КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 27.01.2002
13:46  Узбекистан: на месте памятников Ленину - памятники Тамерлану
Вторник, 01.01.2002
00:00  Здравствуйте!
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Узбекистан: на месте памятников Ленину - памятники Тамерлану
13:46 27.01.2002

Ислам надо защищать - эту широко известную позицию президента Узбекистана Ислама Каримова о защите ислама от радикализма полностью разделяет петербургский ученый-востоковед доктор исторических наук Ефим Резван, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. Многие годы он работает с крупнейшей в Европе коллекцией Коранов, является главным редактором международного научного журнала "Манускрипта Ориенталия".

Недавно Е. Резван вернулся из очередной научной командировки в Узбекистан.

Ваше самое главное впечатление? Ощущается ли в Узбекистане близость нынешней афганской войны?

Такое впечатление, что попал в "машину времени". В газете - знакомый до боли репортаж об ударной бригаде, на улицах - львовские автобусы и тщательно залатанные старые автомобили, число которых только в самое последнее время было сильно разбавлено новыми "корейцами" местного производства. Заправка "левым" бензином. Безработица. Русская речь на улицах и по радио. В магазине вам приветливо ответят на русском. Говоришь ли с духанщиком или ученым - ностальгия по СССР. Много русских ученых - археологов, востоковедов, которые продолжают здесь работать и сожалеют о разрыве прежних научных контактов. В целом это - очень близкая, родная нам страна, переживающая множество понятных только нам проблем, страна, где живет множество наших самых настоящих друзей.

Что особенно бросается в глаза - множество постов ГАИ. Только они, пожалуй, и являются внешними свидетелями близости войны. Да еще американские самолеты, которые садятся на построенные в советские времена аэродромы, оплачивая каждую посадку, как говорят, по пять тысяч долларов. Американских солдат не видно, хотя есть их база на территории Узбекистана...

Заминированные границы с Киргизией и Таджикистаном - защита от исламских боевиков. В идеологической жизни внешне - опора на создателя империи Тамерлана. Раньше, например, на фоне его разрушенной резиденции стоял памятник Ленину. Сейчас на месте памятников Ленину стоят памятники Тимуру.

Идет настоящая идеологическая война против сторонников "радикального ислама". Существует конкуренция среди духовных лидеров, государство вынуждено проводить жесткую кадровую политику, каждодневно сталкиваясь с реалиями информационной войны, которую противники радикализма часто проигрывают, несмотря на свое большинство.

А почему?

Дело в том, что радикальный ислам имеет сегодня отлаженный пропагандистский механизм, опирается на огромные финансовые и интеллектуальные ресурсы, исследования научных и учебных центров, которые в разных странах готовят опытных полемистов. А что в этой полемической и информационной войне могут противопоставить им мусульмане России или Узбекистана, жившие до недавнего времени по законам советского государства, лишившего их не только вековых духовных корней, но и самой элементарной информации о вере предков?

Особенно, если учесть, что были репрессированы тысячи имамов, мулл и других представителей мусульманской духовной элиты - "сознание нации", что в умах старшего поколения российских мусульман (и узбекских - тоже) оставила свой след массированная атеистическая пропаганда. Благодаря всему этому молодое поколение имеет, увы, самые размытые знания о подлинной вере предков и легко становится добычей умелых проповедников.

Мое главное впечатление, как ученого, состоит в том, что здоровые силы мусульманской общины Узбекистана обратились к своему духовному историческому наследию. И это не только история Тимура и Тимуридов. Библиотеки и архивные хранилища донесли до нас замечательные сочинения мусульманских ученых, настоящих патриотов, глубоко переживавших проблемы своей страны и остро чувствовавших как внешние, так и "внутриисламские" опасности. Сегодня как никогда актуальным становится изучение этих сочинений и их перевод на основные языки мусульманской пропаганды. Это, несомненно, острейшее оружие, которое мудрые предки вложили в руки сегодняшних мусульман.

Представители нынешнего духовенства Узбекистана, его интеллигенция и даже чиновники разных уровней стремятся использовать религиозное наследие, традиции, ритуальную практику и социальные ориентиры большинства мусульман, далеких от идей радикализма. Многие обращались ко мне с просьбой помочь организовать работу по изучению таких материалов...

Вы можете это сделать?

Хранилища восточных рукописей Петербурга и работы многих петербургских востоковедов безусловно могут быть востребованы в этой ситуации. Есть и серьезный проект, связанный с наследием такого яркого богослова как Хиндустани.

Думаю, это имя, по сравнению с именем Тамерлана, малоизвестно. Кем был Хиндустани?

Хиндустани - крупнейший теолог-ханафит Ферганской долины и Таджикистана. Его подлинное имя - Муххаммаджан Рустамов. Он родился в 1892 году в небольшом селении недалеко от Коканда, учился в Бухаре, получил основательное многолетнее образование в одной из мадраса Кашмира. Там же освоил урду и хинди. В 1928 году он совершил хаджж и через год вернулся домой. В годы репрессий, начиная с 1933 года, его трижды арестовывали, он провел в ссылках 8 лет. В годы Великой отечественной войны воевал в рядах Советской армии, был ранен под Минском. С середины 50-х годов и до конца своей жизни (он умер в 1989 году) служил имамом в мечети маулана Чархи в Душанбе. Там и похоронен.

Примерно в конце 50-х годов Хиндустани организовал нелегальное обучение группы молодых мусульман. Постепенно число обучающихся возросло. Среди них были известные ныне мусульманские деятели. Этот человек писал трактаты, комментарии к религиозным сочинениям и мистической поэзии. Его наиболее капитальный труд - шеститомный комментарий к Корану на узбекском языке. По словам Хиндустани, этот труд он адресовал студентам-богословам и тем простым мусульманам, которые испытывают трудности в понимании Священной книги. Это - неизвестный миру, но выдающийся по своему значению ответ на культовую среди исламских радикалов книгу "Под сенью Корана", автор которой, Сеййид Кутб, был казнен в Египте в 1966 г.

Сохранились и другие богословские сочинения Хиндустани, его переводы и комментарии на узбекский и таджикский языки трактатов и литературных сочинений мусульманских мыслителей прошлого. Особый интерес представляют аудио- и видеозаписи его наставлений, бесед с учениками, диспутов.

В последние годы жизни Хиндустани глубоко переживал идейный раскол среди мусульман Средней Азии, в том числе - среди своих учеников. Раскол, который проходил под влиянием нео-ваххабитской пропаганды. Он дискутировал со своими бывшими учениками по многим проблемам соблюдения традиций. Например, резко выступал против попыток признать "неисламскими" такие обычаи, как чтение определенных айатов Корана и молитв за упокой души и прощение умершего, за исцеление больного человека и даже животных, почитание святых и поклонение их могилам...

Хиндустани резко отвергал политические притязания своих противников. Вознаграждением за способность терпеливо переносить невзгоды считал либерализацию религиозной политики государства в годы перестройки - открытие мечетей, возможность свободно исполнять намаз. Менее предпочтителен для него насильственный способ борьбы за веру (ал-джигад ас-сагир - "малый джихад") - Хиндустани считал, что к нему следует прибегать лишь в том случае, когда есть уверенность в успехе. Обрекать же себя и других мусульман на бессмысленную гибель от руки более сильного противника, по его мнению, еще больший грех, чем бездействие. Исходя из этого, мирные предложения "неверных", равно как и либеральное отношение светского государства к мусульманам следует принимать положительно. Взгляды, противоположные этим, он характеризовал как "ваххабитские"...

Словом, Хиндустани первым прилагал определение "ваххабийа" к зарождающемуся исламскому движению в советских республиках Средней Азии.

Где хранится сегодня наследие Хиндустани?

В основном, в частных и государственных собраниях Узбекистана и Таджикистана. Оно должным образом не изучено и не издано, хотя многое в этом направлении делает наш коллега Бахтияр Бабаджанов, ныне - один из наиболее серьезных узбекских исламоведов. От него я впервые и услышал имя Хиндустани.

Сегодня ученые во многом могли бы помочь мусульманской общине и России, и Узбекистана. В частности, в изучении, переводе и издании наследия как самого Хиндустани, так и его знаменитых предшественников. Труды многих из них хранятся и в Петербурге. Мы имеем богатейшую коллекцию литографий и рукописей. Наши переводчики уже работают с ними. Первые итоги их работы появятся в Интернете.

Но пока все это - наша самодеятельность. Нам в Узбекистане подсказали идею, мы готовы ее реализовать, но нам нужна поддержка. На скудные средства, выделяемые на науку, такой проект качественно не осуществить. А дело это - в высшей степени государственное. Хотя бы потому, что может сохранить тысячи жизней и огромные средства, выделяемые на так называемые спецоперации...

Какие современные информационные технологии вы предполагаете использовать для распространения итогов своих исследований?

Сегодня нами разработан качественно новый подход к изданию исследовательских материалов. Я бы назвал его "изданием трех измерений". Первое - текст стандартной книги, который обычно помещается на трехдюймовой дискете. Второе - CD-ROM, содержащий 200-300 полноцветных изображений высокого качества. Третье измерение - видео CD с фильмом, посвященным сюжету книги (скачкообразный рост объема передаваемой информации). Он придает всему проекту "объемность", делает его более результативным в научно-популярной и учебной работах. Именно "издание трех измерений" было выбрано нами для распространения новой информации об одной из четырех самых важных рукописей Корана в мире, которая хранится ныне в российском академическом собрании.

Что же касается наследия Хиндустани, то, замечательно было бы организовать выставку, например, на тему "Ислам в Средней Азии". Частью проекта мог бы стать и видеофильм "Раскол, который многое бы смог объяснить людям". Но во всех случаях, узбекским и российским ученым нужна поддержка...

Беседу вела Неонилла Ямпольская, ИА "Росбалт", Санкт-Петербург

Источник - Росбалт
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1012128360


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх