24.кг: Сталкивались ли вы с проявлением национализма в Кыргызстане? 20:31 18.06.2011
17/06/11 07:17, Бишкек – Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
На "островке демократии" Центральной Азии у политэлиты, да и рядовых граждан, не обремененных портфелями и солидными капиталами, заметно усилился интерес к "пятой графе". Что характерно, за ярко выраженные шовинистические выпады, которые позволяют себе отдельные представители титульной нации по отношению к нацменьшинствам, к ответственности не привлекают. Даже общественного порицания подобные проявления не встречают. А сам термин "националист" стараниями некоторых политиков превратился в синоним слова "патриот". ИА "24.kg" решило выяснить у своих респондентов, сталкивались ли они с проявлением национализма в Кыргызстане.
Вера Шоколова, адвокат:
- Однозначно нет. Я никогда не сталкивалась с проявлениями национализма. Ни тогда, когда была прокурорским работником, ни сейчас, когда занимаюсь частной адвокатской практикой. Поэтому и живу в Кыргызстане, и желания уехать на историческую родину в матушку-Россию никогда не возникало.
Аширбек Болотов, главный редактор газеты "Эл созу":
- Не надо бояться национализма. У нас в Кыргызстане он не принимает агрессивных форм. Просто нам, кыргызам, обидно делается, когда мы смотрим, как хорошо на нашей земле живут представители других наций - русские, дунгане, узбеки те же. У них есть жилье, достаток. А мы дома чувствуем себя, как в гостях. Это несправедливо. Но мы же, с другой стороны, не выгоняем вас. Живите, пожалуйста. Кыргызы сами во многом виноваты. Пострадали из-за своего гостеприимства. Но еще раз повторяю: наш национализм - это даже не национализм, это инстинкт самосохранения нации.
Леонид Бондарец, эксперт по вопросам региональной безопасности:
- Я сталкивался с проявлениями национализма. Откровенно говорю. Но уехать из Кыргызстана никогда не хотел. Знаете, почему? Потому что население в массе своей довольно положительно относится к представителям других национальностей. А все эти пасквили в отношении России, которые пишутся сейчас в учебниках новейшей истории Кыргызстана, не более чем отголоски безграмотной и близорукой политики "верхов".
Дмитрий Орлов, журналист:
- Лично никогда не сталкивался. Я родился в Кыргызстане и могу сказать, что представители коренного населения к тебе относятся так, как ты относишься к ним. Может, конечно, мне просто повезло и меня окружали хорошие люди, не знаю. Но, по крайней мере, мне никто и никогда не тыкал в лицо тем, что я русский. А те, кто бросается шовинистическими лозунгами, да еще и с высоких трибун, позорят свой народ.
Назира Хасанова, учитель старших классов средней школы № 20 города Оша:
- Да все время мы сталкиваемся с такими проявлениями. В Оше свирепствует бытовой национализм. Знаете, на рынке можно часто слышать такие высказывания, как, например, "я тебе продам картофель дороже, потому что ты - узбечка, ты не наша, а вот ей, то есть кыргызке, продам дешевле, как своей". И обращаться к правоохранительным органам в этом случае бесполезно. Никакой реакции.
Валериан Лахитов, адвокат из города Джалал-Абада:
- Лично я не сталкивался с проявлениями национальной нетерпимости, скажем так. Но, хочу особо подчеркнуть, после известных кровавых событий на юге в июне прошлого года мне, как адвокату, приходится вести уголовные дела с этническим уклоном. К сожалению.
Дмитрий Кабак, глава общественного объединения "Открытая позиция":
- Конечно, сталкивался. По роду свой деятельности. Я работал над несколькими альтернативными отчетами именно по этой тематике. Мы досконально изучали события в селе Петровке Чуйской области, произошедшие в 2009 году, к примеру. И могу сказать, что проявлений национализма в республике достаточно. На всех уровнях. Но здесь вопрос заключается не в том, что национальная нетерпимость имеет место, а в том, что власти Кыргызстана пока не принимают эффективных мер по пресечению националистических выпадов. И отсутствие реакции со стороны государства воспринимается отдельными группами как сигнал к вседозволенности.
Динара Ошурахунова, лидер коалиции "За демократию и гражданское общество":
- К нам обращаются множество людей с жалобами на то, что им приходится терпеть унизительные выкрики именно националистического толка в свой адрес. Но самое ужасное, что национализм бушует и в стенах парламента. Подтверждением тому служат сразу несколько фактов. Возьмем хотя бы вопрос депутата от фракции "Ар-Намыс" Камилы Талиевой, адресованный директору Национального агентства местного самоуправления Бахтияру Фаттахову. Помните, когда народные избранники обсуждали отчет Национальной комиссии по расследованию причин событий на юге Кыргызстана, она упрекнула его в том, что он узбек, и потому априори не может быть объективным, а он являлся членом этой комиссии. Это ли не проявление национальной нетерпимости? А эти ультимативные требования, чтобы в Жогорку Кенеше на заседаниях выступали исключительно на кыргызском языке и что на работу в государственные учреждения нужно принимать только тех, кто владеет госязыком? Это ли не национализм? Да, я согласна, кыргызский язык нужно продвигать. Но не такими же методами, помилуйте. И потом, избавляться от специалистов, разбрасываться кадрами только на том основании, что профессионал своего дела не говорит на кыргызском, - просто верх легкомыслия. Так и хочется спросить этих радетелей моноязычья: если вы, к примеру, заболеете, - обратитесь к врачу, который вас действительно вылечит, пусть он и не кыргыз по национальности, но классный специалист, или к тому, кто безупречно говорит на кыргызском языке, но медик при этом нулевой?
Сабырбек Муканбетов, политический обозреватель газеты "Учур":
- Говорить о том, что кыргызы - националисты, неправильно. У нас нет нетерпимости к другим нациям. Да, в кыргызскоязычных газетах - а их количество довольно велико - порой появляются публикации ярко выраженного националистического толка. Но это не целенаправленная политика редакций, мы не пытаемся ущемить права представителей других этнических групп, просто это ответная реакция на те публикации, которые имеют место в русскоязычных газетах. И они задевают наши национальные чувства. Поэтому возникает желание ответить. Но кыргызы сами никогда не будут напирать на русских, евреев или узбеков по собственной инициативе. Так что говорить о том, что у нас здесь пропагандируется национализм на государственном уровне, неправильно. На бытовом - да, есть. Но и то это могут быть чьи-то пьяные выходки. Не более. Подрались пьяные. Обозвали друг друга свиньями и баранами, но это, опять же повторяюсь, не национализм.
Фарид Ниязов, советник премьер-министра Кыргызстана:
- Проблема бытового национализма существует во всем мире. Но в отдельных странах, как правило, проявления национальной нетерпимости на бытовом уровне власти пытаются направить в сферу спорта и шоу-бизнеса. Надеюсь, что и мы эффективно справимся с этой задачей. Что касается форм, которые принимает национализм в Кыргызстане, уверен: говорить о национализме на государственном уровне оснований нет.
Наталья Никитенко, депутат парламента Кыргызстана от фракции "Ата Мекен":
- На себе лично, к счастью, не испытывала проявлений национализма. Но меня беспокоят те симптомы, которые проявляются в парламенте нашей страны и проецируются на общество. Участились попытки использовать государственный язык как инструмент давления в политической борьбе. Нет, это прекрасно, что есть стремление сохранить культуру, традиции, сберечь - как символ культурного наследия - язык. Но зачем манипулировать языковым вопросом и пытаться прикрыть собственную некомпетентность замечаниями из ряда "ты не знаешь госязык, значит, выступать не должен". Этот прессинг вызывает агрессию и нежелание изучать кыргызский прежде всего у представителей национальных меньшинств. И что самое печальное, у нашей политической элиты наблюдается полное отсутствие государственного подхода в плане пресечения проявлений национализма. Нет государственного видения и соответствующей консолидирующей программы по объединению всех этнических групп. Никто не может четко ответить на вопрос, куда движется Кыргызстан, и это удручает.
|