ДАУКАРАЕВ Нажим / / [..1905 - ..1953]Каракалпак Крупным ученым – доктором филологических наук, известным писателем-литературоведом, педагогом и общественным деятелем - является Нажим Давкараев (октябрь 1905, Кунградский район - 20.07.1953, г. Нукус). Учился в начальной школе, продолжил учебу в Оренбурге (1924-1925), окончил Казахский педагогический институт в Алма-Ате (1926-1930). Начав трудовую деятельность с должности преподавателя вуза, зав. кафедрой учительского института (с 1934), начальника управления искусств Совета народных комиссаров РК (1942-1944), стал директором Института культуры и экономики Академии наук Узбекистана (1944-1956). Одновременно, по совместительству работал Председателем правления Союза писателей Каракалпакии (1946-1948), заведующим кафедрой Каракалпакского государственного педагогического института.
Его первые рассказы печатаются с конца двадцатых годов. В 20-40 гг. написаны "Партизан", (1934), "В интернате" (1935), "Бибихан" (1936), "Храбрость" (1945), автобиографическая повесть "Сердце сироты" и мн. др., оказавшие большое влияние на формирование и развитие каракалпакской прозы.
"Театр – это признак совершенствования нации", - определил в свое время общественное место театрального искусства великий драматург А.Н.Островский. Нажим Давкараев занимает почетное место в каракалпакской драматургии. Широко известный как создатель музыкальной драмы "Алпамыс" по мотивам каракалпакского героического эпоса, он становится первым драматургом, заложившим театральные основы обращения к народному дастану и разработавшим творческие методы постановки его (эпоса) на каракалпакской сцене. Автор, непрерывно работая над пьесой, в совершенстве изучив законы сценического искусства, вложил в нее громадный труд - свыше 10 лет. Всего им было предложено 4 варианта "Алпамыса": - 1938-1939, в 1942г. пьеса была заново переработана, в 1944г. появился 3-й, а в 1948г. – 4-й варианты. В окончательной редакции герой предстает перед нами как народный богатырь, борющийся с врагами за свободу и независимость своего народа, за объединение родов. Премьера "Алпамыса" состоялась на сцене Каракалпакского гостеатра им. К.С.Станиславского в 1942г., а в 1944, 1948, 1958гг. неоднократно возобновлялась и имела огромный успех. Этому в значительной степени способствовали высокохудожественное мастерское раскрытие автором внутреннего мира персонажей, творческий синтез современной трактовки и умелого использования жанровых эпических особенностей, абсолютное органическое слияние музыкального сопровождения с сюжетной линией, смелый ввод в действие исконно народных игр как словесное состязание девушек с джигитами (жуап) и "Айкулаш", и мн. др.
В 2007г. спектакль вновь получил свое очередное рождение. Воссозданный (прочтенный) как "своеобразная моно-опера" на сцене Каракалпакского государственного музыкального театра им. Бердаха (режиссер-постановщик народный артист Узбекистана и Каракалпакстана, лауреат Государственной премии имени Бердаха Нажиматдин Ансатбаев), дополненный отдельными эпизодами из варианта дастана Кожамбергена-огиз жырау на фоне "живого" исполнения Кыяса-жырау, усиленный современным музыкальным звучанием (композитор заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат Госпремии Узбекистана им. Хамзы Н.Мухаммеддинов - ранее В.Шафранников),- новый "Алпамыс" стал настоящим праздником культурной жизни республики.
Большая заслуга принадлежит Н.Давкараеву в развитии науки. Он непосредственно участвовал в подготовке научно-педагогических кадров, в подборе и издании произведений классиков каракалпакской литературы и каракалпакского фольклора. "Трудный, противоречивый, во многом мрачный период зарождения и становления каракалпакской литературной критики – около четверти века – представляет особый, интересный, предмет изучения". Н.Давкараев и здесь является одним из основателей этой сложной области литературоведения. |