Династия Рахмонидов. Таджикский огран/орган авторитаризма, - В.Хлюпин
Династия Рахмонидов. Таджикский огран/орган авторитаризма. Ч. 1, - В.Хлюпин
Современные таджики двуедины по своему происхождению – потомки индо-иранских ариев, не до конца ассимилированные завоевателями кочевниками – тюрками и монголами, превратившиеся на момент создания коммунистами Таджикской автономии (середина 1920-х гг.) в сартов – городское население т.н. Восточной Бухары и сохранившие свою тюрко-монгольскю полу-кочевую самобытность потомки тюрко-монголов – локайцы, карлуки, катаганы и др. Эти полу-кочевники населяют долины юга и юго-запада современного Таджикистана, живя чрезполосно с таджиками и узбеками, которых также много и в самой северной Согдийской области страны. Специфика самого высоко-горного в ЦентрАзии Таджикистана такова, что каждая долина – как мини-государство, высока степень изолированности, связь только через перевалы. В результате – региональные суб-этносы: ходжентцы (север), кулябцы (юг), ура-тюбинцы, каратегинцы (Гармская долина), гиссарцы (центр). Которые, в свою очередь распадаются на еще более мелкие – кровно-родственные и, отчасти, территориальные объединения – авлоды. Отдельно и совсем обособленно – памиро-таджикские народы: язгулемцы и прочие, которые вдобавок еще и не сунниты, как все остальные, а сектанты – исмаилиты. Плюс – киргизы восточной половины Памира. В советское время борьбу за власть в молодом социалистическом "государстве" вели северяне ходжентцы (самые экономически развитые и русифицированные) против южан и центровиков – более многочисленных, но крайне раздробленных. Доминацию "Севера" и попытались снести в ходе гражданской войны начала 1990- годов т.н. "вовчики" (ваххабиты) особо обиженного центровского Гарма-Гиссара, причудливо объединившиеся в единый союз с демократической интеллигенцией Душанбе. При этом представители "узбекского" (пост-кочевого) юга, выступили в союзе с севером, так как национально-исламское возрождение демо-ваххабитов одинаково остро угрожало всем нечистокровным и недостаточно религиозным таджикам. Точно неизвестно, в какой пропорции крснознаменные отряда "Народного фронта" юга Таджикистана состояли из этих "пост-кочевников", но они, а главное - их представители во власти вскоре подмяли под себя весь Таджикистан. (подробнее: Негматов Н. Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан. Гиссар, 1992)
Привезенный в Душанбе, как вспоминал российский дипломат А.Адамишин, на узбекском танке Эмомали Рахмон – http://www.fergananews.com/articles/9585 вчерашний директор лукового совхоза имени Ленина, представитель дангаринско-локайской (пост-кочевой) элиты юга страны, был определен новым руководителем и собирателем таджикских земель. Почему власть не попала в руки "северян" - отдельный вопрос, на который мог бы ответить Ислам Каримов, вероятно, посчитавший и убедивший Б.Ельцина, в большей управляемости дангаринского кадра. Впоследствии, серый и управлянмый Рахмонов, уже став Рахмоном, по очереди устранит всех своих влиятельных сподвижеников по гражданской войне (Сангак Сафаров и пр.), лидеров "северян" - премьер-министра Абдумалика Абдулладжанова и массу других оппонентов и потенциальных соперников.
Ныне Таджикистаном правит все та же, единая во многих лицах "Большая Семья", во главе которой стоит Чаноби Оли/Верховный руководитель или Пешвои Миллат/Вождь нации (полное наименование титула в переводе - "Основатель мира и национального единства - Лидер нации"). После референдума в мае 2016 г. в конституцию страны внесена поправка, убирающая ограничение по количеству переизбраний на пост главы государства.
Последним относительно крупным и самостоятельным персонажем таджикской политии являлся многолетний мэр Душанбе "кулябец" Махмадсаид Убайдуллоев. После его отставки в январе 2017 года и демонстративным назначением на его место старшего сына президента - Рустами политическое поле оказалось практически полностью утоптано одной семьей. Ныне Убайдуллоев не подает признаков политической жизни, пребывая в полу-опале, фактически – под домашним арестом, который в любой момент может смениться на реальный. (http://www.stanradar.com/news/full/23648-syn-rahmona-smenil-ranee-vsesilnogo-ubajdulloeva.html?page=148).
Несколько ранее (в августе-сентябре 2015 г.) последовал окончательный разгром легального крыла т.н. "исламской оппозиции" - ПИВТ/Партия Исламского возрождения Таджикистана была официально признана террористической организацией и запрещена, ее лидер М. Кабири бежал из страны. Тем самым Рахмон полностью денонсировал итоги Межтаджикского примирения 1997 года, завершившего гражданскую войну "вовчиков"/"юрчиков". Зачем Рахмону понадобилось загонять в подполье партию, которая на на парламентских выборах 2015 года не смогла преодолеть необходимого 5% барьера (получив 1,5 %) - не совсем понятно. "Экзот" или точнее "эрзац"-оппозиция – почти непременные атрибут любой современной "цивилизованной" автократии. Скорее это свидетельство паники и страха, охвативших самого Чаноби Оли и его ближайшее окружение. Особенно актуализировавшийся с выходом непосредственно на таджикскую границу афганских моджахедов-талибов Бадахшана.
В настоящее время в Большой семье Эмомали Рахмона только прямых потомков – 9 человек (2 сына и 7 дочерей)! Причем, вокруг каждого половозрелого представителя фамилии уже сформирован или формируется своя клиентела. Негласным дофином общепризнан старший сын Рустами Эмомали (1987 г.р.), уже в 25 лет он стал генералом, в 26 лет возглавил Тможенную службу, в 28 - Госагентство по борьбе с коррупцией, ныне – мэр Душанбе, а также президент футбольной федерации страны и кавалер ордена "Зарринтодж/Золотая корона" 2-й степени. Под него уже адаптирована Конституция - путем поправки о понижении минимального возраста кандидата в президенты и создан крайне нахрапистый мини-аппарат, отжимающий бизнес как в самом Душанбе, так и в других районах страны. Старшая дочь - Фируза Рахмонова – госпостов не занимает, владеет сетью брендовых бутиков в Душанбе. Муж - Мухаммадзоир Сохибов, экс-глава Товарно-сырьевой биржи Таджикистана, ныне – состоятельный многопрофильный бизнесмен. Его младший брат - Нарзулло, с мая 2014 г. - замдиректора Агентства по госматрезервам РТ.
Вторая дочь - Озода Эмомали Рахмон, 1978 года рождения. С января 2016 г. - руководитель аппарата президента Таджикистана, одновременно, с мая 2016 г. - член Сената (Верхней Палаты) Парламента РТ. Муж – Джамолиддин Нуралиев – бывший зам министра финансов, ныне – 1-й зампред Нацбанка страны, также родовитый дангаринец. Свекор Озоды – Камолиддин Нуралиев, бывший заместитель министра водного хозяйства. (https://ru.sputnik-tj.com/country/20141104/1013211481.html).
Рухшона Рахмон – третья дочь, с 2016 г. – зам. начальника управления международных организация МИД РТ. Ее муж Шамсулло Сохибов (двоюродный брат мужа старшей дочери М.Сохибова) – бывший торгпред в Англии, преуспевающий хозяин холдинга Faroz (от автошкол до металлургических заводов) и, по-совместительству, глава Федерации зимних видов спорта и строитель горнолыжных курортов (за госсчет). Младший брат Шамсулло – Зайнулло Сохибов, владелец футбольного клуба "Равшан" и АО "Таджикцемент" (монополист на строительном рынке). (https://rus.ozodlik.org/a/28139894.html).
Тахмина Рахмон – четвертая и самая любимая дочь, позиционирует себя как первая бизнес-вумен и секс-леди страны в одном флаконе (в этом качестве явно подражала дочерям И.Краимова – Лоле и Гульнаре). Широта ее бизнес интересов: от ресторанов и супер-маркетов до предприятий горно-добывающей отрасли и строительства. Была замужем за Зарифбеком Давлатовым, шефом таможенной службы аэропорта "Душанбе". Экс-свекор Тахмины – Шарифбек Давлатов возглавляет государственную компанию по деревообработке. Ныне – в разводе, вероятно в силу несколько излишне гламурного образа жизни и поведения. (http://inozpress.kg/news/view/id/34079).
Парвина Рахмонова – пятая дочь, врач, ранее работала в Минздраве Таджикистана, ныне – ее фарма-фирмы монополизировали поставку лекарственных препаратов в республику. Муж – Ашраф Гулов, генконсул Таджикистана в России. Свекор Парвины – Шерали Гул, бывший министр энергетики и промышленности. (kloop.kg/blog/2017/04/25/17-tsentralnoaziatskih-printsess-kak-prezidenty-lyubyat-svoih-docherej/). Зарина Рахмон – 6-я дочь, стремительно делала карьеру на таджикском телевидении, пока в июле 2017 года (в 23 года) не стала… заместителем председателя правления "Ориенбанка" (хозяин банка – брат мамы Зарины), замужем за сыном министра связи С. Зухуровым (и без того ее кровным родственником по материнской линии).
Самые младшие представители Большой семьи – Фарзона и Самон Рахмон, ввиду нежного возраста еще не вписали свои имена в анналы таджикской истории. (http://ca-snj.blogspot.com/2016/03/blog-post_1.html).
Не отстают от детей и другие родственники Э.Рахмона, образуя широкий круг хранителей семейных ценностей. Племянники президента: Давлатали Саидов – бывший глава Госкоминвеста, с ноября 2013 г. - 1-й заместитель Премьер-министра Республики Таджикистан негласно надзирающий за всем Кабмином. Несмотря на государственный пост он же - хозяин ряда золотых месторождений. Другой племянник – Сиродж Голмуродов – делает успешную карьеру в Налоговой службе страны. Далее – братья жены президента почтенной Азизамох Садуллоевой - Хасан Асадуллозода (Садуллоев) –контролирует примерно ¼ экономики страны – холдинг "Исмоили Сомони", "Ориенбанк", Таджикский алюминиевый завод "Талко", поставки в страну и из страны (в Афганистан) ГСМ, алкоголя и табака, строительный бизнес. Другой брат – Амирулло Садуллоев, бывший вице-президент Энергохолдинга "Барки Точик", ныне – мэр Курган-Тюбе. (https://www.e-tadjikistan.org/analitika/seryj-volk-ili-shurin-emomali-raxmona-xasancha.html).
Затем следующий круг семейного очага - многочисленные дангаринцы, дальние и близкие сородичи правящей династии: Рахимзода Рамазон – МВД, Асадулло Рахмонов – пред. Комитета по ТВ и радио при Кабмине, Матлубхон Давлатов – помощник президента (в прошлом – 1-й вице-премьер и руководитель Аппарата Президента), родственник Рахмона; Абдусалом Курбонов – министр финансов, Амиршо Миралиев – бывший глава Аппарата Президента, ныне – глава Ассоциации банков РТ, Бободжон Джамолзода – командующий Нацгвардией РТ и т.д. и т.п.
Сам Рахмон на различных встречах в зависимости от аудитории заявляет о своей национальности – то он лакаец, то на встрече в Носирхусравском районе говорит, что он узбек, в другом месте, что он истинный таджик. Ряд исследователей указывали его как карлука – также кочевое племя, осевшее в южных районах Таджикистана рядом с лакайцами. И он прав, на самом деле не столь уж и важно само происхождение - духи великих арийских предков вручили именно ему – бывшему матросу Тихоокеанского флота и скромному директору луковых плантаций – бразды правления Отчизной. Рахмониды – на данный момент, целиком и полностью "освоили" и прибрали к рукам экономику страны. В течение двух последних лет реализуется "Национальная стратегия развития Республики Таджикистан в период до 2030 года", приоритетные меры начального ее этапа включены в "Программу среднесрочного развития Республики Таджикистан на 2016-2020 годы" и общие показатели экономического развития успешно выполняются. При этом обобранный до нитки народ – нищает, звереет и в самом скором будущем возможны два сценария развития событий – 1. Организованное восстание/вторжение джихадистов; 2. Стихийный народный бунт (резня). Где первое непременно продолжится – вторым, как и наоборот.
Ситуация закипает совершенно спонтанно – в конце августа 2018-го в Душанбе полиция едва справилась с протестующими толпами, вышедшими на улицы в связи с объявленным властями подорожанием СИМ-карт. Народ кое как успокоили, оперативно отменив грабительскую новацию, но сам факт – крайне тревожный. Никакой внутренней структурированной и мало-мальски организованной оппозиции в Таджикистане нет, но есть сплоченные, нищие и злые "авлоды", которых достала всеядная монополия Большой семьи.
Правительство Таджикистана, как некий управляющий чем-то орган вообще не стоит рассматривать всерьез: премьер Кохир Расулзода (бывший - Назиров), совершенно одиозная фигура, сам будучи "северянином-ходжентцем" и назначенный по негласной квоте для декора и баланса внутриэлитных раскладов, он так тщательно объел родную Согдийскую область (7 лет ее возглавляя), что ненавистен даже своим землякам. Вся реальная власть сконцентрирована в Исполнительном аппарате Президента, который выполняет и надзорно-контролирующие функции, а во главе его – Верная дочь. Силовые органы совершенно выхолощены регулярными чистками, министры – стоят по стойке смирно перед мэром Душанбе – Верным сыном.
Внутри-семейный конфликт возможен и глухие сведения о трениях и скандалах в треугольнике Рустами-Озода-Тахмина имеют место (https://ok.ru/tojikparast/topic/62077003907120), но сам Глава семейства и его брутальная супруга пока в состоянии быстро и внятно вразумлять свое сварливое потомство, навести порядок в Большом гнезде.
Возможно и таджикской оппозиции еще удастся сказать веское слово. 9 сентября 2018 г. в Варшаве создана "Национальный альянс Таджикистана" - коалиция четырех оппозиционных групп: ПИВТ, "Конгресс свободомыслящих Таджикистана", "Реформа и развитие Таджикистана" и "Конгресс мигрантов Центральной Азии". Неформальный лидер альянса глава ПИВТ Кабири сразу пообещал повторить опыт Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) по созданию широкого исламо-демократического фронта, прямые аллюзии с гражданской войной начала 1990-х годов его, видимо, не смущают. (Панфилова В. В центре Европы создан Национальный альянс Таджикистана. Независимая газета. 10 сентября 2018). В апреле 2019-го года в голландском Эйндховене Шарофиддин Гадоев, вновь переизбранный главой движения "Ислохот ва рушд" ("Реформа и развитие") инициировал создание координационного центра "Хомиени Ватан" ("Защитники Родины"), цель которого – способствовать демократизации, созданию гражданского общества, защите прав человека в Таджикистане.
В любом случае, магистральный путь "Основателя таджикского мира" - ничем не отличается от аналогичных заросших троп центрально-азиатского авторитаризма, протоптанных Туркменбаши, Аркадагом, Елбасы, И.Каримовым. Это - неистребимая и неумолимая "Большая Семья"...
Виталий ХЛЮПИН, к.полит.н., редактор centrasia.org 00:19 15.04.2019 |