КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 06.02.2009
17:11  Евгений Головин: Миф о толпе. При всей своей лихости, буйстве и бунтарстве, толпа чтит иерархию
16:39  Вл.Овчинский: Глобальный смерч. Криминальные истоки мирового кризиса. Часть 2-я
16:27  В.Шишлин: "Манас". Может ли Киргизия передумать?
16:20  Каракалпакский историк А.Жумашев стал лауреатом солидной международной премии имени Гумбольдта
16:12  А.Собянин: Рахмонова обидели русские, но он вытерпит все...
16:07  С.Новопрудский: Купи себе немного СССР. На наших глазах Россия создала свою "армию НАТО" и свой "Международный валютный фонд".
16:02  А.Присяжнюк: Back to USSR? У России растут крылья и великодержавные амбиции

15:55  Фр. Старр: "Не только Россия и/или Китай - воспринимают Центральную Азию в качестве своего заднего двора" (интервью)
15:52  Стреляли по детям. Польские "миротворцы" могут сесть пожизненно за Афганистан
15:47  А.Ломанов: Без спроса. Экономика Китая оживает индексом деловой активности
15:41  М.Султанов (минфин Киргизии): "Я подписал одно кредитное соглашение, одно соглашение о гранте и одно соглашение о списании долга" (интервью "ВН")
14:59  ТИПЧ: За новый туркменский гимн приходится... платить
13:51  К.Валентини: Водные политтехнологии в Центральной Азии. Кыргызстану примерили роль изгоя
12:28  Г.Кенжегалиева: Степные пирамиды Западного Казахстана. Разрушение старинных курганов приняло массовый характер
12:21  Б.Сейдахметова: Стремительный демарш Душанбе. Зерно таджикской обиды на Россию было посеяно буквально недавно
12:18  Ю.Жихорь: Шок - это по-нашему. В понедельник казахстанцы узнали пренеприятное известие...
12:00  Т.Неталиев: Сказка про Красную Тюбетейку. Жила-была в одном ауле маленькая девочка, такая айналайын, что...
11:14  В Узбекистане снижаются цены на продукты питания
10:32  М.Рахимов (Президент Башкирии): "Жизнь - это дорога перемен" (интервью)
10:29  Чья афера? Зачем Россия покупает разорившийся казахстанский БТА-банк
10:28  Я.Загорец: Goodbye, "Манас". Киргизия "продала" американскую базу за 2 миллиарда долларов
10:23  "РГ": Дружественный союз. Успех саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС показал, что у Москвы...
10:20  Я.Бутаков: Сомнения остаются... Есть ли будущее у ЕврАзЭС и ОДКБ?
10:17  Таджикские власти переименовали пик "Советской Латвии" в пик "Латвии"
10:11  Investor"s Business Daily: Россия купила голос Кыргызстана и давит по всем фронтам
10:07  "DW": Чем можем... Европейская Комиссия поможет Киргизии построить... тюрьмы
09:45  М.Калашников: Американская экономика входит в штопор. Ее крах будет означать "ядерный взрыв" для всей мировой экономики
09:43  Разорвать Сеть. Интернет сулит людям большие неприятности. Возможность спрятаться от него станет самым дорогим товаром
09:37  Клинтон выразила "сожаление" в связи с решением Киргизии закрыть американскую базу
09:32  "Известия": В чем сила, сосед? Президент Медведев убедил партнеров по СНГ, что пора объединяться
08:49  А.Каххоров (новый глава МВД Таджикистана): Ликвидация группировки Рахмона Гитлера - наша лучшая операция за последние 10 лет (интервью)
08:39  П.Хамидова: Откроется ли в Таджикистане военная база США?
08:36  "Къ": На авиабазу "Манас" не поднялись руки. Киргизские депутаты отложили вопрос о ее закрытии
08:32  В Казахстане будет запущен новый собственный видео портал - Kaztube
08:28  Д.Кусаинов: Миссия выполнена. Россия и Казахстан разделили ответственность за постсоветское пространство
07:55  Президента Рахмона, за антироссийские высказывания, подверг критике известный политик и богослов Ходжи Акбар Тураджонзода
02:20  "НГ": Депутаты дали "Манасу" передышку. В Бишкеке решили выводить американскую базу не спеша
01:11  "Guradian": Кыргызстан как объект кибернетической войны
00:50  Премьер-министр Кыргызстана И.Чудинов: "Я неудовлетворен своей успеваемостью в изучении государственного языка"
00:23  В.Скосырев: Россия хочет погасить конфликт США с Ираном. Москва выдвинула эту инициативу в весьма деликатный момент
00:17  В 2008 году казахстанский экспорт в Узбекистан превысил $1 млрд. Почти половина поставок приходится на энергоносители
00:14  Радио "Свобода": Водные споры стран Центральной Азии осложняются неясной позицией Москвы
Четверг, 05.02.2009
21:22  Россия и Болгария подписали соглашение по "Южному потоку"
20:19  В СНГ будет свой "Дакар"
19:56  А.Блинов: Ракетная гонка Тегерана и Пхеньяна
19:53  "НГ": Россия поделится с соседями деньгами и военными
16:37  Т.Ибраев: "Усатый" имеет четкий план, или Что случилось с казахстанским БТА Банком?
14:35  С.Хелемендик: Cтратегические заметки о будущих войнах в Европе. Часть 1
14:01  В совете директоров новой компании, которая будет строить ГЭС Камбарата-1, будут 3 представителя от России и лишь 2 – от Кыргызстана
13:55  Д.Сатпаев: Банковские войны. Одним из долгосрочных последствий кризиса в Казахстане будет перераспределение собственности
12:50  А.Сулейменов: Выпал снег, упал тенге. Холодает в СНГ
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Евгений Головин: Миф о толпе. При всей своей лихости, буйстве и бунтарстве, толпа чтит иерархию
17:11 06.02.2009

МИФ О ТОЛПЕ

У Эдгара По есть любопытный рассказ, названный "Человек толпы". Речь идет о старике, который блуждает с утра до ночи по городу, примыкая к группам людей, большим или малым, одетым неряшливо или аккуратно, говорливым или молчаливым. Старик не принимает участия в разговорах, сторонится уличных происшествий, завидев большую толпу, присоединяется к ней, заслышав митинг, торопится туда - одинокий и молчаливый. Когда кончается представление в театре, он спешит к выходящей толпе, рассматривает, как дамы рассаживаются по экипажам. Стоит одной толпе разойтись - он ищет другую. Старик угрюм, сосредоточен, ничем особенно не примечателен - однажды, правда, случайный прохожий задел полу его плаща - показались великолепной выделки шпага и роскошный камзол. Так он блуждает с утра до ночи в поисках толпы, а потом, когда улицы пустеют, исчезает в сумерках. "Кто это? - тщетно гадает писатель и коротко отвечает: - Это человек толпы".

Вероятно, Эдгару По не составило бы труда придумать романтичную и живописную историю, но таковая бы неизбежно вовлекла старика в конфликт с толпой. Здесь человек не может жить без присутствия людей, он просто не вступает с ними в контакт. Из отвращения? Нет. Из презрения? Нет. Он не наблюдатель жизни людей, как герой "Углового окна" Гофмана. Он - оригинал. Так очень кратко и очень расплывчато можно очертить старика. Оригиналов на свете много, но из них не составить толпу. "Сто умных людей, собранных вместе, образуют одного большого идиота", - сказал К.Г.Юнг. Подразумевается, что "ум" - нечто неповторимое, единственное в своем роде, и максима Юнга принципиально невозможна. "Умные" Юнга будут стесняться, молчать, удивляться своему собранию и, наконец, разойдутся, пожимая плечами, шокированные таким нонсенсом.

"Умные" Юнга, прежде всего, индивидуалисты, у каждого свои проблемы, непонятные другим. Более того: они игнорируют толпу, не понимают ее, зачастую презирают. Попав в толпу, жаждут из нее выбраться. Теоретически они за лучшие условия жизни для всех, теоретически жалеют оборванных, грязных детей и женщин, желая, чтобы их мужья бросили пить и подыскали приличную работу. Это промелькнет в их мозгах и моментально забывается. Вообще лучше держаться от нищей толпы в стороне, либо найти остроумное решение. Оскара Уайльда, к примеру, раздражал оборванец, клянчивший милостыню под его окнами. Уайльд позвал портного и попросил скроить точно такие же лохмотья - только из добротных, качественных материй, дабы не оскорблять своего эстетического чувства.

Толпа, как и оригинал, явление особое. Гюстав ле Бон, французский писатель начала двадцатого века, удачно назвал свою книгу "Одинокая толпа". Это сборище никчемных, ничего не желающих делать, людей начала технической цивилизации. Приставить их к механической работе оказалось невозможно. Они любят свободу в своем понимании, то есть пьянство и лень. Оборванные, нищие, отовсюду выгнанные люди собирают с трудом набранные гроши, пропивают и клянут власти предержащие за наплевательство на них, таких же созданий Божиих. У них нет прошлого, им вовсе нечем и незачем жить. Но когда пробегает искра пьянства, пробуждается все; прошлое, понятое как вечная несправедливость, голод и холод; будущее как мечты о куске хлеба и теплой кровати: настоящее как минутный эффект пьянства, не сулящее ничего кроме голодной смерти. Проклятья, богохульства, призывы к мести, "то ли еще будет", страшные пророчества. Но вот в стихийной неразберихе порождаются главари: говоруны, смутьяны, подстрекатели, вожаки. Мы так ничего не добьемся, орут они, надо действовать, разорить дом такого-то лабазника, такого-то богатея, довольно они попили нашей кровушки! Стихия, получив направление и адрес, моментально собирается в одно целое. Это великолепно изображено в романе Диккенса "Барнеби Радж": толпа, руководимая подобными радетелями справедливости, набрасывается на винные склады. Из разбитых цистерн вытекает речка спирта. Мужчины, женщины, дети - все без исключения - приникают к этой речке и пьют, пьют… до обморока, до смерти. Зачастую появляются личные ненавистники каких-то лордов, каких-то важных чиновников: перевозбужденная толпа, вооруженная чем попало, набрасывается на их жилища - грабит, ломает, поджигает…Стихия редко безумствует в одиночестве, огонь всегда действует по следам обезумевшей толпы. По всему Лондону, описывает Диккенс, то тут, то там вспыхивали пожары. Ломали ворота, поджигали тюрьмы. Когда мятеж достиг невиданных размеров, испуганные власти поставили около королевского дворца два кавалерийских полка.

Этого оказалось мало. Пришлось вводить целую армию, дабы справиться с разъяренной толпой. После подавления мятежа люди еще долго думали и гадали, каким это образом нищие лохмотники и "отбросы общества", которые промышляли случайным заработком, воровством, пьянствовали по кабакам, развлекались петушиными боями и тешились скабрезными анекдотами, каким это образом они могли образовать страшную, озверелую, неистово жестокую толпу.

Французская революция, организованная сословно и политически, имея конкретных врагов (короля и духовенство), сумела, более или менее успешно, превратить население в массу, хотя и не искоренила буйных элементов толпы. Лидерство, патриотизм, порядок и дисциплина не помешали вспышкам отвратительного изуверства и бунтарства во многих департаментах страны. Толпа не хаотична, у ней имеются свои веками унаследованные авторитеты, вернее сказать, идолы - Господь Бог, духовенство, сеньоры. Над ними постыдно думать, это в крови, подвергать это сомнению - страшный грех. Заменять их "свободой, равенством, братством", по меньшей мере, нелепо. Первые два термина непонятны толпе, а третий производит только митинговое, так сказать, фонетическое волнение. Французская революция сугубо буржуазна, а буржуазия неведомо почему считала, что народ стремится к слиянию с ней, препятствуют только религия, королевская власть и дворянство. Крайне ошибочная точка зрения, объясняющая полную неразбериху этой революции. Превратить толпу в массу, то есть в обезличенную материю, послушную вдохновенным декларациям и обещаниям хорошей жизни - дело безнадежное. Толпа любит пышность богослужения, роскошь дворянских праздников, а вовсе не учение и просвещение. Учение - дело божественное. Уважительно, когда монах благоговейно склоняется в келье над листом бумаги, терпимо, когда дворянин строчит любовную записку своей возлюбленной, но никуда не годится, когда справно одетый купец или "аблакат" корпят над своими кляузами да расчетами с целью кого-нибудь обмануть или потащить в суд. Поэтому народ разделял глубокое презрение дворянства к буржуазии. Для толпы буржуа - скряги, ворюги, взяточники, кровососы. Расклад Французской революции таков: с одной стороны - толпа и дворянство, с другой - буржуазия. Толпа признает две добродетели - удаль и веру в Бога. Бережливость, здравый смысл, усидчивость, терпение, накопление - не для толпы. Богиню Разума толпа принимала как покровительницу денег, а потому презирала. Более всего непонятно было равенство. Толпа признает иерархию - незыблемый порядок вещей. Пусть она с наслаждением предается разрушению, разного рода издевательствам, пожарам, зная прекрасно, что за этим последует возмездие. Но ей нечего терять, ибо собственности у нее нет. В любых, даже самых кровавых расправах толпы, всегда чувствуется лихость, озорство. Вспомним сказку, что Пугачев рассказал Петруше Гриневу про ворона и орла: почему ты, ворон, живешь триста лет, а я всего тридцать? Потому, что я питаюсь падалью. Нет уж, уволь! Лучше один раз напиться живой крови, а там…поминай как звали! (А.С.Пушкин. Капитанская дочка)

При всей своей лихости, буйстве и бунтарстве, толпа чтит иерархию, устроенную Господом Богом, который поставил на первое место царскую власть, на второе - дворянство, на третье - простой народ. Потому-то игнорируется буржуазия с ее демагогами и краснобаями, ратующими за лучшую жизнь в будущем. Толпа живет секундой: выкатит царь-батюшка бочку вина, сбросит простому человеку шубу со своего плеча, пожалует червонцем - вот оно и светлое будущее. Ну, а если не пожалеет кнута - на то его царская воля. Обсуждать поступки царя достойно муравья, а не человека.

Заодно с буржуазией народ ненавидит ее детище - механизацию, считая оную дьявольскими кознями. Паровозы, пароходы и прочие машины поначалу вызывали страх и ненависть, потом просто неприязнь. Их избегали и сторонились. Крестьяне толпились в приемных разных сановников, доказывая пагубу новых изобретений и уходили, махнув рукой - видать везде кривда правду передолила. Просили священников в церкви - те также относились отрицательно к механике - помолиться хорошенько, приносили в храмы множество даров - все напрасно. Низводили рабочие подчистую леса и поля, повсюду громыхало дьявольское железо. Видать разгневался Господь на дела людские. Один старый крестьянин из рассказа Глеба Успенского поведал следующую историю: "И вышел святой Варсонофий, высоко подняв крест, навстречу ихней сатанинской машине. Сотворил молитву праведник - и полетел нечистый на своей железяке куда-то в болото. Там и сгинул. Долго еще раздавались вопли и визги бесовские." (Очевидно, принял крестьянин крики жертв за "вопли бесовские".) К тому же крестьяне, со своей любовью к буйству и размаху, не могли понять, как это свободную стихию втиснуть в металлические передачи да колеса и заставить работать. По прихоти своей стихия может крутить мельничные крылья, гнать рыбу в сеть, собирать тучи, но не прилежно трудиться на благо человека. Не подобает урагану за прялкой сидеть или огню в топке гореть: дело урагана - крушить корабли в море, срывать дома в пропасть, дело огня - сжигать деревни и леса. Стихия должна быть свободной - иначе какая же это стихия! Нельзя построить мир только лишь на дисциплинированном созидании, нужны силы, способные в любой момент его уничтожить. Так думали мыслители толпы и к тому призывали. Свобода всегда связана с разрушением - иначе это не свобода. Только разрухи и катастрофы вызывают творческий импульс и энергический порыв - тогда - в неустанных постройках, в устройстве более удобных мест проживания рождаются новые инициативы и решения. Но для этого необходимо готовое к труду население, а создать из толпы "послушный народ" не смогут "мундиры голубые". Потому что толпа - первичная человеческая группа. Мы рождаемся свободными и можем на потеху матери хоть день и ночь играть своими погремушками. Через год-полтора начинается легкий прессинг: то и то нельзя, это хорошо, а это плохо. Затем прессинг незаметно переходит в репрессию, дисциплину, послушание. В конце концов, количество "нельзя" неизмеримо превосходит количество "можно". Но всякому "нельзя" всегда внутренне противостоит "можно". Это "можно" и "хочу" сначала возбуждают окрики матери и ремень отца, потом исправительные дома и тюрьмы, где "мундиры голубые" жестоко учат "послушанию". Но у детей способных принудительное воспитание часто вызывает отпетость. В результате иногда вырастают бакалавры отпетости, отчаянные хулиганы, цвет и краса толпы. Это люди опасные, в которых стихия преобладает над гуманностью, талантами и прочими положительными качествами. При случае они становятся вожаками, лидерами, корифеями толпы. Подобная толпа уже не вызывает презрительного пожатия плеч или интеллигентной усмешки - она упорна, бесстрашна и намерена уничтожить мир "до основанья".

Эти замечания касательно толпы сейчас не имеют ни малейшего резона. Время толпы кончилось: ее убил тотальный техницизм, без которого люди уже не могут обойтись, общая тенденция к порядку и миру, размывание национально-расовых границ, невероятное распространение пропаганды, развлекающее население "сенсациями", запугивающее мелкими и крупными угрозами, начиная от эпидемий и постоянной опасности терроризма и кончая атомной войной. Любое правительство склонно приписывать собственным усилиям относительное благополучие и благосостояние населения. Демагогия, ложь, выдумки о процветании, о котором беспрерывно думает руководство и о тех, кто тормозит сие процветание заполняют страницы газет и экраны телевизоров.

Деньги стерли любое классовое различие. Ганги, спаянные финансовыми интересами группы, успешно вытеснили удачливых воров и бандитские шайки. Причем все равно, как эти деньги появляются, сам факт их наличия обеспечивает обладателю всеобщее уважение, несмотря на слухи о коррупции и махинациях. Богатые люди держатся скромно и достойно, слухи о дорогостоящих дебошах и покупках невероятной цены вызывают у них в памяти устойчивые поговорки: поговорят - забудут, собака лает, ветер носит… и т. д.

В триаде "толпа - народ - масса" лишь последнее приобрело капитальную роль Только речь может идти не о "восстании масс" в духе Ортеги-и-Гассета, но о массах, низведенных до состояния послушной текучести. Это объясняется технической цивилизацией, мегаполисами, где необычайное скопление населения упрощает манипуляцию с ним. Здесь количество довлеет качеству: грандиозное количество автомобилей, страшная давка в общественном транспорте, бесконечная сумятица в метро и аэропортах не улучшает настроение массы. Отсюда, помимо всего прочего, постоянная раздражительность, беспокойство, вспышки внезапного гнева. Равно с классовой, распалась и семейная структура. Молодежь чувствует себя независимой от старшего поколения, зачастую выказывая откровенное презрение и демонстрируя "стихийность". Но это не более чем пародия на буйство, спровоцированное неудачей любимой футбольной команды, проигрышем в игровом автомате, действием наркотиков.

Можно многое к сему прибавить, но зачем? Любые негодования не изменят катастрофической демифологизации мира.

Евгений Головин
НОМЕР 6 (794) ОТ 4 ФЕВРАЛЯ 2009 г.

Источник - Завтра
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1233929460


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх