Таджикистан   |x .
ЛИТЕРАТУРА Персидско-таджикскаяЛИТЕРАТУРА Персидско-таджикская
/LITERATURA persidsko-tadjikskaya/
[.. - ..]

Персидско-таджикская литература XII века продолжала и развивала литературные традиции второй половины XI века. Вместе с тем, XII век считается особой эпохой в истории литературы: в этот период расширилась сфера распространения персидско-таджикского языка и литературы, возникли литературные группы и центры в Хорасане и Мавераннахре, в Индии и Азербайджане. Продолжалось развитие поэзии и прозы.
Благодаря переменам в социальной жизни, в общественном положении поэтов и писателей, содержание литературы становится разнообразней. Поэты чаще всего поднимали в своих стихах социально-философские и научные проблемы и пропагандировали суфийские идеи. Омар Хайям (1048-1131 годы) - один из известнейших философов и математиков того времени, выражая в четверостишиях свои философские воззрения, писал о загадках жизни и смерти, о тайнах бытия и невзгодах социальной жизни. Он с сомнением и недоверием относился ко всякого рода пророчествам мессии, не верил в существование загробного мира. Он одинаково свободен и от надежды на райское блаженство, и от страха перед адскими муками. Свободу от неверия и веры Хайям считает своей единственной религией. Он с откровенной насмешкой взирает на людей, почитающих себя знатоками "божественных тайн". Поэт дорожит минутами сегодняшней жизни и хочет проводить их в благополучии и радости. Но свое счастье он видит не столько в земных наслаждениях, сколько в избавлении от сомнений и страхов. С этих позиций Хайям подвергает резкой критике мусульманское духовенство и нечеловеческие условия жизни.
XII век является золотым веком суфизма. Усталость и переживания народа, измученного постоянными войнами и грабежами, привели к тому, что среди определенной части общества появились стремления к миру и спокойствию, мысли о единстве религиозных течений и всеобщем мире, направленные против религиозных распрей и противоречий. Суфии, которые и раньше считались сторонниками "любви и согласия" ("ишку мухаббат") и "мира и спокойствия" ("сулху сафо"), к этим стремлениям относились с сочувствием. Они начали бороться против официальной религиозной ортодоксии, лицемерия и схоластики, критиковать шейхов, муфтиев, мечети, медресе и сыграли большую роль в распространении идеи единения сущего. А потому в суфизме XII века произошли серьезные изменения: в нем усилилось влияние философской мысли, в результате чего появляется теоретический философский суфизм, основоположником которого был Шахобиддин Сухраварди (убит в 567 году г. хиджры). Во второй половине XII века другой философ Мухиддин ибн Араби (560-638 год г. хиджры) превратил суфизм в новую разновидность философии. После них суфии, в частности суфийские поэты, часто обращались к их теории.
Суфийская литература имела самую различную тематику и содержание: в ней ставились философские, нравственно-этические, исторические и многие другие вопросы. Для выражения своих идей и стремлений суфийские поэты использовали газели, месневи, касыди и рубаи. В газелях говорилось о духовной любви; в месневи излагались суфийские и нравственно-дидактические идеи; в касыдах давались наставления мудрости; в рубаи выражались чувства и ощущения. Были созданы многие прозаические произведения (хикоя и кисса), отличавшиеся особой простотой стиля, философской глубиной и назидательностью. Все это нашло яркое отражение в творчестве Фаридиддина Аттара (1146-1221 годы), блестящего мастера месневи и газели, выражавшего суфийские идеи в яркой эмоционально-поэтической форме.
Назидательного характера произведения создавались и в прозе. Они также отличались простотой. Суфийские авторы вопросы философско-мистического и этического характера, связанные с логическим мышлением, излагали и в поэзии, и в прозе, а чувственный мир выражали только в стихах. У литераторов этого направления выработался иносказательный стиль, для которого характерны своя терминология, символика и система образов, введенные в литературу еще Мадждудом Санои.
Создание подобного стиля было обусловлено идеологической борьбой века, требовавшего от свободомыслящих поэтов и писателей выражать свои мысли и идеи скрытно, дабы не подвергнуться жестокому гонению и преследованию, жертвой которого стали Мансур Халладж, Маджиддин Кубарро, Айн-ул-куззот Хамадани, Шахобиддин Сухраварди и другие.
В XII веке для достижения высот литературного мастерства нужно было иметь достаточно широкое образование, изучить различные науки. Это считалось первым условием, необходимым для поэта. По словам Низами Арузи, тот, кто вступил на путь поэзии, кроме знания всех законов и правил литературных наук, должен выучить наизусть двадцать тысяч бейтов предшествовавших поэтов, десять тысяч бейтов своих современников, постоянно изучать произведения великих поэтов и знать их. Такого же мнения и Рованди, который в своей книге "Рохат-ус-судур" ("Благо великих") наставляет изучать современных ему поэтов: Имоди, Саидашарафа, Абулфараджа Руни, постичь мудрость "Шахнаме" и постоянно читать эту книгу. Недаром такие великие поэты того времени, как Анвари, Хакани, Низами, Фаридиддин Аттар и многие другие не только обладали природным поэтическим талантом и способностями, но и были в то же время учеными, постигшими круг наук своей эпохи. Так, Анвари в одном из своих стихотворений говорит о том, что хорошо знает музыку, геометрию, астрономию и так далее.
В этот период успешно развивались все жанры персидско-таджикской поэзии, за исключением героического эпоса. Хайям прославился своими рубаи, Аттар - суфийскими месневи, Анвари, Хакани, Захир Фарьяби, Асириддин Ахсикати, Муиззи - касыдами, таркиббандами и китъа, Низами - лиро-эпическими поэмами, написанными на языке дари.
Известные поэты по большей части группировались при дворе: у Сельджукидов - в Мерве, у Хорезмшахов - в Ургенче, у Караханидов - в Бухаре и Самарканде, сочиняя главным образом хвалебные касыды. Касыда претерпела значительные изменения. Игра слов, употребление трудных и сложных редифов, описание людей, предметов и чувств при помощи вычурных выражений считалось признаком поэтического мастерства и силы. Хакани - один из крупнейших дариязычных мастеров касыды того времени - занимал достойное место среди тех, кто совершенствовал персидско-таджикский стих. В одной своей китъа, посланной Унсури, он называет десять поэтических вариаций касыды, в каждой из которых считал себя непревзойденным мастером. Касыдам Хакани присущ особый стиль: в спокойный строй стиха врываются необычные метафоры, отражающие чудесные грезы поэта. Другой выдающийся творец касыд - Анвари - был продолжателем Абулфараджа Руни, создавшего в этой области новую школу. При этом он преодолел недостатки стиля Руни и усовершенствовал его.
Одним из признаков совершенствования персидско-таджикской поэзии XII века справедливо считается дальнейшее развитие жанра газели. До конца XI века газель не была ведущим жанром поэзии. Но теперь она занимает все большее место в диванах многих поэтов. Существовало два вида газели. В первую группу входили газели, воспевающие земную любовь и выражающие пылкие чувства влюбленных. Сочинением подобных газелей прославился Анвари. Основным мотивом газелей второй группы были страдания и муки, вызванные духовной любовью к богу.
В XII веке значительно развивается лиро-эпический жанр, прогресс которого связан с именем Низами Ганджеви, (1141-1209 годы) - одного из корифеев поэзии на языке дари. Созданная им бессмертная "Хамса" ("Пятерица") оказала большое влияние на развитие персидское таджикской и тюркоязычной литературы и положила начало традиции сочинения "пятериц", получившей большое развитие в поэзии последующих веков.
Со второй половины XII века заметно совершенствуется и проза. Кроме трудов научно-исторического характера, появляется много художественных произведений, отличающихся разнообразием формы и содержания. Важнейшую часть таких произведений составляют повести, рассказы, макамы и нравоучительные новеллы. Расширяется тематика повестей, среди которых встречаются и национально-героические, и героико-религиозные, и исторические, и любовные. Большую часть художественной прозы до XI века составляли различные "Шахнаме" и сказания о героических подвигах древних богатырей. К этому жанру, называемому национально-героическим, можно отнести "Дарабнаме", "Кахраманнаме" ("Книга героев"), "Кирани хабаши" ("Кирон-абиссинец") Абутахира Тартуси. В XII веке такие повести писались довольно редко. Их место постепенно заняли произведения героико-религиозного жанра - "Повесть об эмире Хамзе", "Абумуслимнаме" и им подобные. Появление этого жанра было связано с усилением влияния религии. К историческим повестям, созданным в самом конце XI века, принадлежит "Искандарнаме".
В XI - XII веках бытовали также любовные повести. Лучшая из них - "Самаки Айер". Она в какой-то мере является подражанием героическому жанру и представляет собой смешанное описание героических и любовных событий. Другая известная любовно-дидактическая повесть - "Бахтиярнаме". Она была написана по-пехлевийски, в эпоху Саманидов переведена на язык дари, а в XII веке Шамсуддин Дакоики Марвази искусно переработал ее, и книга получила новое название - "Рохат-ал-арвох фи сурур-ал-мифрох" ("Услада душ в радости развлечений").
Наиболее распространенным жанром персидско-таджикской художественной прозы был рассказ. Писатели использовали его для изложения своих мыслей о политике правления страной, о мерах, которые следует принимать в области общественной и нравственной жизни. Рассказы и повести строились как на реально-жизненном, так и на фантастическом материале. Рассказы XI и XII веков по тематике и авторским задачам можно разделить на такие категории: нравственно-поучительные, социальные, исторические, приключенческие, сатирико-юмористические и религиозные. Появление таких рассказов относится еще к доисламским временам. Первой книгой, написанной на языке дари под влиянием доисламской литературы, явилась "Калила и Димна", переведенная с санскрита на пехлеви, а с него - на арабский язык (VIII век). При Насре б. Ахмаде Самани книгу прозой перевели на дари, после чего Рудаки переложил ее в стихи. В конце XI века Абулмаоли Насрулло вновь переложил "Калилу и Димну" в прозу. Впоследствии книга перерабатывалась еще два раза. В XV веке это сделал Камалиддин Хусейн Воиз Кошифи, назвав ее "Анвари Сухайли" ("Сияние Канопуса"). В XVI веке книга вышла из-под пера Абулфазла Аллами под названием "Иери дониш" ("Пробный камень знания").
Другое значительное произведение - "Синдбаднаме" ("Книга Синдбада"), подобно "Калиле и Димне", носит нравоучительный характер и состоит из рассказов по большей части индийского происхождения. Книга была написана на языке пехлеви. В 950 Абулфаворис Фанорузи перевел ее на дари. В XII веке "Синдбаднаме" была художественно переработана Захири Самарканди.
К этой же категории произведений относится "Марзбаннаме". Ее написал Марзбан б. Рустам Шарвин в X веке на языке табари. Оригинал книги впоследствии пропал. Но в XII веке ее дважды переводили на язык дари. В 1301 это сделал Мухаммад б. Гази Малтави, назвав книгу "Равзат-ал-укул" ("Сад умов"). Второй более известный перевод создал Саадуддин Варовини, оставивший первоначальное название (этим переводом он занимался между 1210 и 1225 годами). "Сиесатнаме" ("Книга об управлении государством") Низам-ал-Мулька (убит в 1092 году) содержит в основном рассказы на социальные и политические темы.
Произведение Низами Арузи Самарканди "Маджмаъ-ан-наводир" ("Собрание редкостей"), известное как "Чахор макола" ("Четыре беседы"), излагает основы четырех распространенных тогда профессий: писца, поэта, астролога и лекаря. Идеи и мысли автора иллюстрируются многочисленными новеллами. Богатство историко-литературных данных придает сочинению исключительную ценность как источнику сведений о ряде исторических событий и отдельных деятелях литературы и культуры. "Сафарнаме" ("Книга путешествия") Носира Хисрава состоит из воспоминаний автора и описания его путешествий.
Со второй половины XI века началось сочинение религиозных рассказов под названием "Киссаи анбие" ("Сказания о пророках"), описывающих жизнь и деяния святых ("Киссаи анбие" Исхака б. Иброхим б. Мансура Нишапури и "Тодж ул-киссас" Ибни Насра Бухорои).
В литературе XII века самостоятельных сочинений сатирико-юмористического жанра не встречается, хотя рассказов с сатирической окраской немало.
Одна из форм персидско-таджикского рассказа - макама. Отличие его от обычных рассказов заключается в том, что обо всем происходящем с героем автор повествует в коротких образных выражениях, прибегая к запоминающимся шуткам и остротам. Этому литературному жанру неизменно свойственны яркость речи и увлекательность повествований. Наиболее выдающимся произведением такого вида в персидско-таджикской литературе считается "Хамидово собрание макам" ("Макамат Хамиди"), написанное Абубакром Хамидом Балхи (умер в 1163 году).
Назидательные сюжеты встречаются во всех видах художественной прозы и поэзии. Такая проза занимает весьма солидное место в литературе описываемого периода, и она сыграла важную роль в воспитании благонравия и развитии общественной мысли. На назидательные сюжеты писались даже отдельные книги, такие как "Кабуснаме" Унсуралмаоли Кайкавуса (1022 - 1098 годы), "Насоех" ("Назидания") Абдулло Ансори (986 - 1088 годы), "Насихат-ул-мулук" ("Назидание царям") Мухаммада Газали (умер в 1111 году).

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1112470540


Редакция ЦА размещает только биографии публичных персон, вся информация берется из открытых источников и не содержит персональных данных, защищенных Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ 'О персональных данных'. ЦА благодарит всех, кто помогает поддерживать базу в актуальном состоянии и присылает донаты. Полученные донаты идут на расширение базы - оплату архивных поисковых запросов.
  Добавить сведения
  © CentrAsiaВверх