М.Иманалиев: "Кыргызстан является носителем многомерной всеобъемлющей уязвимости" 20:40 14.05.2008
Муратбек Иманалиев, президент Института общественной политики: Сейчас Кыргызстан является носителем многомерной всеобъемлющей уязвимости
"... необходимо создать систему внешней политики, при которой МИД не является единственным реализатором и интеллектуальным центром внешней политики, а представляет собой головное учреждение этой системы."
ВРС: Какой в современных условиях, по вашему мнению, должна быть внешняя политика Кыргызстана в отношении ближайших государств–соседей?
Муратбек Иманалиев: Во-первых, надо выработать некий набор стратегических целей и задач по обеспечению добротной внешней политики. Речь идет о том, что Кыргызстан должен быть крайне заинтересован в формировании центрально-азиатского общего пространства, в первую очередь, экономического и политического.
С точки зрения политического пространства речь идет, в первую очередь, о проблеме безопасности: общерегиональной и страновой. В этом смысле я убежден, что Кыргызстан должен более активно продвигать этот вопрос, может быть, даже в рамках той инициативы, которую выдвинул президент Казахстана. Естественно, это должно проходить с четкими формулировками интересов и собственных целей.
Во-вторых, очень важно понимание того, что Кыргызстан, учитывая собственные возможности и потенциал, причем потенциал так сказать всеобъемлющий, должен исходить из того, что нужно избегать формирования враждебных либо недружественных отношений со всеми соседями без исключения.
Сейчас Кыргызстан, к большому сожалению, является носителем многомерной всеобъемлющей уязвимости. Здесь надо отметить, что речь идет о том, что Кыргызстан, с точки зрения военных вопросов, является самым слабым в этом отношении государством Центральной Азии. В экономическом плане это примерно то же самое. Уязвим Кыргызстан и политически.
Кроме того, один из самых важных вопросов - это демографическая уязвимость. Надо сказать, что мы являемся объектом демографического давления со стороны наших трех соседей из четырех, исключение составляет только Казахстан. Нам надо это обязательно учесть.
В-третьих, чрезвычайно актуально наличие открытых и плодотворных отношений с соседями, которые позволят развивать собственную экономику и все остальное, что необходимо для развития государства. Я думаю, что этот набор тем не завершен, есть и другие проблемы, над которыми надо работать. Но на сегодняшний день эти две темы являются наиболее важными для кыргызской внешней политики.
ВРС: Какие кардинальные изменения, учитывая нынешние реалии, по вашему мнению, следовало бы внести Кыргызстану во внешнюю политику?
Муратбек Иманалиев: Прежде чем говорить о внешней политике, необходимо серьезно задуматься о том, что творится внутри страны. Я скажу банальную вещь о том, что внешняя политика является продолжением внутренней политики.
Внешняя политика, надо сказать, вещь очень дорогая, это надо знать и помнить об этом всегда. Поэтому на сегодня, когда отсутствует четкая внутренняя политика, трудно что-либо поменять во внешней. Это же касается изменений, например, в деятельности МИДа, либо других ведомств, которые функционируют в пределах системы внешней политики. Слишком много у нас сейчас внутри страны экономических, социальных, гуманитарных и других проблем.
Тем не менее, если говорить об изменениях, с чего можно было бы начать? Я думаю, что необходимо создать систему внешней политики, при которой МИД не является единственным реализатором и интеллектуальным центром внешней политики, а представляет собой головное учреждение этой системы. В частности, речь идет о Министерстве обороны, службе Нацбезопасности, Министерстве экономики и промышленности, Министерстве финансов и ряде других ведомств, в том, числе, и тех, которые работают в гуманитарном направлении. Удастся ли создать такую систему, я пока не знаю. Но на сегодняшний день я не вижу попыток движения в этом направлении. А это задача не столько Министерства иностранных дел, сколько правительства и, скорее всего, администрации президента. Поэтому, пока что я не вижу возможности серьезного изменения, или внесения кардинальных корректив во внешнюю политику Кыргызстана.
ВРС: На 16 мая запланирована встреча Курманбека Бакиева с Эмомали Рахмоном, во время которой планируется обсуждение важных вопросов, в решении которых заинтересованы обе стороны. Как вы думаете, в каком направлении следует пытаться выстроить отношения нашей страны с Таджикистаном?
Муратбек Иманалиев: Встреча президентов Кыргызстана и Таджикистана имеет принципиальное значение и понятно, что речь будет идти не только о двусторонних отношениях, но и проблемах региона. То есть, президенты коснутся вопросов взаимоотношения своих стран с Узбекистаном, Казахстаном и Туркменией по различным темам.
Из функциональных вопросов, речь наверняка пойдет о регулировании пограничных вопросов, которые, с моей точки зрения, наиболее сложны. Президенты также должны обсудить вопрос водных отношений между двумя странами и развитие водной политики в отношении стран, расположенных в нижнем течении рек Сырдарья и Амударья.
Кроме того, как я понимаю, речь пойдет и о возможности привлечения других стран и организаций к вопросу обеспечению безопасности Таджикистана и Кыргызстана.
Сомневаюсь, что президенты могут затронуть тему серьезного обсуждения проблемы экономического сотрудничества, потому что, откровенно говоря, кроме приграничных возможностей я не вижу других серьезных каналов для этого вида сотрудничества между двумя странами. И, конечно же, речь пойдет и о том, как Кыргызстан и Таджикистан должны выжить в условиях предстоящей зимы.
Во время встречи я думаю, что будут обсуждаться вопросы, связанные с развитием ШОС, хотя надо сказать, что ни у Кыргызстана, ни у Таджикистана, равно как и у Узбекистана и Казахстана нет четко сформулированной концепции в отношении их деятельности в ШОС. Однако обмен мнениями состоится, поскольку в этом году Душанбе принимает саммит ШОС.
Еще я хочу отметить, что президенты наверняка обговорят свое видение дальнейших отношений своих стран с Россией, по причине избрания новым президентом Дмитрия Медведева. В этой связи будут обсуждаться вопросы, связанные с энергетической и продовольственной безопасностью, которые являются острыми для обоих государств.
14/05/2008,
|