Б.Каримов: Первоочередные задачи таджикской власти 21:08 14.08.2009
Список самых важных шагов, которые необходимо предпринять для вывода экономики Таджикистана из кризиса.
До того как рекомендовать приоритетные меры по выводу экономики страны из кризиса, необходимо рассмотреть эволюцию кризиса, т.е. последние общемировые и региональные тенденции, имеющие прямое влияние на небольшую и открытую экономику Таджикистана, а также рассмотреть, каким образом развивается внутриэкономическая ситуация.
Хорошей новостью полугодового развития экономики страны является то, что имеет место рост экономики в 2.8% (хоть и небольшой, но все-таки рост). Еще более важно заметить, что двигателем роста является НЕХЛОПКОВОЕ сельское хозяйство, демонстрирующее 24.3% роста.
Промышленность по разным причинам находится в глубокой стагнации (минус 13.4%). Данные о том, что 10-15% всех предприятий по стране остановлены, возможно, даже чересчур оптимистичны. Из опыта России, видится неразумным стимулировать убыточные или неконкурентоспособные предприятия только потому, что они являются крупными.
Обратим внимание на опасную тенденцию изменения структуры ВВП. Доля реальных секторов упала на 4.4% до 33.3%, а доля сферы сервиса и услуг возросла аж на 8% до 54.1%! Данная тенденция показывает потерю внутренней экономической базы и усиление спекулятивно ориентированного и стимулируещего импорт сектора услуг. Опасна также тенденция снижения доли налогов к ВВП на 3.6%. Это показывает сокращение внутренней налоговой базы и говорит о том, что налоговое бремя слишком велико, и мы почти уже срубили сук на котором сидим. Это вопрос к Минфину о том, что лучше - собрать больше налогов сейчас или стимулировать рост налоговой базы.
Хоть и меньшими темпами, но доходы бюджета продолжают сокращаться даже после принятия нового сокращенного на 10% бюджета. Недобор составляет порядка 5% на конец июля. Минфин рапортует о выполнении своих основных обязательств, однако Минтруда сообщает о 10 - кратном увеличении задолженностей: по зарплате до $ 6 миллионов, и до $ 8 миллионов по пенсиям. Видится важным дать четкие указания Центральному и местным казначействам не задерживать и направлять по назначению приоритетные социальные платежи. Исполнение госрасходов должно четко контролироваться и проверяться со стороны Агентства по коррупции.
Нацбанку наконец удалось стабилизировать обменный курс на уровне 4.4 за доллар, все за счет разумного прогнозирования спроса на валюту через коммерческие банки и проведения разумных золото-валютных интервенций. Однако это стоило стране продажи тонны золота из четырех тонн имеющихся в запасах НБТ. Также сократились валютные резервы хоть и не намного. Учитывая, что кризис плавно перетекает из второй в третью волну, нужно суметь растянуть ограниченные резервы как минимум еще на два-три года, а также скорее восстановить добычу золота в Зеравшане.
Опасна тенденция трехкратного роста дефицита текущего счета платежного баланса на фоне 35% сокращения денежных переводов трудовых мигрантов, 40% сокращения цен на хлопок и 61% падения цен на алюминий. Ситуация с платежным балансом складывается опасная и неустойчивая и требует пристального внимания. Очевидно, что Таджикистан не имеет рычагов влияния на региональные и глобальные тренды на рынках труда и рынках товаров.
В банковской системе важно обратить внимание на двухкратное повышение доли плохих кредитов с 8 до 16%, как заявил г-н Рахим-зода на недавней пресс-конференции. На фоне относительно низкой доли капитализации наших банков (отношение собственного капитала к активам, включая кредиты), это может привести к росту кредитных и общих рисков для всей системы в целом. Для политиков и чиновников это должно служить ярким сигналом того, что не стоит навязывать банкам решение о выдаче кредитов. Есть опасность подорвать хрупкую финансовую систему.
Не так быстро, но все же растет внешний долг - на 102 миллиона до 1.47 миллиарда долларов США или 26.7% к ВВП. Рост долга идет за счет освоения займов Китая на дороги и линии электропередач. На будущее важно придерживаться консервативной стратегии привлечения кредитных ресурсов, учитывая риски повышения доли обслуживания кредитов на фоне сокращающегося бюджета. По возможности, средства надо привлекать как частные иностранные инвестиции без гарантий Минфина или Нацбанка.
Двигателем роста экономики является НЕХЛОПКОВОЕ сельское хозяйство.
Нужно искать другие рынки
Недавно независимые российские эксперты рассчитывали индекс антикризисной эффективности. Так вот, по этому параметру Россия проиграла не только Великобритании, Франции, Германии и США, но и Казахстану, Индии, Китаю и Бразилии.
Притом что в России имеет место 3% снижение потребительского спрос, сохраняется достаточно высокий рост инфляции до 6.2% за полугодие на фоне роста цен на импорт. Значит, помощь до местных производителей просто не доходит и приходится импортировать дорожающие продукты извне.
Дальнейшее падение экономики России по неблагоприятному сценарию означает для Таджикистана следующее - (1) сокращение спроса на рабочую силу и наших мигрантов на фоне роста ксенофобии и национализма местного населения и политиков, (2) рост цен на российский импорт потребительских товаров и нефтепродуктов, (3) в целом ослабление возможностей России в инвестировании в экономику Таджикистана и даже возможно снижение возможностей для увеличения нашего экспорта в Россию. Учитывая, что Россия все еще наш стратегический партнер, Таджикистану жизненно важно искать возможности диверсифицировать наши экспортные и импортные рынки и по возможности уходить от зависимости слабеющей экономики России. Не менее важно искать возможности диверсификации рынка труда и направления наших мигрантов в другие страны. Учитывая непредсказуемые политические амбиции Кремля, важно по возможности избегать элементов конфронтации с северным соседом.
Прогноз экспертов для нашего региона, стран бывшего СССР - не очень позитивный. Нулевой или 1-2% рост экономики ожидается в 2010 году, и возможно восстановление в 2011 до 3-4%. Таким образом, региональные тенденции в направлении России и региона Центральной Азии продолжат сохраняться в целом неблагоприятными для Таджикистана. В этой ситуации важно усилить работу по выходу на Юго-Восточные рынки Азии, Китая и Среднего Востока, т.е. туда где экономика развивается более динамично. Также важно усилить работу по привлечению инвестиций из этих регионов.
Происходит потеря внутренней экономической базы и усиление спекулятивно ориентированного и стимулирующего импорт сектора услуг.
Кризис? Это не новость!
В принципе, для Таджикистана настоящий кризис не есть что-то абсолютно новое. Данный кризис лишь продолжение и усиление тенденций ранее существовавшего системного кризиса в нашей экономике и социально-политической системе в целом. Нам и до кризиса не удалось создать благоприятные условия для развития внутренней экономики, привлечения инвестиций, диверсификации и технического обеспечения сельского хозяйства, либерализации частного бизнеса, развития и усиления банковской системы. Также не удалось усилить квалификацию, человеческий и профессионально-технический потенциал устойчивого роста, реформировать коррумпированные институты. Все эти моменты существовали и до настоящего кризиса, они лишь обострились в настоящее время.
Давайте согласимся, что так называемый анти-кризисный план правительства не имеет первоочередных приоритетов, в целом размыт и не имеет механизма мониторинга и реализации, как и не подкреплен ресурсами.
Важно понять, что на фоне системной слабости нашей экономики резко возрастают риски усиления негативных тенденций мирового кризиса, а поэтому важно предпринять усилия по увеличению внутриэкономической базы роста в первую очередь.
Также мы должны четко понимать, что у Таджикистана отсутствуют возможности бюджетной и финансовой поддержки реальной экономики, банков и частного сектора. Поэтому, основу действий должны составить меры по созданию благоприятной среды, радикального снятия административных и коррупционных барьеров со стороны правоохранительных и проверяющих структур, вывода теневой экономики в легальное поле - т.е. либерализация.
Учитывая вышеописанные общемировые тенденции, нашу внутреннюю специфику и все имеющиеся ресурсные ограничения, предлагаем следующие первоочередные шаги по смягчению последствий кризиса в кратко- и среднесрочном периоде:
1. НБТ: продолжение политики разумного управления ликвидностью для поддержания стабильности национальной валюты, избежания административного валютного регулирования, сохранения приемлемого уровня золото-валютных резервов; работа с МВФ для привлечения беспроцентных кредитов, повышения квоты РТ в МВФ; увеличение внутренней добычи золота на месторождениях страны.
2. НБТ: усиление банковского контроля над плохими кредитами, контроль уровня капитализации банков, недопущение административного давления на банки для кредитования убыточных хлопковых хозяйств со стороны правительства, местных властей.
3. Минфин: усиление контроля над поступлением и расходованием средств центрального и местных казначейств, особенно на приоритетные социальные направления по выплате зарплат, пенсий.
4. Минфин: усиление работы по внедрению большей прозрачности для общественности и международных доноров с целью увеличения объемов привлекаемых грантовых средств на поддержку бюджета страны.
5. Правительство, группа реформы с.х, Минсельхоз, местные областные хукуматы: принятие и доведение до фермеров четких и ясных директив об абсолютном снятии любого рода указаний по т.н. "рекомендуемому" объему выращивания хлопка, выбору хлопкоперерабатывающих предприятий; либерализация экспорта хлопка. При этом не менее важно помочь в создании благоприятной технической и маркетинговой инфраструктуре, чтобы помочь продать урожай на внутренних и внешних рынках.
6. Госкоминвест, Правительство: Усиление мер по осуществлению программы "200 дней реформ", усиление контроля за осуществлением и применением новых законов развития деловой среды - на деле со стороны бизнес - ассоциаций и регулирующих органов.
7. Внедрение внутреннего жесткого контроля в проверяющих, правоохранительных и регулирующих частный сектор органах, по возможности сокращение регулирующих положений и сокращение проверяющего персонала.
8. Правительство, МИД: Усиление работы с международными донорами и крупными странами - соседями (Россия, Китай) в деле привлечения грантовой помощи и недолговых инвестиций для поддержки бюджета, для крупных инвестиционных проектов.
9. Разработка и внедрение механизма (правового, в первую очередь) государственного и частного партнерства в деле привлечения частных инвестиций в концессии по строительству крупных объектов в сфере гидроэнергетики, дорог, добычи полезных ископаемых. Обеспечение гарантий частным инвесторам в рамках соглашений о государственном частном партнерстве.
10. Выделение функции продвижения инвестиций из состава Госкоминвеста в формат полу - осударственного Агентства по Продвижению Инвестиций, как это принято в рамках лучшей мировой практики. АПИ должно заниматься активным маркетингом и "охотой" на инвестора, обеспечивать полный пакет услуг по нахождению партнера, продвижению инвестиций, регистрации и защите всех прав иностранного инвестора в Таджикистане. Данный формат позволит привлечь профильных доноров, таких как, например, агентство MIGA и FIAS - группы Всемирного банка, а также позволит привлечь высококвалифицированный персонал на более выгодных условиях, чем предлагается на государственной службе.
11. Необходимо предпринять срочные меры по усилению квалификации и технического потенциала и внедрения гибких и привлекательных стимулов для ключевых специалистов на государственной службе, особенно в профильных экономических ведомствах, занимающихся анализом и разработкой политики. Очень важно остановить в буквальном смысле деградацию и массовую "утечку мозгов" из министерств и ведомств. Предлагается безотлагательно: (а) внедрить гибкую систему стимулирования на основе результатов и квалификации; (б) сократить армию малоквалифицированных бездельников в министерствах и ведомствах и повысить стимулы для оставшихся специалистов; (в) усилить работу по повышению профессиональной квалификации, включая финансирование стипендиальных программ обучения за границей для лучших специалистов из средств бюджета при условии, что они отработают на государство по возвращении хотя бы 3-5 лет; (г) внедрить бесплатные и качественные модули обучения литературному деловому стандарту государственного языка; (д) обучение английскому языку; (е) привлечение средств доноров для найма иностранных специалистов в качестве временных госслужащих страны, как это делается в странах Африки.
12. Создание качественных центров повышения квалификации (технической, профессиональной, языковой) для трудовых мигрантов.
У Таджикистана отсутствуют возможности бюджетной и финансовой поддержки реальной экономики, банков и частного сектора. Поэтому основу действий должны составить меры по созданию благоприятной среды в стране.
Первоочередные задачи таджикской власти
В долгосрочной перспективе необходимо создать благоприятные условия для развития динамичной, современной и конкурентоспособной промышленности. При этом, развитие промышленности нужно рассматривать не с точки зрения восстановления крупных и малопродуктивных старых мощностей, а с точки зрения в первую очередь создания нормальных условий и регулирования. Например, самый больной вопрос для наших производителей это высокий НДС на вввозимое сырье и оборудование, что делает внутреннее производство неконкурентоспособным. Также нужно создать условия по свободной конкуренции для всех предприятий; создать возможности для получения долгосрочного кредита; создание предсказуемого режима для привлечения долгосрочных иностранных инвестиций; импорт малых, современных и высоэффективных технологий; развитие промышленного лизинга оборудования; восстановление технической базы и специалистов; снижение издержек и затрат и т.д.
Нужны грамотные менеджеры (вместо безграмотных собственников купивших предприятия после "дикой" приватизации); грамотные технологи и инженеры; долгосрочный кредит и оборудование в лизинг; доступ на внешние рынки; предсказуемый налоговый режим и ограничение проверок; гарантии для серьезных иностранных инвесторов, что их активы в один прекрасный день не будут "национализированы" со стороны частных и "государственных" рейдеров. Можно рекомендовать пересмотреть итоги приватизации если предприятие не работает по профилю, либо собственник не имеет четкой стратегии восстановления производства.
Неправильно считать, что государство должно поддерживать финансово - или административно какие-либо производства как это, например, практикуется в Узбекистане. Это ведет к протекционизму и ограничению конкуренции, а значит, ухудшает качество продукции. В условиях глобализации и китайской экспансии дешевых продуктов и товаров - это путь к изоляционизму и удар в первую очередь по потребителю. В конце концов - развитие промышленности в условия кризиса это не краткосрочная, а долгосрочная мера, которая не должна требовать государственных субсидий, а должна требовать грамотных реформ регулирования, подготовки технических специалистов и создания нормативно-технической базы.
В плане отраслей безусловными приоритетами являются текстиль и агро-переработка как ориентированные на глубокую переработку и добавленную стоимость для местного сырья. В условиях непредсказуемости поставок и обеспечения сырьем, низким спросом на внутреннем рынке и высокими затратами на внешние рынки, текстильные и агро-перерабатывающие мощности должны объединяться в малые, низкозатратные и высокоэффективные кластеры и сегменты с полным циклом обеспечения сырьем, и поддержкой в производстве, контроле качества и маркетинге готовой продукции. К сожалению реалии таковы, что крупные пост-советские предприятия без сегментирвания и реструктуризации объективно не выживут в конкуренции с дешевым китайским импортом. Например, стоит обратить внимание на вполне успешный опыт создания текстильного кластера малых производств в соседней Киргизии, которые работают на дешевом китайском сырье и обеспечивают приличной одеждой все Центральную Азию и даже Восточную Сибирь. Важно то, что данные небольшие предприятия объедененные в кластеры имеют свою Ассоциацию, которая лоббирует их интересы в правительстве и защищает каждого участника от неправовых действий и проверок разных органов. Также обеспечивается информационная, маркетинговая и техническая поддержка, обговариваются поставки сырья, а также условия для привлечения долгосрочных кредитов.
Другим долгосрочным направлением, которое могло бы принести немалые дивиденды как государству так и простому населению могло бы стать развитие туризма. При этом нужно отойти от бесперспективной концепции государственного развития бизнес-туризма, к развитию и поощрению частного эко-туризма ориентированного на приличный сервис, малые гостиницы и мотели типа "бед анд брекфаст", сопутствующую инфраструктуру, включающую в себя, в первую очередь либерализацию процедур регистрации и получения виз, либерализацию авиаперевозок и доступ недорогих авиаперевозчиков на наш рынок, более развитый сервис повсеместно. Нашим "чиновникам от туризма" видимо невдомек что иностранцы и туристы часто делают выводы от уровня "комфорта страны" исходя из очень простых вещей как, например, фактор дружелюбного отношения к иностранцам и туристам в Душанбинском аэропорту. Например, быстрота оформления виз и прохождение пограничного контроля, запрет на физический осмотр багажа при вылете, запрет на пересчет денег иностранцев со стороны работников таможни аэропорта, обучение навыкам общения на английском для персонала, прочее.
В заключении, какими бы замечательными не были бы данные меры, реальное их осуществление невозможно без наличия механизма реализации, контроля и мониторинга результатов. Г-жа Нгози Огоча, бывший Министр Финансов Нигерии, и в настоящий момент Вице Президент Всемирного Банка известна тем, что ей удалось менее чем за год провести ряд очень непопулярных но важных реформ в свой стране, пока ее в буквальном смысле не заставили сбежать из страны. Так вот, г-жа Нгози отмечает, что на самом деле у многих непопулярных реформ имеется гораздо больше противников, чем сторонников. Политиканы и коррумпированные чиновники на верху власти будут всегда говорить о поддержке реформ, но на самом деле будут стараться сделать все, чтобы заблокировать меры которые угрожают их личным интересам.
Именно поэтому кроме абсолютной политической воли и приверженности на деле со стороны первых лиц государства, очень создать т.н. коалицию поддержки реформ из числа приверженных реформам и некоррумпированных чиновников, представителей граждансокого общества, бизнес ассоциаций и ассоциаций производителей, исследователей и ученых, иностранных экспретов.
Г-жа Нгози также удалось создать т.н. Комитет Реформ из числа "чистых и не запачканных", грамотных, в меру амбициозных и молодых чиновников, не имеющих ведомственных интересов, и обеспеченных высокими зарплатами чтобы исключить факты коррупции. Этот комитет должен иметь прямое и полное подчинение президенту и абсолютные полномочию по продвижению и осуществлению непопулярных реформ. Инстинкт подсказывает, что г-н Шариф Рахим Зода, нынешний глава НБТ, мог бы стать идеальным кандидатом на роль главы "Комитета Реформ".
Видимо данный механизм позволит осуществить все предлагаемые реформы по реформированию, оживления и выводу нашей экономики из кризиса.
13.08.2009
Бахриддин КАРИМОВ, специально для Asia-Plus
|