Т.Исаев: Помилование через шантаж. На какой гонорар рассчитывает опальный зять Казахстана Р.Алиев? 23:58 04.06.2009
Помилование через шантаж На какой гонорар рассчитывает опальный зять?
Почти год Рахат Алиев тянул с выпуском своей книжки. Все это время он надеялся, что каким-то образом Астана пойдет ему на уступки. Шел даже не торг, а, если называть вещи своим именами, банальный шантаж: "Я не публикую книгу, а вы - ..." Что выпрашивает взамен Рахат Алиев? Видеться с бывшей семьей? Не смешите мои тапочки! Может, долгое пребывание в бегах и потянуло осужденного Алиева на лирику, но не до такой степени. Самому ему дорога в Казахстан закрыта, но родственники могут приехать без проблем. Отца же он вообще держит в своем особняке в Вене, под домашним арестом.
Может, он хочет реабилитации, то бишь освобождения от уголовной ответственности? Но это юридически нереально. Алиев осужден по шестнадцати статьям Уголовного кодекса. Его наказание по двум делам в общей сложности составляет сорок лет лишения свободы. Возможный для него правовой путь - это условно-досрочное освобождение. Но выйти на УДО Рахат Мухтарович сможет только после отсидки половины срока, то есть двадцати лет. Амнистия ему, как совершившему тяжкие преступления, не светит.
Правда, Уголовный кодекс дает еще один шанс - помилование, акт о котором издает Президент. Таким образом, для Алиева это единственная, устраивающая его, зацепка для возвращения на родину. Чужая душа - потемки, и возможно, есть нечто другое, ради чего ведется торг. Но так или иначе, ставка эта необыкновенно важна для Рахата Алиева. Словно многоопытный карточный игрок, он запасся джокером в виде книги. Но блеф не удался. Власть просто-напросто не села с ним играть. Ей незачем. В глазах казахстанской элиты Алиев - изгой, с которым никто игру не ведет.
Алиев, несмотря на свои некогда безграничные ресурсы и влияние, так и не стал умелым политическим игроком. Его козырем была сила. Когда этот козырь отняли, он нашел ему замену в форме компромата, надеясь, что тот вернет прежнюю силу. И когда он пустил его в ход, больше ничего не осталось. Поняв эту простую истину, Алиев впал в панику. И теперь публикует одно интервью за другим, повторяя, как заезженный патефон, один и тот же призыв договариваться. В одном из последних своих опусов он посылает отчаянный сигнал: "Я не хочу заранее говорить о том, что нет возможности для переговоров". Конечно, возможности для переговоров есть всегда. Но только смысла в них давно уже нет. Еще с момента, как был вынесен приговор.
Другой путь - давить на Казахстан через мировое, точнее европейское сообщество. Непонятно, к чему это может привести, ведь решение о помиловании все равно принимать Казахстану. Попытки же формирования нового образа - не просто беспощадного борца с коррупцией, а демократа в душе - пока успехом не увенчались. Особенно умиляет тезис Рахата Алиева про то, как он боролся с режимом, занимая посты во власти и пытаясь на своем уровне развивать демократию. Вот так он, Мусаев и другие сподвижники сидели на самых различных постах, от КНБ до финпола и развивали демократию. На своем уровне.
Разговоры о невероятном фуроре, который произвело в Европе издание книги Рахата Алиева, - не более, чем байка. Есть категория людей, которые если и слышали про Казахстан, то политической ситуацией в нем нисколько не интересуются. И это не в обиду казахстанцам. Это нормальный жизненный факт в любой стране. Много мы знаем про внутриполитическую ситуацию, скажем, в Дании или той же Австрии? Вот примерно столько же среднестатистические европейцы знают о нас и примерно настолько же им это интересно.
Поэтому воспоминания какого-то беглого уголовника, пусть и бывшего генерала-олигарха, из далекого Казахстана вряд ли тронут их душу, измученную финансовым кризисом. Скажите честно, если бы на прилавках магазинов Алматы оказалась вдруг книжка мемуаров парагвайского генерала, сбежавшего от властей своей страны и ныне их обличающего, вы бы купили этот "бестселлер"? Отдали бы свои 30 евро за такое удовольствие?
Есть другая категория европейцев - экспертное сообщество, которое по роду профессии занимается проблематикой Казахстана и Центральной Азии. И, будучи профессионалами, они прекрасно разбираются в казахстанском раскладе. Большинство наших тонкостей, которые мы считаем непостижимыми западному уму, на самом деле им хорошо известно. Экспертов, которые работают при помощи целой системы средств исследования и анализа, не собьешь с толку публикациями в Интернете и уж тем более книгой. Они отдают отчет, что представляет из себя ее автор, и какие мотивы им двигают. Умудренная старушка-Европа перевидала сотни таких алиевых, шантажистов мелкого и среднего пошиба.
Если люди из первой категории просто не замечают его существования, то люди из второй категории, как истинные профессионалы, общаются с ним и даже, приветливо улыбаясь, здороваются. А потом тщательно моют руки. Желательно со "Спитадермом", "Эпифилом" или другим патентованным средством для дезинфекции.
Тимур Исаев
|