САКИ / / [.. - ..]Собирательное название древ. вост. иран. кочевых племен в Ср. Аз.
По В. И. Абаеву, от осет. sag "олень".
Согласно новейшим версиям (Т. Н. Пахалина, 1994), происх. типилогично ("таджик"), от индоевроп. корня sak "рождать (ся), рожденный, человек, род, племя, народ". У древ. иранев эта основа утратила превоначальное значение и стала употребляться как название народа и страны.
Отсюда этнонимы: "сак(и), скиф(ы), скуд(ы), сколот(ы) и славянин, славяне".
Т.Н. Пахалина полагает не случайным отождествление Страбоном, Сен-Мартеном, Бартоломе, Бернштамом и др "таджик" и дах’ов и то, что этнонимы daha и saka в древнеперс. надписи Ксеркса помещены рядом. Ксенофонт называл саков массагетами.
Скифы Ср.-аз.* Упомянуты в Бехистунской клинописи* (2-й пол. первого тыс. д. н. э.) как хаумаварга или, предположительно, "амюргейские скифы" Геродота;
тиграхауда "носящие остроконечные шапки". Выдеяют также тиайтарадарайя - "заморских" саков.
По Гафурову, первые жили в р-не Ферганы, вторые – за Сырдарьей и в Семиречье, третьи – либо европейские, либо заамударьинские саки. Известны по находкам в курганных погребениях: железо медь и бронза (котлы на ножках с изображениями тигра, антилопы, горного барана и др.).
Развитые традиции матриархата. Поклонялись земле, небу, солнцу. Не исключается связь имени сак с названием согд (Гафуров).
Библ.:Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М.-Л., 1958; т. 3. М.-Л., 1979; Brandestein W. Und Mazerhofer M. Handbuch des Altpersischen. Weisbaden, 1964.
Цит. По: Шохрат Кадыров. Российско-туркестанский исторический словарь. Том 2. Осло, 2004 (Рукопись). |