ЦентрАзия   |x .
НЕОВАИСОВЦЫ НЕОВАИСОВЦЫ
/ /
[.. - ..]

Этнополит. движ. в соврем. Татарстане. В отличие от ваисовцев* основ. внимание уделяют истор. и общекультурному обоснованию претензий на булгарское наследие. Возникло в конце 1980-х годов.

Основ. этапы становления связаны с дискуссиями об "истинном" этнониме "татары" и "булгары" в прессе 1987-89;

организ. в Казани 24 сен. 1988 митинга под лозунгом "Мы - булгары";

открытием в Казани в 1988 клуба Булгар аль-Джадид;

осн. в Оренбурге газеты "Болгар-Иле" в 1990; проведением в Казани в июне 1990 I Учредительного съезда (джиена) Булгарского национального конгресса (БНК) и образованием Совета БНК,

а также булгарских организ. в Татарии (особенно в г. Набережные Челны), созывом I Съезда общины булгар Казани и избрание Казанского меджлиса булгарской общины в авг. 1992.

Гл. идеологом движ. и атвором неоваисовской версии булгарской истории является Фаргат Нурутдинов, первый пред. казанского культурно-истор. клуба Булгар аль-Джадид.

Печатный орган - газета "Болгар-Иле".

В основе концепции неовасовцев лежит аргументация татар. ученых второй пол. 1940-х с аргументами в пользу булгарского происхождения татар. народа20, а также идеи Мирхада Ваисова (1918-1986), сына Гинана Ваисова, в юности подвергавшегося преследованиям в качестве "сына врага советской власти", а позднее работавшего в Институте международного рабочего движения АН СССР..

Окончательно неоваисовская истор. версия оформлена Ф. Нурутдиновым и некот. др. авторами .

Основ. положения:

1) полная языковая преемственность между домонгольским и более поздним населением Волго-Камского края;

2) удревление своих этнич. культуры и языка вообще и на нынешней этнич. терр. Утверждение о полной преемственности между Волжской Булгарией и Казанским царством;

3) Волжская Булгария определяется как "могучая сверхдержава", границы которой простирались от Северного Ледовитого океана до Каспийского (Булгарского) моря и от устья Оки до Оби или даже до устья Енисея; сокращение булгарской территории объясняется ее расчленением З. Ордой и Русью в конце XIII в., что якобы привело к распаду прежде единой булгарской народности. В то же время предполагается, что Казанское царство бьло лишь одной из 8 губ. (илей) несравненно более крупной булгарской державы второй пол. XV - первой пол. XVI веков, включавшей терр. соврем. Башкирии и ряд обл. Поволжья-Приуралья;

4) преувеличение степени этнической консолидации в глубокой древности и принижение роли племенных делений: утверждается, что уже на рубеже IX-X веков булгары будто бы слились в Волго-Камье с местными кыпчаками и уграми и образовали единую народность;

5) отождествление своих предков с булгарами, с шумерами и массагетами;

6) утверждение исторического приоритета отдельных элементов своей этнической культуры или полит. организации (письменность, государственность и пр.) по сравнению с иноэтничными соседями: выходцы из булгарской царской семьи рассматриваются как создатели древнейших гос. в Вост. Европе, причем не только Волжско-Булгарского, но и Киевской Руси, и Венг. царства;

7) причисление к своему этносу других родственных или даже неродственных этнич. групп для увеличения его размера.

Утверждается, что крымские, астраханские и сибирские тюрки тяготели к "булгарам" по меньшей мере со времен Казанского царства. Что же касается башкир, то это "булгары, живущие в Башкортостане". 8) утверждается, что именно булгары (наряду с Русью) сокрушили Хазарский каганат, подчеркивается, что они нанесли поражение русским в 1183 и разгромили монголов в 1223.

В отличие от Руси, Булгария будто бы сохранила свою независимость после 1236 и вплоть до 1278 была в союзе с монголами; 9) Неоваисовцы "обнаруживают" план России уничтожить булгарский народ, который якобы и реализовывался с XVI века.

Наряду с этим, неоваисовцы традиционно противопоставляют себя татарам, рассматривая их не только как резко отличных от булгар, но и как злейших врагов последних. Нурутдинов настаивает на том, что с середины XIII века так стали называть половцев, взятых на ордынскую службу. Их язык относился к кыпчакской группе, в отличие от якобы огузского булгарского. Он пытается доказать, что во все века татары ничего, кроме горя, булгарам не приносили, и слово "татарин" стало у булгар бранным.

Татары участвовали в монг. набегах на Волжскую Булгарию и в ее терр. и этнич. расчленении, они служили наемниками москов. князьям, эксплуатировали булгар-мишарей в Касимовском царстве и помогли Ивану Грозному захватить Казань.

Нетрудно видеть, что здесь Нурутдинов снова совершает подмену, ибо "служилые татары" во второй пол. XV - нач. XVI в. бьли выходцами именно из мещеры (мишарей), обитавшей в зависимом от Москов. княжества Касимовском царстве. Мещера активно помогала русским в ведении войн, за что получала изрядные земельные пожалования . Из этих "служилых татар", по Нурутдинову рус. царизм создал опору в местной адм., духовенстве, интеллигенции и в "мусульманской" буржуазии.

Он заявляет, что татары сложились как народ только между 1905 и 1917, узурпировав булгарскую культуру и назвав ее "татарской". В то же время "служилые татары" якобы занимались татаризацией тюркских народов России и пытались навязать им этноним "татары". Именно они хотели объединить всех тюрков в единую татар. нацию и создать на этой основе общетатарское (туранское) гос., в кот. они имели бы полит. и экон. господство.

Для ваисовцев, так и для неоваисовцев злейшими врагами представляются татар. интеллектуалы. Они относят всю татар. элиту (мулл, предпринимателей, интеллигенцию) к эксплуататорам-татарам.

Концепция неоваисовцев пользуется пониманием, позволяя говорить о нас. Татарстана как о коренных жителях. Она направлена на то, чтобы смыть с себя "позор татаро-монгольского завоевания", который обусловливал их взаимоотношения с русскими вообще и с рус. властями в частности.

Они считают, что смена этнонима и, тем самым, установление истор. справедливости изменит климат в межнациональных отношениях, которые со времен тат.-монг. нашествия отягощены взаимным недоверием между татарами и русскими.

Неоваисовское движ. вызывает сочувствие у ведущих ученых и президента Республики Татарстан М. Шаймиева.

Призывы к борьбе за смену этнонима оказывали определенное влияние на часть казанских татар, кот. в письмах в ЦК КПСС просили именовать их "булгарами" .

Они издавна очень ревниво относились к успехам мишарей захвативших рук. постов в республике и препятствовали казанским, татарам. Впрочем, как показала дискуссия 1987-89, большинство татар склонны сохранять свое прежнее этническое наименование, в частности, чтобы не потерять свою многочисленную диаспору .

Во имя общетатарского единства подавляющее большинство татар. интеллектуалов очень негативно относятся к неоваисовскому движ., обвиняя их в фальсификации истории, несмотря на то, что многие идеи неоваисовской истор. концепции заимствованы из работ современных татар. ученых.

Библ.: Виктор Шнирельман. От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в XX веке. ВЕ, 1998, № 1-2 (4-5), М. С. 137-159.

Цит. По: Шохрат Кадыров. Российско-туркестанский исторический словарь. Том 2. Осло, 2004 (Рукопись).

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1095178446


  Добавить сведения
  © CentrAsiaВверх