Депутат Д.Садырбаев: "Я работал советником по кино у Джохара Дудаева" (интервью) 23:01 12.05.2007
Молодость известных людей: Дооронбек Садырбаев
BPC представляет вашему вниманию интервью с депутатом Жогорку Кенеш, известным кыргызстанским режиссером Дооронбеком Садырбаевым, который рассказал о своей личной жизни: детстве и молодости, а также поведал о своих взаимоотношениях с супругой.
ВРС: Дооронбек Садырбаевич, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве.
Дооронбек Садырбаев: Я родился в селе Апыркан Ноокенского района Жалалабатской области в семье обыкновенных колхозников. Моего отца избрали председателем колхоза "Бирлик", где я отучился до 7 класса. Тогда было очень трудно со школами, их было очень мало, и после 7 класса все шли в единственную в районном центре среднюю школу №1. Тогда были хорошие межнациональные отношения, и поэтому учились мы дружно. Отец нынешнего спикера парламента Марата Султанова Абдуразак Султанов был моим одноклассником. В школе я учился очень хорошо, у нас не было проблем с русским и узбекским языком, так как все дети играли вместе. Моими любимыми предметами были математика и литература. Это благодаря молодым преподавателям из Чуйской области. Хорошо помню учителя по кыргызской литературе и языку Жумабека Ниязова - это отец Мирослава Ниязова, и учителя математики Марию Ибрагимову. По математике и геометрии у меня всегда были пятерки, по литературе у меня были лучшие сочинения по области на кыргызском языке. В 8 классе, когда у Жумабека Ниязова были неотложные дела, он просил меня провести уроки, заменить его в 9-10 классах. У нас были очень уважительные и доверительные отношения. И если бы в то время были экстренные выпуски по литературе и грамматике, то я сдал бы эти все экзамены. Школу я закончил в 1957 году. В то время у нас не было демократии, но независимо от национальности, от религиозных убеждений государство заботилось о своих гражданах. Я рано остался сиротой, приехал в город, поступил учиться в медицинский институт, меня поселили в общежитии и давали 220 рублей стипендии.
ВРС: Если вы так любили и хорошо знали математику и литературу, почему поступили в медицинский институт?
Дооронбек Садырбаев: Мы окончили школу в послевоенные годы; в то время те, кто знали русский язык, были в дефиците, и их сразу разбирали по центральным вузам. Когда мне было 14 лет, умер мой отец, ему было всего 45 лет. Я очень болезненно пережил потерю отца, и начал читать книги по этой болезни. И меня просто злил тот факт, что советская наука не может лечить рак, поэтому я приехал в город с уверенностью, что найду противоядие раку, излечу всех больных и не позволю умирать молодым из-за этой болезни.
В медицинский институт я поступил с первого раза. Учился у таких великих людей, как Иса Ахунбаев, по терапии – у академика Миррахимова и других светил кыргызской медицины. На втором курсе я спел в хоре в Москве, где проходила декада кыргызского языка и культуры. Я первый раз был в Москве и меня интересовал ВГИК, в частности, режиссерский факультет. Со мной поговорили и сказали, что перевод с медицинского института во ВГИК невозможен, и если я очень хочу учиться во ВГИКе, то лучше поступать на 1 курс. Так, уже на 4 курсе в медицинском институте я понял, что мне не излечить рак и врачом не стать. Тогда только открылось кыргызское телевидение, и я пошел работать туда режиссером. Я работал с первыми ласточками кыргызского телевидения Тамарой Бакиевой и другими. Я был тогда смазливым юношей. Дикторов всего было двое, и когда одна из них вышла в декретный отпуск, меня назначили диктором. Но я комплексовал, потому что на улице меня узнавали как диктора. Когда я встретил свою будущую жену, она спросила меня, почему я комплексую по этому поводу. Я ответил, что хочу, чтобы меня узнавали как писателя или как кинорежиссера, но не как диктора. Потом мы с ней поженились, я бросил медицинский институт, пару лет работал ассистентом режиссера, освоил профессию актера-дубляжника, и когда русские фильмы стали переводить на кыргызский, познакомился с Муратбеком Рыкуловым, Жамал Сейдахматовой, Бакен Каныкеевой и т.д. Именно на дубляже и сформировалась свободная кыргызская интеллигенция, которой нет ни у узбеков, ни у казахов, потому что на дубляже никто не спрашивал биографии, взглядов и т.д. Сначала у меня были маленькие роли, потом закрепили большие. Роли Вячеслава Тихонова, Кирилла Лаврова были закреплены за мной, и вот эта работа обеспечивала нам заработок, позволяющий мне быть независимым. Потом на телевидение пришел новый председатель и сказал, что я способный, но у меня нет образования, и посоветовал ехать в Ленинград, где открыли режиссерский факультет - наполовину очный, наполовину заочный, и я поехал туда учиться. У меня была республиканская стипендия 100 рублей - это были очень большие деньги, и еще стипендия Ленинградского института, то есть я не испытывал материальной нужды. На практике на 3 курсе я был у Сергея Бондарчука в фильме "Война и мир", работал с известными людьми. Окончил институт, вернулся. Кыргызский народ знает меня как достаточно хорошего режиссера, достаточно хорошего писателя. Я снял более 80 документальных хронометражных фильмов, 16 художественных фильмов и написал 20 книг на кыргызском и русском языках. И немного творчески устал…
В 90-е годы я снял фильм "Песня памяти", и с этого начались мои злоключения, потому что это была правдивая картина ошских событий 90-го года, и бывшие президент Акаев, секретарь ЦК Масалиев оказались против меня. Они создавали мне невыносимые условия для жизни, и я был вынужден бежать сначала в Чечню, где работал советником по делам искусства и информации у президента Дудаева, потом он отправил меня работать в Ирак, когда американцы проводили операцию "Буря в пустыне", я все это снимал. Потом из Ирака меня пригласил генеральный секретарь партии "Национального возрождения" в Турцию, там меня сделали генеральным руководителем новой студии в Стамбуле "Ихлас фильм продакшн", и при этой студии мне позволили открыть кружок для молодых режиссеров Турции. Я выпустил 24 режиссера. Вернулся с накопленными деньгами в Кыргызстан, где за 2 года меня уже забыли. А тут - выборы, и мне мои родственники говорят: "Не пора ли тебе поучаствовать?" Я задумался, потому что это была единственная возможность борьбы с режимом Акаева, ведь для депутата оружием является правда. Народ дал мне большинство голосов, второй раз я снова выиграл выборы, потому что народ знал, что я всегда говорю правду. Так я выиграл и в третий раз. Сейчас я уже на закате своих лет, я не накопил богатства, заводов у меня нет, постоянной прибыли нет, но я постоянно работаю. Как могу, оказываю народу помощь.
ВРС: В молодости вы хотели участвовать в политике?
Дооронбек Садырбаев: Нет, никогда. В своих фильмах я издевался над политиками, над секретарями обкомов, райкомов. Но я был вынужден стать депутатам, потому что ни Акаев, ни Масалиев не позволили бы мне вернуться в Кыргызстан. И если сейчас Бакиев пригласил бы меня и профинансировал фильм, который он хочет, я бы с удовольствием ушел из депутатства. Но уже поздно. Мои ровесники уже покидают этот мир. Время изменилось, и что-то хочется оставить после себя. У меня не хватает времени на те книги и фильмы, которые нужны сейчас нынешнему поколению. Несмотря на то, что в Турции я очень прилично зарабатывал, я очень скучал по своей стране, по своему народу.
ВРС: Какая у вас была мечта?
Дооронбек Садырбаев: Снимать фильмы, и я ее воплотил.
ВРС: Были ли у вас какие-либо страхи?
Дооронбек Садырбаев: Нет, никаких страхов у меня не было. Я был достаточно смелым парнем. В детстве, в 6 классе ночью я пугал прохожих, это было для меня развлечением. Я много дрался, потому что был вспыльчивым. Не могу сказать, что всегда побеждал в драках, меня тоже били, но страха не было никогда.
ВРС: Как вы познакомились со своей супругой?
Дооронбек Садырбаев: Когда на 2 курсе я поехал в Москву и пел в хоре, на этом же курсе освоил работу над пьесой и самостоятельно поставил пьесу – комедию Райхана Шукербекова "Мое село". Постановка имела очень большой успех. Я руководил кружком самодеятельности в медицинском институте, у меня была своя группа, мы ставили небольшие пьесы и сами играли. В одной из пьес я играл вместе с Сонунбубу Кольбаевой. Мы играли влюбленную пару, так мы сблизились, а потом и поженились.
ВРС: Какие качества вы цените в вашей супруге?
Дооронбек Садырбаев: Она очень красивая и коммуникабельная, очень грамотная. У нас общие взгляды на жизнь, поэтому нам хорошо вместе. Мы практически не ссоримся, у нас полное взаимопонимание. Когда мне приходилось куда-то уезжать, то мы всегда ехали вместе. Я многому обязан ей, и все достигнутое мною – это и ее заслуга. Она освободила меня от семейных проблем, от сложных взаимоотношений с родственниками, всегда помогала мне. И наши прекрасные, теплые отношения были для меня источником вдохновения.
Рассказ "Ситцевый бумеранг" был очень популярным в свое время. А появился он не просто так. Однажды мы поехали в гости к моим родственникам на юг и там мне подарили ситцевую рубашку. Я тогда безбожно курил и случайно прожег ворот этой рубашки своей сигаретой. Рубашка была мне немного мала, и когда мы приехали домой и пошли в гости к родственникам жены, мы подарили им эту рубашку. А через 2 года мы снова поехали на юг, к моим, и мне в подарок дарят эту же рубашку с прожженным воротом, которую 2 года назад я подарил на севере. Из этой истории получился юмористический рассказ, его публиковали во многих газетах и журналах, в том числе и в журнале "Работница", который выходил миллионным тиражом. И, как автору, мне выплатили около 1500 рублей - в то время это было как 1500 долларов США сейчас, я никогда в то время не видел таких денег. Мы купили себе мебель, так как у нас ее не было. Потом за этот четырехстраничный рассказ пришли гонорары из казахских, узбекских, русских журналов. Это составило материальную базу нашей семьи, рассказ перевели на 30 языков, и я тогда почувствовал себя профессиональным писателем.
Также я написал большой роман про Алыкула Осмонова, это даже кинороман. Меня попросили написать сценарий по этому роману, хотели снять серийный фильм, но накануне запуска первой серии Советский Союз развалился. И мне предложили выпустить роман книгой в Москве с условием, что книга будет продаваться в Москве. Вместо гонорара я попросил оставить мне 100 экземпляров книги. Отпечатали 11 тысяч экземпляров, мне оставили 1000 экземпляров. Потом меня пригласили в издательство в Москву и говорят: "Возьмите гонорар". А я говорю: "Мы же договорились, я беру только 1000 экземпляров". А они отвечают: "Мы хотим сотрудничать с вами дальше. Только за одну неделю 10 тысяч экземпляров вашей книги раскупили. У нас такого не было. Мы не только окупили затраты, но и получили большую прибыль, и нам неудобно не поделиться с автором". Тогда я во второй раз почувствовал себя профессиональным писателем.
ВРС: Спасибо.
Интервью подготовила Бермет Иманбердиева
|