ЦентрАзия   |x .
АБДУКЕРИМХАН-МАХСУМ АБДУКЕРИМХАН-МАХСУМ
/ /
[..1870 - ..1955]

Его дед Абдукадыр-ахун в конце 19-века в Кашгаре был казикалоном, что его прославило среди широких слоев населения. Он свободно владел фарси, араби, урду, тюрки. Хорошо разбирался в шариате и был человеком справедливым. Абдукеримхан родился от его второго сына - Аблимит-хаджима. Под влиянием своего просвещенного отца он до 1905г. учится в мектебе и знаменитом кашгарском медресе "Ханлик". С детства его привлекало все новое влияние и он это хорошо совмещал с торговлей, так как в те времена коммерсанты были "разносчиками" всех новых идей и знаний. Поэтому он постигал основы торговли и образования одновременно. Поэтому в детстве сверсники прозвали его "уйгурским" словом - "zakonchi" (законник). В 1892г. когда известный кашгарский предприниматель Баудун Мусабаев взялся за отправку уйгурских детей на учебу в другие страны, Абдукеримхан на отлично сдал все необходимые экзамены. Но по возрасту он был еще мал, и поэтому учиться за рубежом ему тогда не удалось. В то время в Кашгаре действовали консульства Великобритании и России, в южной части ВТ в торговле доминировали англичане. С начала 30-х годов 19-века Россия взяла под контроль торговлю восточной и северной части ВТ (Или, Тарбагатай, Алтай, Урумчи, Кумул, Турпан). В 1907г. и 1911г. Абдукеримхан два раза приезжал в Россию торговать. С одной стороны он вел торговлю, с другой стороны путешествовал по российским городам. Особенно на него оказывает влияние движение джадидов (организация коротких чапаном). Возвращение на родину совпало с событиями Цинхайской революции, в результате которого в Урумчи и Кульдже произошли бурные события, а в последствии в Кумуле и Турпане вспыхнули крестьянские восстания.
В этих условиях Абдукеримхан собирает группу единомышленников, организовывает школу нового типа, начинает пропагандировать условия жизни и прогрессивную жизнь, подвигает народ к мысли открывать много школ. В 1913г. он вместе с Юсуп Коканди, Валиханбай, Сопанияз-хаджим, Мамутхаджим-машинчи, Нияз-хаджим Тамбур, Имин Тамчи открывает в Кашгаре, на улице Джанан самую первую школу нового образца в новой истории. В первом наборе учатся 26 учеников. Так как в то время трудно было подобрать толковых и профессинальных учителей, он прибегает к помощи братьев Мусабаевых, которые на свои средства приглашают через Кульджу таких преподователей как Ахмад Камал, Абабакри-эфенди, Имир Мулла, Абдурахман-эфенди, Мукаррам-кари. Через шесть месяцев после открытия школы, Абдукеримхан при помощи ташмалыкского бека Ташбека, а также аксакалов Кари-хаджим, Ширипахуна, открывает в селении Ташмалык еще одну двухклассную школу. Это как раз в то время происходит, когда власть в Синьцзяне сосредотачивается в руках Ян Цзэнсиня. Эта лиса, чтобы подольше править краем и укрепить свою власть, прибегает к политике насаждения невежества. Ян Цзэнсинь подбивает местных консерваторов закрыть школу.

Абдукеримхан-махсум также себя показал в противодействии английскому консулу, убывающему по истечению своего срока работы в консульстве в Кашгаре, который вместе со своими сослуживцами организовал массовый вывоз за границу десятки уйгурских парней и девушек. Ташмалыкский бек Ташбек и Абдукеримхан вместе стали отбивать у них детей, но английский консул пожаловался Ян Цзэнсиню. В результате хуаженьская администрация принимает решение наказать Ташбека. Тогда Абдукеримхан-махсум организовывает акции протеста с участием широких слоев городского населения, после чего репрессии сходят на нет. Но этим самым Абдукеримхан подпадает под пристальное наблюдение местной администрации. Злоумышленники из числа единокровников пишут тайные доносы на него, якобы он в двух новых школах распространяет идеи джадидия, проводят-де военную подготовку учащихся. В результате Ян Цзэнсинь приказывает закрыть эти новые школы. Преподаватель Ахмад Камал арестовывается и сопровождается в Урумчи. Остальные четыре турецких наставника тайно возвращаются в Турцию. Хуажени вынуждают Ахмад Камала покинуть Восточный Туркестан и уехать в Турцию через внутренние провинции Китая. Так срывается проект создания школы нового образца в Кашгаре. Абдукеримхан, принимая во внимание безвыходное положение и нарастание репресии со стороны Ян Цзэсиня, временно бежит в Западный Туркестан.
Время его прибежища в ЦА совпадает с октябрьским переворотом и вытекающими из этого событиями. На свет появляются множество национальных политических партий и движении. Это намного сильнее воодушевляет Абдукеримхана по сравнению с предыдущим пребыванием в Западный Туркестан. Именно тогда он понимает что независимость и свободу необходимо добиваться путем революции. Там же он включается в политическую жизнь региона, встречаясь с местными руководителями и участвуя на их собраниях как уйгурский представитель.
Затем он возвращается в Кашгар, администрацию которого возглавляет Чжу-дотай. Он был по духу такой же недоверчивый и мнительный как Ян Цзэнсинь. Абдукеримхан-махсум активно приступает к политической деятельности. Вследствие недостатка опыта его деятельность в скором времени раскрывается. Пять его близких соратников заключены под стражу и в скором времени пропадают без вести. Абдукеримхан вместе с другими соратниками снова вынужден бежать в Западный Туркестан.
В середине 1923г. он вновь возвращается в Кашгар, где разворачивает политическую деятельность прикрываясь коммерческой и культурной деятельностью. В 1924г. он разворачивает просветительскую деятельность, а также проповедует достижения Западного Туркестана после установления совесткой власти. Он заключает торговый контракт с Советами и во множественном количестве завозит в Кашгар промышленные товары, что приводит к резкому вытеснению английских товаров. Одновременно он крупными партиями завозит советские учебники, спортивные тренажеры, культурную продукцию, одежду нового по тем временам в Кашгаре образца. Абдукеримхан не оставляет без ответа явные и тайные нападки хуаженей. Усиливается надзор за его деятельностью, все больше поступает доносов на него. Вскоре местная администрация арестовывает Абдукеримхана, Юсуп Коканди, Валиханбай, Сопанияз-хаджим, Мамутхаджим-машинчи, Нияз-хаджим Тамбур, Имин Тамчи и помещает их в тюрьму г.Аксу. Абдукеримхан сидит в тюрьме с 1924г. по 1933г. Именно в марте 1933г. отряды полевого командира Тимура Али (Тимур-сычжан) освобождают всех узников после взятия Аксу. Освобожденный Абдукеримхан сразу же возвращается в Кашгар. Он занимает пост министра образования ВТР-1 и по совместительству становится директором национальной школы, построенной Тимур Али. В целом Абдукеримхан-махсум вложил много сил и усилии в становление новой системы образования в Кашгаре. Особенно большая заслуга его, председателя Общества просвещения Сопанияз-хаджима и его заместителя Нияз-хаджим Тамбурчи в пробуждении уйгуров от невежества и неграмотности.

http://polusharie.com/index.php/topic,2564.925.html
***

Родился в Кашгаре. Из видных торговцев своего времени. Также был известен своими просоветскими взглядами.

12 ноября 1933г. во время образования первой Восточно-Туркестанской Республики в китайском Синьцзяне был назначен министром образования. Затем поддержал восстание в Или и последующее образование ВТР-2. После "образования" коалиционного правительства в 1946г. будучи членом правительства занимал посты вали Кашгарского округа, заместителя председателя правительства Синьцзяна. После образования КНР также был вали того же округа.

Умер в Кашгаре от болезни.

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1182934945


Редакция ЦА размещает только биографии публичных персон, вся информация берется из открытых источников и не содержит персональных данных, защищенных Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ 'О персональных данных'. ЦА благодарит всех, кто помогает поддерживать базу в актуальном состоянии и присылает донаты. Полученные донаты идут на расширение базы - оплату архивных поисковых запросов.
  Добавить сведения
  © CentrAsiaВверх