана".

Примечания

1. Часть Каи вошли в племя туркмен-геоклен.

2. Об этом у Абуль-гази (XVII в.) и других ранних авторов говорится, что Каи и Баят жили вместе (Авт.).

3. По данным, полученным мною в 1934 г. из Бурдалыкского района, там, в ауле Баят баятцы делятся на следующие роды: Арык-Ягаш, Кай-Баят, Тувар и Гок-Баят (Авт.).

4. Участие в поминальных церемониях, - этнографически, - показатель родства племен. Ред.

5. В Каракульском районе проживают туркмены: Чандыр - 1000 человек Уа - 1080 человек, Каракуль - 355 человек, Амир-Али - 1825 человек, Саят - 205 человек, Баят - 1080 человек и Салыр - 95 человек (См. "Современный кишлак Средней Азии", вып. II, Ташкент, 1927, с. 14).

6. Сообщено А.Н.Фитуни (авт.)

7. Выше приведенные сведения использованы Г.И.Карповым из фундаментального двухтомника "Материалы по истории туркмен и Туркмении", составленном из хивинских, иранских хроник. Ред.

Источник: Г.И.Карпов "Родоплеменной состав туркмен"

БАЯТ, огузское племя, стоявшее вместе с кайы во главе всех 24-х огузских племен – "иль баши кайы-баят". Древние авторы называли сармато-меотский союз племен "баита" (маита, меоты). Окончательное выяснение этого факта может послужить доказательством массагетского происхождения племени баят. В огузской традиции Баят – третий сын Гюн-хана и внук Огуз-хана. Этимологически близок к этнониму баяндыр. Переводится как "счастливый и полный благодати", "богатый" и может восходить к древнему "Бог".

Баяты играли важную политическую роль в Сельджукском государстве. Их массовое переселение в Иран, Малую и Переднюю Азии, Закавказье заметно отразилось на местной топонимике – до сих пор сохранились географические названия, образованные от имени этого племени. Баяты, но уже под названием "боуты" жили отдельными поселениями в Киевском государстве.

Топонимы Баят, баят-хаджи обнаруживаются в Туркменистане. Существует и современное туркменское племя баят, а также род баят в составе гокленов.

О.Гундогдыев

Баяндыры

БАЯНДЫР, древнее огузское племя, игравшее в VII-VIII вв. главную роль в Кимакском каганате. В XI в. Включившись в движение Сельджуков, баяндыры в основном мигрировали в Турцию, Ирак, Сирию, Кавказ. В XV-XVI вв. они стояли во главе туркменского государства Акгоюнлы в Малой Азии. Другая часть бандыров, не приняв ислам, в X-XI вв. появилась в Древней Руси. Русские летописи знают их под названием берендеев. Много баяндыров ушло в Европу, где они составляли боевые силы болгар, византийцев, венгров. Многочисленные следы пребывания баяндыров в Европе, Закавказье, Малой и Средней Азии сохранились в виде топонимов. Сам этноним невозможно отделить от бай, баят. В таком виде он сохранился в составе племен ата, гарадашлы, емрели, йомут, мукры, алам, салыр, сарык, теке, эрсары.

О.Гундогдыев

Халаджы

ХАЛАЧ – средневековое огузско-туркменское племя. В пору существования Сельджукской державы название "калаш" прилагалось к деклассированным элементам. Средневековые толковые словари обычно объясняют значение термина "калаш" как ‘оставшийся без средств, беспомощный’. Вполне очевидно, что этот социальный термин прилагался и к низшим слоям обедневших общинников-скотоводов (С.Агаджанов). Около тысячи лет тому назад часть племени халач жила в нынешнем Халачском районе (А.Росляков), остатки которого до сих пор живут там и в Бухарской области, а часть в XII веке ушла в Индию и в другие страны (А.Росляков). Махмуд Кашгари, Рашид-ад-дин и другие авторы приводят следующую этимологию этнонима: ‘останься, открой’ и ‘останься голодным’ (В.Бартольд).

Солтанша Атаниязов "Словарь туркменских этнонимов", Ашхабад, "Ылым", 1988 г.

Бозоки и учоки

БОЗОК – средневековое огузско-туркменское объединение племен, охватившее потомков Йылдыз-хана, Ай-хана и Гюн-хана (всего 12 племен). По нашему мнению, слово "боз" (в литер. яз. ‘залежь, невозделанная земля’) в тюркской этнонимии ("Бозок", "Бозятан") и в антропонимии ("Бозоглан") означает ‘первенец, старший, уважаемый’ (бозоки, старшие сыновья Огуз-хана, сидели на почетном месте, т.е. по правую сторону от хана); "ок" - ‘племя’, т.е. ‘старшие, почетные племена’. Опираясь на легенду, приведенную в трудах Рашид-ад-Дина, Абулгази, Салар Баба, В.В.Бартольд переводит этот этноним ("бозок") как ‘те, что от сломанного лука’. Легенда гласит: сыновья Огуз-хана нашли золотой лук и три золотые стрелы и спросили отца, как им разделить найденное. Огуз-хан дал трем старшим сыновьям лук , сломав его на три части и назвал их Бозок. Трем младшим сыновьям дал по стреле и назвал их Учок.

УЧОК – союз средневековых огузско-туркменских племен, охватывающий потомков трех сыновей Огуз-хана: Гюн-хана, Даг-хана и Денгиз-хана. В XIX в. Союз родов "учок" встречался и в составе емутов (П.Мелиоранский). О происхождении этнонима Рашид-ад-Дин приводит следующую версию: шесть сыновей Огуз-хана пошли на охоту и там нашли золотой лук и три золотые стрелы и принесли их отцу. Огуз-хан лук отдал трем старшим, чтобы они поделили между собой и назвал из Бузуками, а стрелы разделил между младшими и дал им имя "Учук" (т.е. "уч-ок") ‘три стрелы’ (Материалы по истории туркмен и Туркмении). В.В.Бартольд также поддерживают эту версию и приводит значение этнонима: ‘те, что от трех стрел’. По нашему мнению, слово "ок" в этнониме "учок" означает не стрелу, а ‘род, племя, потомок’, как и в слове "огул" ‘сын, отпрыск’, оглан ‘мальчик’, "огуз". Этноним точно также переведен Ф.Сюмером. Ср. "Учил", "Учуруг", "Учогуз", "Он-ок".

Солтанша Атаниязов "Словарь туркменских этнонимов", Ашхабад, "Ылым", 1988 г.

Сакар

В сведениях о сакарах, собранных в Саятском и Чаржоуском районах (1931 год) Юсуп Егенмурадовым, жителем Серахского района аула Караман, говорится:

"Бекмурад Танрыберды-оглы из Саятского района, аула Ул-Арык, племени Сакар и Бабаших Оразберды-оглы из того же племени, рода Мерье, аула Хазареук и Шири Баба-оглы из племени Ходжа, колена Инебег, кишлака Сия сообщили (мне), что племя Сакар делится на 4 больших улуга (колена): 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-инебег (или Сиядаг-Сакар).

В племени Сакар старшим подразделением является род Мерье. Объясняется это тем, что когда племеня Сакар переселилось из Мангышлака в Чарджоуский район на Амударью, начались междуусобные столкновения с племенем Баят. Тогда из кишлака Улы-Арык, рода Мерье некий Курбан Язбек был предводителем племени Сакар. Когда хивинский хан Медамин (Мухаммед-Эмин) пришел в Чарджоу, то повел переговоры о переселении племени Сакар в Хиву. Курбан Язбек вел переговоры от имени племени.

После переселения в Хиву Курбан Язбек был назначен от имени хивинского хана главой племени Сакар.

До настоящего времени (1931 год) сохранились следующие подразделения племени Сакар: 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-Инебек (Сиядаг-Сакар). Из мелких подразделений племени известены в колене Мерье следующие: 1. Алтын, 2. Хазарек, 3. Курт, 4. Петте-Арык, 5. Яиджи, 6. Улы-Арык.

По словам Шири Баба-оглы, племя Сакар делится на две части: Сакары, пришедшие с Мангышлака и Сиядаг-Сакары, называвшиеся в старину Даг-Сакар. Эти последние переселились с реки Сыр(-Дарьи), но откуда они происходят неизвестно.

По рассказам Бекмарада Танрыбердиева, Сакары прибыли в Чарджоу 150 лет назад. После 12-ти лет пребывания в Чарджоу, Сакары имели враждебные отношения с племенем (тайфа) Баят и находились с ними в состоянии войны. Наконец, победив Баятов, Сакары ограбили их имущество и скот. В этой войне отличились хан Гельды Батыр из сакарского тире (колена) Кызан и Маят Курбан-Сердар, (а также) Курбан из (подразделения Бек) Артык-Шакир, Комек-Сердар и Нурмяты Ших.

После разгорома племя Баят бежало в Хиву и там основалось среди йомудов.

Спустя 25 лет после (этого) события хан хивинский Медамин предложил враждующим сторонам установить мирные взаимоотношения и, с целью переселения в Хиву Сакаров, отправился с войском в Чарджоу. К этому времени к Сакарам переселились с Сыр-су (Сыр-Дарьи) Даг-Сакары. Явившийся в Чарджоу хивинский хан Медамин, желая повести переговоры о переселении туркмен-сакаров в Хиву, пожелал узнать кто является старшиной племени и спросил: "Кто худший в племени?" Тогда Курбан Язбек ответил, что он худший. Хан заявил: "Или вооружайтесь, чтобы воевать с нами, или соглашайтесь быть нашими подчиненными, не переселяясь в Хиву". Так как вооружения и продовольственных запасов было мало, то Курбан Язбек ответил, что ответ будет дан на следующий день.

После этого были разосланы верховые, созвать людей на Совет старейшин. На совете участвовали: от тире (колена) Ходжа-иныкбек, Джамалак, Музе-Бахши; от Улы-уруга (большого колена): Ходжагельды Аннаберды-оглы; от колена Кара-Махмуд - Солтан Ишан-бахши; от колена Сиядаг-Сакар - Нурмат Ших и от колена Артык-Шахир: Гельды Батыр, Маят Курбан-Сердар и Комек-Сердар. На собраниях, проведенных в народе, было выясненно, что сил для противодействия хану нет, а потому решено было согласиться с предложением хана хивинского переселиться в Хиву.

Как передают старики, 117 лет назад (от 1931 года), по совету Курабн Язбеги, племя переселилось в Хиву.

Там прожили 14 лет, а затем между Баят и (сакарскими) йомудами началась вражда, которая переросла в войну. Полагают, что это было начато со стороны Баят, чтобы отомстить за прежние обиды. В этой борьбе йомуды были в союзе с Баят и одержали победу над Сакар. Старейшина Курбан Язбеги был убит в этой войне. После этого, по совету оставшихся старейшин (Комек-Сердара, Хангельды Батыра, Мяткурбан-сердара, Нурмят-шиха), признав своими родственниками текинских туркмен, тайно послали к этим туркменам, проживающим в Серахсе, просьбу, чтобы они помогли переселиться из Хивы. В ответ на это текинский Коушут-хан выслал сакарам в помощь 500 верховых под командой Сердара (военноначальника) Амансахат-сердара и Атлы-баши, командира конного отряда Аннакули Кельджа.

Теке помогли племени сакар уйти из Хивы. Погоня, организованная йомудами не настигла бежавших. После того, как сакары прибыли в Серахс и прожили (там) 3-4 месяца, хивинский хан решил пойти войной на теке и стал собирать для этой цели вооруженных людей, так как счел для себя тяжелой обидой увод текинцами сакаров.

По сообщению Бегмурада Танрыкули-оглы, йомуды подошли к крепости Коушут-хана, находящейся в Серахсе. Узнав об этом, Коушут-хан отправил Амансахат-сердара с одним ишаном и переселившимся вместе с Сакарами Сеид-Джамал-ишаном, чтобы они узнали о причине прихода Мадамин-хана (хивинского). Причем, он просил воздержаться от кровопролития, указав, что обе стороны мусульмане. Но со стороны хана был получен ответ, что он прибыл для войны. Теке ответили, что, хотя у них небольшое войско, но бог будет им помощью. Хан обиделся на это и сказал: "И бог из вашей среды и пророк из вашей среды и тот виднеющийся святой Туе-Моюн ("Верблюжья шея") тоже из вашей среды". С этим ответом ишаны и сердары возвратились к Коушут-хану.

Решено было принять вызов хивинского хана. Но, зная, что сил у них мало текинцы решили укрепить крепость. Коушут-хан сидел в воротах крепости со своими ишанами. Амансахат-сердар, Аннакули-Кельджа, Комек-сердар и Артык-Шахир стояли и советовались между собой. В это время одна женщина из числа Теке по имени Хумса-бай, проходя мимо Амансахат-сердара сказала, что если бы у нее было такое мужество, как у Амансахат-сердара, то она давно бы уже разделалась с этими "татами". После таких слов Амансахат был охвачен яростью, направился в аул и набрал себе 300 всадников. С ними он подъехал к воротам крепости, где находился Коушут-хан со своими ишанами и попросил у него разрешения пойти на врага.

Видя малочисленность отряда, старейшины обратились с вопросом к самим всадникам: согласны ли они идти в неравный бой? Получив утвердительный ответ и уступая просьбам Амансахат-серадара, старейшины благословили отряд на выход из крепости и разрешили им идти в атаку на врага. На последнем сговоре отдельных частей (сотен) отряда Амансахат-сердар сказал своим товарищам, что если он погибнет, то пусть его прах ищут у знамени врага, "так как, если я даже и умру, - заявил он, - то и тогда я доберусь до знамени".

После этого отряд разбился на части и двинулся в атаку отдельными колонами, одну из которых вел Комек-сердар, другую - Артык-шахир, третью - Аннакули-кельче, четвертую - Амансахат-сердар. Последний, поражая насмерть всех, кто был на его пути, ринулся к знамени (противника). И когда он уже был готов взять знамя, оно 4 раза передавалось знаменосцами из рук в руки, чтобы спасти знамя от Амансахата. Но он убил всех четырех знаменосцев и завладел знаменем.

Войско Мадамин-хан, получившее об этом сообщение, разбудило хана. Он вышел из шатра и увидев, что противник приближается, решил помолиться богу. Пока он сидел за молитвой до него доскакал Аннакули-кульче и обнажил шашку. Он хотел зарубить хана, но один из охранников хана - Алиджан - бросился под удар шашки и погиб на месте. После этого был убит и хан хивинский. Узнав об убийстве хана, войско бросилось в бегство (1855 год).

На протяжении всей этой схватки та самая женщина - Хумсы-бай, которая родила своим замечанием ярость Амансахата, имея при себе 5-10 верховых, снабжала во время боя отряд Амансахата водой и хлебом, оказывала другую помощь.

После победы над Мадамин-ханом, его имущество было распределено среди всадников победившего отряда. Коушут-хан успокоился. Но, чтобы избежать частых набегов иранцев, он решил откочевать в Мерв. Переселились с ним и Сакары.

Через два месяца после прибытия в Мерв, старейшины племени Сакар пригласили к себе старейшин племени Теке и сказали им о своем желании уйти на старые свои места, на берег Аму-Дарьи, в Чарджоу. Теке не противостояли этому желанию Сакаров. Поэтому эти последние переселились в Чарджоу. Тут они узнали, что и племя Баят переселилось из Хивы в Чарджоу. Тогда оба племени помирились и, как передает Шири Баба-оглы, это переселение состоялось 75 лет назад (от 1931 года).

(...) Все сакарское племя проживает на территории 6 аульных советов. Каждый аульный совет объединяет по несколько мелких аулов. Таких аулов насчитывается до 50-ти. Наименования аульных советов следующее:

Мерье с центром в Хазареке. От районного центра отстоит в 22 километрах. В этот аульный совет входит три аула, в которых проживает 2315 человек.

Другой аулсовет - Дженгель, с центром в ауле Чопан-Ата. Этот аулсовет объединяет 10 аулов с населением 2230 человек. Так как оба эти аулсовета состоят из племени Мерье, то всех аулов этого племени 13-ть. К ним следует прибавить и аул Улу-Уруг в Саятском районе и тогда все племя будет состоять из 14 аулов с населением 4837 человек.

Что касается Кызан (Гызан), то эта часть племени входит в состав аульного совета, объединяющего 11 аулов с центром в ауле Мюльк, отстоящего от райцентра на 30 км и с населением 2969 человек.

Третье подразделение племени - Кара-Махмуд, объединяет 8 аулов и составляет аулсовет с центром Веливай. От райцентра отсоит на 19 км.

Население - 1313 человек.

Четвертая группа - племя Ходжа-инебег (Сиядаг-Сакар) размещается на территории двух аулсоветов: 1. Кичи-Азан, находящегося в 22 км от райцентра, с населением 2452 человека и 2. Кете-Сия, в 26 км от райцентра, с населением 4462 человека. Во всех 50 аулах племени Сакар имеется 2641 хозяйство с населением 15 032 человека. (Данные административного деления 1931 года - Г.К.).

Большая часть приведенных здесь данных записана со слов Бекмурада Танрыберди-оглу из аула Улу-Ачик Саятского района. Кроме того, эти же данные проверены в распросах (жителей) аулов Сакар и Хазарек (информатор Баба-ших), а (по) племени Ходжа-инебег записи были проведены со слов Шири Баба-оглы из Сиядаг-Сакаров.

Так как все рассказы стариков сходились на одном, то здесь приведены записи, которые сделаны первыми. Записано в 1934 году в июле месяце в Саятском районе, в ауле Улы-Арык и 1 августа в Старо-Чарджоуском районе, на участке Сакар, в тире Мервие, в ауле Хазарек.

В быте женщин и их говоре есть сходство с салырами. Но, так как племя уже давно проживает в Чарджоуском округе, в форме одежды, в известной мере, чувствуется узбекское влияние. В говоре же значительно сохранились особенности салырского шиве: "этдур", "койдур" и др. Женщины носят достар и называют его "лечек". Платье же носят из ситца в узбекских тонах.

Сакарское племя исстари считает родственым себе племя салыр, но в силу того, что после переселения из Мангышлака в Чарджоуский район племя было

постоянно связано с Теке и ввиду того, что Теке оказали помощь сакарскому племени, Сакары считаю Теке родственным себе племенем. Исторически наиболее близким к Сакарам племенем является племя Огурджик.

Я здесь привел только те сведения о племени Сакар, которые я сумел собрать о нем. Но каждый кишлак этого племени делится на 10 частей. Сведения о таких мелких родовых подразделениях я собрать не имел возможности".

О Сакарах в "Материалах по истории туркмен и Туркмении" (с.422, 524, 528, 530, 536) говорится, что в 1821/22 году Сакары проживали около Чарджоу имея там свою крепость (с.422). 30-ю годами поздже военноначальники из племени Сакар Шахмурад-инак, Сеидназар-бай и Эрнияз-мехрем (27/VIII 1850 г.) были направлены хивинским ханом в сторону Теджена для производства грабежа (с.524), за что и были облечены хивинским ханом ласками (с.528). В 1852 году часть Сакаров вместе с войском джемшидов вторично были направлены ханом хивинским для ограбления Теджена (с.530). 4 января 1854 года Сакары вместе с Имрели, Али-Или, Арабачи и другими были направлены в Мерв "для оказания поомщи Мирмухаммед-хану" (с.536).

Родовые подразделения Сакар, проживающих в ТССР, по данным на 1936 год, таковы:

1. РОД - Ходжа-инэ-бег. 2. КОЛЕНО - Ходжа-инэ-бег. ПОДКОЛЕНО: 3. Чагатай-паян. 4. Ещек-Арык. 5. Кичи-Алпак. 6. Кельте-яб. 7. Чагатай-Бала. 8. Шор. 9. Топчи. 10. Кичи-Гез. 11. Курре.

12. РОД - Сиядаг-Сакар. 13. Гоши. 14. Лебапи. 15. Ших. 16. Хорасан. 17. Орта. 18. Кавунчи. 19. Кичи-Сия. 20. Кете-Сия.

21. РОД - Кара-Махмуд. 22. Ших-Эрбазар. 23. Ченги. 24. Новбирь. 25. Кул-Баш. 26. Кавли. 27. Вели-Бай. 28. Вахим. 29. Белеке.

30. РОД - Гузан (или Гызан? Ред.). 31. Мал. 32. Кичи-Сеид-Джамал. 33. Гавули. 34. Коюнды (м.б. Коюнлы? Ред.). 35. Бахим. 36. Рот. 37. Кичи-Алпан.

38. Кетте-Сеид-Джамал. 39. Кельте. 40. Ишан. 41. Мулин.

42. РОД - Мерие. 43. КОЛЕНО - Ченгед. 44. ПОДКОЛЕНО: Петде-Арк. 45. Ашхана. 46. Чичи. 47. Янд-Чандыр. 48. Гарры-кукэин. 49. Курит. 50. Аккан. 51. Чопан-Ата. 52. Коне-Чанлыр.

54. РОД - Хазарек. ПОДКОЛЕНО: 55. Хазарек. 56. Хош-Депе. 57. Алпан.

Из приведенных выше названий родов и колен, записанных Егенмурадовым и в таблице (за 1935 год), к более ранним родовым названиям можно отнести следующие: а) Ходжа-Ине-Бег, Кара-Махмуд, Ших-Эрназар, Чопан-Ата. Представители этих родов, в своих писанных и устных родословных относят свои роды к потомкам арабов (VII-VIII вв.); в) Сакар, Сиядаг-Сакар и Янджи - упоминаются в "Родословной туркмен" Абульгази (XVII век). Остальные позднейшего формирования, на названиях которых виден отпечаток бухарского влияния (Чагатай-Паян, Чагатай-Бала, Топчи, Лебапи, Ишан, Петте-Арык и др.).

У Абульгази в его "Родословной туркмен" о Сакарах говориться, что у Севарджика был сын по имени Хуршид. Племя Олам-Ургенчли из его рода. Уруг Азлар из рода Дудека, племя Сакар из рода Кабаджика (с.66). И дальше: "Много лет они (т.е. Кара-Ойли-Хелель) давали упомянутым (эрсаринцам Г.К.) вещи (дань). В настоящее время (XVII век) их называют Таг (Даг) -Сакары, т.к. они потомки Кашка-Джуре, а Кашка и Сакар смысл один и тот же" (с.73).

Из приведенного выше материала Абульгази обращает на себя внимание прошлое название Сакаров - Кара-Ойли-Хелель), совпадающее с названием одного из племени туркмен-огузов (XI век), упоминаемого в спике М.Кашгарского: "Кара-Булюк". У Рашид-ад-Дина, в несколько измененном виде - "Кара-эвли". В цитированном труде Абульгази (с. 34) приводится название того же племени - "Кара-ейлю". Таким образом, последовавшие изменения в названиях племени представляются в следующим виде: Кара-булюк (XI век), Кара-овли (XIV век), Кара-ейлю (XVII век) и Сакар (или Так-, Даг-Сакар) - с XVII века и до наших дней.

Источник: Г.И.Карпов "Родоплеменной состав туркмен"

Подразделения и роды туркменского племени Теке

Туркменское племя ТЕКЕ состояло из трех крупных подразделений:

УГТАМЫШ, ТОГТАМЫШ И ЯЛКАМЫШ (Сарыклар)

Подразделение УГТАМЫШ включало в себя следующие крупные родовые объединения, состоявшие из родовых объединений и родов:

СЫЧМАЗ – аксопы и ходжасопы

Аксопы – гыр, кер, тюмен, сагыр, перрен, шагал

Ходжасопы – багаджа, мулкаман, арап, гызылгоз, менли, бокурдак

БАГШЫ – ясман, мириш, салык, акдашаяк, гарадашаяк

Ясман – мурушгар, аджар, векил, урухчи, пери

Салык – пир-тала, матыр

Акдашаяк – гурджи, минче, бегендик, гызылбег, шова

Гарадашаяк – гекбоюн, акгонур

Подразделение ТОГТАМЫШ включало в себя следующие крупные родовые объединения, состоявшие из родовых объединений и родов:

БЕГ – гонур, гекдже, амаша

Гонур – гарагонур, танретдин

Гокдже – губаш, ярыгокдже, гарагокдже, гарагокдже, коши

Амаша – чалым, кечдже, гердоляр, агрыбаш, казы

ВЕКИЛ – ганджык, юсуп, гагшал, букри

Ганджык – оджок, персигды, гюн, долон, гара-мовадж, гюль, чарыклы, акюсуп

Юсуп – гараюсуп, тилки, дали, халам, гараерме, пар, гара-гель, багшы

Гагшал – байгельди, арланны, докчага, кахтал-бег, курджунек, балкангулы, сопы

Бюкри – эркек, дали, чал, оразмаммет, дов, юзбаши, тюмен

Подразделение ЯЛКАМЫШ (Сарыклар) включало в себя следующие родовые объединения, состоявшие из родов:

АЛАША – алныш, уста, алнах

ПОЛАТША – байрач, херзеки, сухты, хорасанлы

Источник: Г.И. Карпов, 1925 г.

Источник - turkmenhistory.narod.ru
 
  © CentrAsiaВверх