БЕРДАХ Каргабай - улы Бердимурат / / [..1827 - ..1900]Бердах – литературный псевдоним Бердимурата Каргабая улы приставка "дах" ("даг"), прибавленная поэтом к своему имени, означает: горе, печаль)- выдающийся представитель каракалпакской литературы, далеко опередивший свое время как по социальной значимости своего творчества, так и по широте тематического диапазона, по уровню художественного мастерства. Изгнанник и скиталец, сын бедного рыбака, сам непосредственный участник и вожак повстанцев, он не просто оплакивал горестную участь неимущих, но и беспощадно разоблачал угнетателей, воспевал победную силу народного гнева.
Когда едины племена – какая сила им страшна?
Творчество Бердаха - основоположника каракалпакской литературы, создателя литературной школы - многогранно как по жанрам так и по тематике. Будучи широкообразованным, истинным поэтом и гражданином своего народа, сердцем чувствующий его надежды и чаяния, он объединил в себе скорбь и мужество, бессмертную народную мудрость каракалпаков и высокое искусство Древнего Востока, что во многом определило демократичность, народность и социальную направленность его бессмертных творений.
В его исторических поэмах, песнях и стихах из жизни простого народа мы встречается с именами Платона (Афлатун), и Аристотеля (Арастун), Бедиля, Навои, Махтумкули, Физули и, а также героев народных эпосов Едиге, Алпамыса, Кырк кыз и др. Таковы "Шежире"- поэтическая "Родословная" каракалпаков, "Хорезм", "Амангельды" - поэма о событиях так называемых "верхних каракалпаков" ХYШ в., дастан "Айдос-баба", историческая песнь "Ерназар-бий", посвященная национальному герою- вождю восстания 1855-1856гг. Ерназару-Алакозу, навсегда оставшемуся жить в веках в памяти потомков как "грозный батыр- богатырь", народный защитник и мн. др.
Крупнейшим произведением Бердаха - вершиной его творчества, "лебединой песней" – явился его роман в стихах - поэма "Царь-самодур" ("Акмак-паша"), в котором глазами очевидца изображена народная борьба против хана-деспота. Поэт возвеличивал труд как основу жизни и духовного богатства человека смело выступал против угнетения женщины, бичевал варварские пережитки в быту, проявлял заботу о воспитании молодого поколения ("Невеста", "Время мое", "Не горюй!", поэма "Царь-самодур и др. произведения").
Его перу принадлежат лирические, сатирические, дидактические стихи и др., которые первоначально распространялись сказителями-жырау. Характерная неотъемлемая особенность творчества Бердаха – новаторство, правдивость, гражданская смелость, отточенность и выразительность поэтических средств, искрометный и богатый, народный язык, импровизация – каждое слово – афоризм!
И где б тебя ни встретила весна, Ты помни, есть родная сторона: Обширен мир, но родина одна.
Людей всегда цени по их делам. Не обижай друзей, не мсти врагам. Подобострастным не внимай словам.
Произведения Бердаха неоднократно переиздаются и в наше время, переведены на многие языки. О его творчестве писали Н.Давкараев, И.Сагитов, М.Нурмухамедов, З.Шамуратова, Бабаш Исмаилов и мн. др.
В 2007г. в республике широко отмечается 180-летия со дня рождения выдающегося классика- гуманиста великого народного шаира Бердаха.
Продолжая традиции Кунходжи и Бердаха, объединившими каноны устнопоэтического искусства с опытом восточной классики, творили также Гульмурат-шаир (песня "Одинокий гусь", "Куда я пойду?" и др.), Сарыбай (2-я половина Х1Х в) – первый каракалпакский баснописец ("Я вас проклинаю, годы мои!") , Отеш-шаир, младший его современник Омар-шаир и мн. др. |