Чингиз Айтматов: "Уживаться с властью чрезвычайно тяжко" 21:41 24.06.2005
Чингиз Айтматов: "Уживаться с властью чрезвычайно тяжко"
Ибрагим Рустамбек
Когда в начале 90-х годов самому знаменитому "национальному" советскому писателю Чингизу Айтматову позвонили в Москву земляки и… предложили стать президентом Кыргызстана, он только рассмеялся: "Даже самый прославленный автор может быть очень плохим президентом". Тем не менее, общественно-политической "нагрузки" Айтматову избежать не удалось, хотя современные социальные коллизии он оценивает, прежде всего, через призму собственного творчества. А когда как не сегодня поговорить о главном! Это интервью писателя состоялось еще до революции. Но, как может убедиться читатель, актуальность его нисколько не снизилась.
О бренном и вечном
- В истории человечества, как известно, случаются моменты наивысшего напряжения. И сегодня мы переживаем такой момент. Казалось бы, только-только управились с конфликтом биполярным - когда холодная война захлестывала нас, когда друг другу противостояли непримиримые, фанатичные идеологии и страны - их носители. Сейчас биполярности нет, и это прорыв в развитии общества. Но в процессе глобализации возникли новые очаги конфликтов, спровоцировавшие нынешние локальные войны и, не исключено, - грядущие масштабные. Увы, сегодня идеология насилия вновь культивируется, а терроризм, подавление личности приобрели огромное, мегазловещее влияние.
- Писатели, деятели культуры способны что-то противопоставить этому?
- Это, конечно, непросто. Ибо в основе данных явлений лежат сопровождающие жизнь общества ее доминирующие компоненты, такие, как религия, культура… Казалось бы, религия должна призывать к миро-творчеству, спокойствию, духовному возвышению. Но известный эгоизм и консервативность основных конфессий, когда каждая претендует на тотальное главенство над умами и душами людей, неизбежно вызывает обратный эффект.
И в сфере культуры, к сожалению, происходят необратимые процессы. Ибо массовая культура, заполонившая нашу жизнь, - это бич общества, разрушитель истинных нравственных ценностей. Мы впадаем из крайности в крайность. Если раньше художника подавлял идеологический режим, то сегодня его умерщвляет рынок, коммерциализация. В мире господствует американская масс-культура, которая формирует деструктивные, нередко - агрессивные стереотипы и стандарты мышления и поведения. Мы все оказались перед критической чертой.
- Кыргызстану сегодня приходится не просто - начался новый передел сфер влияния в мире. С одной стороны, есть "старший брат" - Россия, с другой - воинский контингент НАТО или так называемой антиталибской коалиции расположился в Бишкеке, а с юга нас подпирает Китай. Что делать и с кем быть, чтобы не утонуть в океане большой политики?
- То, что мы интересны, нужны таким гигантам, как Китай, США, Россия, - очень хорошо, а вот как сохранить самих себя - это уже наша забота. С кем быть, вы спрашиваете? Для Кыргызстана приоритетной страной или, как говорят политики, стратегическим партнером была и остается Россия. Я лично всегда об этом заявлял, да и симпатии моего народа ни для кого не являются секретом. Дружбу с Россией и русским народом завещали нам наши предки. Но ведь это не запрещает нам дружить с другими странами и народами, осваивать, так сказать, новые поля цивилизации. Надо быть вместе со всеми, каждому уделить часть своей жизни и духа, чтобы извлечь из этого взаимообмена нечто ценное и для себя.
Художник и система
- Это извечная проблема, особенно в русской общественной жизни, где они всегда противостояли друг другу. Традиция перекочевала в советскую эпоху и литературу, представителем которой являетесь и вы. А можно ли ужиться с властью, с политическим режимом?
- Это чрезвычайно сложный для любого художника вопрос, и каждый для себя его решает сам. Уже в рамках одной эпохи судьбы писателей разнятся. Драматична судьба белоруса Василя Быкова, который самоустранился от новых социальных веяний в своей стране, а политики отмежевались от него. Говорю о Василе Быкове еще и потому, что мы были в близких, товарищеских отношениях. Мы все, советские писатели, им гордились. Слово Быкова было словом истины, убежденности, познанных в окопах. Безусловно, как писатель-фронтовик он по-особому чутко воспринимал современные коллизии, считая, что есть некие непоколебимые ценности, обусловленные трагическим прошлым, которые нельзя нарушать.
Александр Солженицын - выдающаяся личность 20-го века. Для России же - символ эпохи. Всю жизнь он боролся с коммунистическим ГУЛАГом, являя пример громадного внутреннего достоинства и гражданского мужества. Он победил в этой борьбе, победил целый строй. Но сегодня - снова один, а политико-олигархическая система дамокловым мечом нависла над его убеждениями. Александр Исаевич вернулся в Россию, которую хотел видеть обустроенной и возвышающейся на фундаменте выстраданных им духовных и социальных ценностей, и… не принял, не понял того, что увидел. И его не поняли обуянные капиталами.
Это - и исключительная судьба, и типичная для России. На Западе художник существует в другом измерении, государство его не очень волнует и не очень раздражает: он может жить и творить сам по себе, без того колоссального морального напряжения, которое писатель испытывает здесь. Наш внутренний мир подобен подчас ядерному облучению. У нас ведь как: ты или наш - или не наш, в обществе нет устоявшегося этикета взаимоотношений с властью. Конечно, категорически противостоять власти, не принимать ту действительность, которая тебя окружает, очень тяжко.
|