Афганистан рискует стать ареной межаравийской борьбы, - И.Субботин 21:38 01.08.2021
Катару прочат роль одного из гарантов безопасности в Кабуле
Игорь Субботин Обозреватель-международник при главном редакторе НГ 31 авг. 21
Глава МИД Катара Мухаммед бин Абдель Рахман Аль Тани призвал талибов пустить иностранные силы в аэропорт Кабула. Катар призвал радикальное движение "Талибан" (запрещено в РФ) дать свое согласие на присутствие иностранных сил в международном аэропорту Кабула для обеспечения безопасности. Лояльные Дохе СМИ со ссылкой на источники утверждают, что эмират договорился со своим давним партнером Турцией о создании целого формата управления воздушной гаванью после вывода американских сил, который завершился 31 августа. Однако активизация Катара может привести к тому, что традиционная конкуренция между странами Персидского залива будет перенесена на афганскую арену. Призыв к талибам в интервью Financial Times сделал вице-премьер, министр иностранных дел Катара Мухаммед бин Абдель Рахман Аль Тани. "Отказ "Талибана", не разрешившего иностранным силам обеспечивать безопасность аэропорта в Кабуле, препятствует международным усилиям, которые направлены на возобновление коммерческих рейсов после окончательного вывода контингента США из Афганистана", – отметил он. По его словам, основным аргументом пришедшего к власти в Афганистане движения является его нежелание видеть зарубежных игроков на своей территории. "Мы пытаемся объяснить талибам, что безопасность аэропорта требует гораздо большего, нежели просто охраны периметра", – сказал министр.
Мухаммед бин Абдель Рахман в то же время подчеркнул, что достичь международного консенсуса по поводу возможности дипломатического признания правительства во главе с "Талибаном" вполне возможно, но в случае выполнения группировкой всех обязательств. "Если они создадут инклюзивное правительство, будут открыты к переговорам с другими (фракциями афганской политической элиты. – "НГ"), а также предпримут ряд шагов, которые не позволят вернуть Афганистан в прежнюю эпоху (имеется в виду период правления талибов с 1996 по 2001 год. – "НГ"), то международное сообщество сможет установить с талибами устойчивое и долгосрочное сотрудничество", – отметил министр.
Накануне стало известно, что Катар, где расположен политический офис талибов, примет у себя американских дипломатов, которые занимались афганским направлением. "По состоянию на сегодняшний день мы приостановили свое дипломатическое присутствие в Кабуле и перенесли нашу деятельность в Доху, в Катар, – проинформировал госсекретарь США Энтони Блинкен, выступая в Госдепартаменте. – Учитывая нестабильность в сфере безопасности и неопределенность политической ситуации в Афганистане, это был предусмотрительный шаг". Эту миссию возглавил Иэн Маккари, который занимал должность заместителя Росса Уилсона – главы американского посольства в Афганистане.
Решение выглядит логичным с учетом того, что именно Катар на протяжении последних нескольких лет принимал у себя переговоры между США и талибами. Кроме того, страна становилась площадкой для консультаций между боевиками и афганской политической элитой. Однако этой весомой дипломатической роли эмирату, похоже, мало. Лояльное Доху издание Middle East Eye со ссылкой на источники сообщило, что аравийское государство заключило с давним ближневосточным партнером Турцией договоренность о совместном управлении кабульским аэропортом. На этом фоне призыв Мухаммеда бин Абдель Рахмана к талибам допустить иностранные силы на объект приобретает новое значение.
Middle East Eye уточняет, что основными пунктами турецко-катарской формулы, вероятно, станут признание турецкой стороной талибов законным руководством Афганистана, консорциумное управление Дохи и Анкары кабульским аэропортом, а также обеспечение безопасности воздушной гавани за счет привлечения турецких наемников из некой частной компании. Ее название не раскрывается – упоминается только то, что это будут бывшие военнослужащие и полицейские. Отдельно отмечается, что на объекте будут развернуты члены турецкого спецназа в штатском. Присутствие иностранных сил, убеждены собеседники Middle East Eye, может способствовать поступлению иностранной помощи и привлечению инвестиций.
Впрочем, одной из нерешенных проблем на пути к реализации сделки – наряду с позицией талибов, которые не хотят привлекать иностранцев к администрированию аэропорта, – является то, что беглое афганское правительство заключило контракт на обслуживание этого транспортного узла в октябре прошлого года с компанией из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Логично ожидать, что новым властям Афганистана придется перезаключать договор. Это, в свою очередь, вполне может вызвать недовольство Абу-Даби. Эмираты, где афганская политическая элита долгие годы концентрировала свои активы, долгое время пытались негласно конкурировать с Катаром за отдельную нишу в афганском досье.
В 2018 году официальный Кабул объявил, что в рамках натовской операции НАТО "Решительная поддержка" в республику прибудут специальные военные подразделения вооруженных сил Катара и ОАЭ. Их миссия должна была заключаться в обучении местных структур безопасности, а также в оказании им поддержки. Несмотря на то что Эмираты и Катар не являются членами НАТО, предполагалось, что их привлечение к программе помощи Кабулу соответствует соглашению о безопасности между Североатлантическим альянсом и прежним афганским правительством. Сообщение о подобной переброске породило предположения, что конкуренция между аравийскими игроками постепенно переедет на афганскую арену.
В одной из аналитических записок Института исследования мира в Осло (PRIO) за этот год говорится, что Катар занимает доминирующее место в процессе афганского урегулирования "не только потому, что в нем проходил громкий мирный процесс, но еще и потому, что он смог использовать свои отношения с США для того, чтобы справиться с дипломатическим наступлением со стороны Саудовской Аравии и других стран Персидского залива". Согласно этим оценкам, то, как выстраиваются отношения между ключевыми странами Персидского залива, будет неизбежно влиять на расклад в Афганистане. Так что вполне ожидаемо, если традиционная борьба этих стран за лидерство в эпоху правления талибов обострится на данном направлении.
|