ЦентрАзия   |   Казахстан   |   Узбекистан   |x .
МЕЛКОВ Александр ЛаврентьевичМЕЛКОВ Александр Лаврентьевич
/ /
[..1887 - ..1930]

Окончил Археологический институт (вероятно СПб). или Оренбургское отделение московского Археологического института(?).

член Общества изучения Киргизского края (1920-е гг.)
пред. Казглавмузея (=07-11.1921=)
+ с 22.11.1921 - член коллегии Академического центра Наркомпроса КАССР /возможно был и ранее, переназначен/

1922-1927 - зав. Центральным краевым архивом Казахстана.
+ член Комиссии по изучению казахского восстания при КазЦИК (24.06.1926 -
+ член Комиссии по проведению 10-летия крестьянского восстания в Казахстане при КазЦИК (1.07.1926-
с 12.1927 - директор Каз. книжной палаты

С 09.1928 - руководитель Каракалпакской этнографической экспедиции
В 1930? - начальник экспедиции (?).

Проживал: г. Оренбург..

Приговорен: Тройкой ПП ОГПУ по СВК 13 октября 1930 г.
Приговор: ВМН. Реабилитирован 9 июня 1989 г.

Источник: Списки репрессированных в Оренбургской обл.

Автор "Материалы по киргизской этнографии" (Оренбург, 1923)

Автор: Мелков А.Л. Заметки о курганах // Тр. Общества изучения Киргизского края. Оренбург, 1922а. Вып. II. Мелков А. Материалы по киргизской этнографии // Тр. Общества изучения Киргизского края. Оренбург. 1922б. Вып. III. Мелкова Н.В. Игры киргиз // Тр. Общества изучения Киргизского края. Оренбург, 1922в. Вып. II. Труды Общества изучения Киргизского края. Оренбург, 1922. Вып. III.

___________________________

Н.В.Мелкова - сотрудница "Общества изучения Киргизского края". Автор
статьи "Игры киргиз" (1921, Оренбург).

В МАЭ хранятся двадцать две иллюстративные коллекции, собранные Александром Лаврентьевичем Мелковым. В их состав входит более двух тысяч этнографических фотоснимков, характеризовавших типажи, одежду, жилище, занятия, искусство и быт народов Хорезма. От Мелкова в музей также поступило два альбома зарисовок, выполненных карандашом, тушью и гуашью. Один из альбомов содержит изображения утвари, орудий скотоводства, ремесел, орнамента на ковровых изделиях и ювелирных украшениях каракалпаков. Второй альбом состоит преимущественно из зарисовок предметов казахского прикладного искусства и одежды. Кроме этого, в фонде МАЭ находятся планы усадеб и домов каракалпаков и казахов. Весь материал был собран Мелковым в 1920-е годы среди казахов, каракалпаков, туркмен, узбеков, уральских казаков, отдельные изображения посвящены немцам и татарам. Коллекции Мелкова хранятся и в Российском этнографическом музее, в музеях Казахстана и Каракалпакии.

В сохранившемся музейном документе (акте о поступлении коллекций Мелкова в МАЭ) он указан как собиратель-художник.

В 1919 г. группа краеведов, прежде работавших в Оренбургском отделе Императорского Русского географического общества, попыталась восстановить местные научные общества, организовав при историко-статистическом отделе штаба Казахского военного комиссариата историческую, этнографическую, естественно-географическую и археологическую секции. В 1920 г. в Оренбурге было принято решение о создании нового научного общества, которым стало Общество изучения Киргизского края. Оно объединяло в своем большинстве бывших членов Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества. С 1925 г. Общество изучения Киргизского края было переименовано в Общество изучения Казахстана. Общество имело три отделения: историко-археологическое, естественно-географическое и этнографическое. Мелков был председателем этнографической секции. Сотрудниками этнографического отдела стали А.В. Затаевич, композитор и музыковед-фольклорист, Н.В. Мелкова (по всей видимости, жена Мелкова, автор статьи об играх киргизов [Мелкова 1922в]), А.А. Четыркина, А.Н. Чулошников и другие, около пятидесяти человек. За время существования с 1921 по 1929 гг. было опубликовано десять томов "Трудов" Общества. В 1923–1924 гг. состоялись экспедиции с участием Мелкова с целью сбора фольклорного

Согласно отчету о деятельности Общества Мелков, входивший в его правление, был избран представителем в Совет Центрального научного краевого Музея. В свою очередь, заведующий Музеем был введен в правление Общества. В отчетах Общества 1922–1924 гг. постоянно подчеркивалась нехватка финансирования, экспедиционного снаряжения, оптических инструментов, ящиков и т.п. Энтузиасты, работавшие в Обществе (а к 1924 г. их насчитывалось более восьмидесяти человек), понимали, что даже получение необходимых денежных средств не сможет устранить многие их нужды из-за хозяйственной и промышленной разрухи в стране. Поэтому Общество не составляло планов работ по исследованию края. Однако задача изыскания материальных средств для Общества была постоянно актуальна. "Этот вопрос, благодаря энергии товарища председателя […> А.Л. Мелкова был разрешен довольно удачно: Академическим Центром Кирнаркомпроса были отпущены субсидии на издание "Трудов" Общества", - отмечалось в отчете о работе Общества в 1922 г. [Труды 1922: 184]. Второй и третий выпуски "Трудов" Общества должны были выходить под редакцией Мелкова. В дальнейшем для упорядочения издательской деятельности Общества в 1924 г. была учреждена редакционная комиссии, в состав которой вошел и Мелков. Правление Общества стремилось к сотрудничеству с учеными и культурно-просветительными учреждениями, чтобы установить обмен изданиями. (Может быть, поэтому в библиотеке МАЭ есть эти сборники?) Некоторые из членов Общества отправлялись в экспедиции по своей инициативе, на собственные средства. Так, в 1922 г. Мелков собирал казахские сказки и легенды, а во время поездки в Бухару сделал значительное число фотографических снимков из местного быта, по археологии и т.п., Мелкова записала несколько детских казахских игр [Там же: 188]. С первых же лет работы Общества Мелков собирал казахские сказки и былины среди казахской учащейся молодежи. В конце
1922 г. он совершил поездку вглубь Казахстана, в Актюбинскую и Кустанайскую губернии, "для приобретения предметов художественного быта киргиз, подлежащих отправлению в Париж на Всемирную выставку художественной промышленности и декоративных искусств" [Там же: 8]. Образцы казахского фольклора исследователь опубликовал в "Трудах" Общества [Мелков 1922б: 142]. Судя по комментариям, Мелков знал казахский язык, некоторые слова написаны арабской графикой. В его альбомах, которые хранятся в МАЭ, изображения предметов быта, одежды, элементы орнамента сопровождаются указаниями размеров, а также местной терминологией, часто написанной арабским шрифтом. В 1927 г. Мелков совершил еще одну поездку по Казахстану. Его интересовало не только прикладное искусство. Он обращал внимание на все, что считал интересным, и старался это фиксировать: записывать, зарисовывать, фотографировать. Одна из сторон жизни казахов особенно привлекала его внимание: различные варианты традиционного жилища. Во время экспедиции 1927 г., которая длилась почти два месяца, ему удалось собрать значительный материал по этому вопросу. Его маршрут проходил по Семипалатинской и Джетысуйской губерниям. Он посетил Устькаменогорский и Бухтарминский уезды с Калбинским и Нарымским хребтами, где встречал временные зимовки казахов в горах и постоянные - в ущельях, долинах или у подножий гор. Мелков отмечал, что вдоль горных рек Сарым-Санты, Кыян-Су и Курчум строительным материалом у казахов становились камыш и земля (при полном отсутствии построек из дерева). Затем путь исследователя шел по Тарбагатаю к китайской границе и вдоль нее к АлаКулю и дальше - до Лепсы. Материалы, собранные в этой поездке, Мелков хотел систематизировать в статье о жилище казахов и проиллюстрировать ее многочисленными рисунками и фотоснимками. В своей работе Мелков приводит литературные сведения о кочевых путях, зимовьях, стойбищах и летовках отдельных родовых групп. Он собирал данные о скотоводческих и земледельческих хозяйствах казахов, их занятиях, приводил названия аулов, мест кочевок родов, которые проживали там, где бывал Мелков. Эта статья, к сожалению, осталась незавершенной. Свидетельством тому, что Мелков основательно изучал уклад казахской жизни, стал его полевой дневник с записями по языку (записаны алфавит, отдельные слова и выражения). Позже, в 1929 г., Мелков опубликовал в Казахстане "Программу по изучению быта казахов (казак-киргиз)". В ней весь материал был разбит по темам, но неравномерно. Например, вопросы духовной культуры (фольклор, религия, традиционное мировоззрение) нашли в ней довольно слабое отражение и лишь кое-где были вкраплены в другие разделы по хозяйству и быту. Эту особенность "Программы" признавал и сам составитель. Во введении он объяснил это тем, что вопросы духовной культуры трудны для изучения без предварительной подготовки, а "Программа" предназначалась прежде всего краеведческим кружкам, "ячейкам и одиночкам-краеведам". К составлению "Программы" Мелкова побудило, как он сам считал, отсутствие какого бы то ни было материала по собиранию этнографических сведений "в условиях роста повсеместно краеведческого движения". "Программа" должна была послужить руководством для желающих работать молодых краеведов. При ее составлении Мелков опирался лишь на собственный опыт и опыт своих коллег, выделяя среди них имя Телжана Шонанова, о котором известно только, что он работал доцентом на кафедре языка, в 1937 г. был арестован и в 1938 г. осужден и расстрелян. Значительный интерес для этнографов представляет альбом карандашных рисунков и чертежей, выполненных Мелковым. Изображения расположены на листах размером 17×26 см и сопровождаются пояснительными надписями. В альбоме представлено около трехсот зарисовок предметов казахской утвари, традиционной одежды, орнаментов кошм, циновок-чиев, фрагментов вышивок. Среди остальных его иллюстративных коллекций - фотографии, касающиеся различных сторон жизни казахов. На снимках Мелкова – казахи в национальной одежде, пейзажи, населенные пункты, постройки из глины, камыша, юрты, новые здания, переправы, караваны верблюдов, промыслы, ремесла, приготовление
пищи, религиозные обряды. Часть фотографий касается археологии. Есть и жанровые сценки: охотник с ловчей птицей, торговцы на базаре, способы переноски воды в тыквенных сосудах, игры детей. Отдельную коллекцию составляют планы казахских жилищ и усадеб. Во время Каракалпакской этнографической экспедиции 1928 г. Мелков, как и во время предыдущих поездок по Казахстану, собирал полевой материал, много записывал, зарисовывал, снимал. Мелков продолжил начатый его предшественниками сбор материалов по культуре и быту каракалпаков. Ему удалось приобрести для Российского этнографического музея деревянные части каракалпакской юрты и собрать образцы ее убранства: узорнотканые изделия и циновки из тростника. Для этого же музея Мелков собрал коллекцию бытовых предметов сельского населения Каракалпакии (материалы результатов экспедиции Мелкова хранятся также в фондах краеведческого музея Каракалпакии). В эту же коллекцию входят образцы кустарных тканей, предметы мужской и женской одежды, украшения, инструменты ювелира, станки ремесленников, деревянная и глиняная посуда, музыкальные инструменты. Записи каракалпакских народных былин, сказок, примет, собранных Мелковым, Диваевым, впоследствии известным фольклористом, и другими исследователями были опубликованы в 1920-е годы в "Трудах" Общества изучения Казахстана. В МАЭ хранится коллекция, приобретенная Мелковым в Хиве. На куске кустарной хлопчатобумажной ткани художник отпечатал тридцать пять рисунков черного цвета, которые использовали хивинские мастера при изготовлении набоек для ватных одеял. Сохранилась незаконченная статья Мелкова о жилище каракалпаков, таблица структуры каракалпакского племени мангыт, составленная им, альбом рисунков, содержащих около трехсот акварельных и карандашных зарисовок ковровых изделий, ювелирных украшений, утвари, орудий сельского хозяйства и ремесел, а также планы домов, усадеб каракалпаков, эстампажи (фрагменты орнаментов резных дверей, изображения на надгробии мазара, части надписей) и значительное количество фотографий. На многих из них исторические памятники Хивы, Хорезма, Куня-Ургенча. Среди фотографий, выполненных во время каракалпакской экспедиции, снимки ее участников, в том числе и ее руководителя - Мелкова. Вот их имена: Мелков, Ибатулаев, Домоягиров, Анатолий Мелков, Александр Касаткин, Тукменбай Теуманов, Ишимбет Калембетов, Нурмухамедов, Саринбаев, фольклорист Калы Аимбетов. Все эти материалы являются редким комплексным источником для знакомства с жизнью казахов и каракалпаков, которую изучал в 1920-е годы коллекционер, художник и этнограф Александр Лаврентьевич Мелков.

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1231577350


Редакция ЦА размещает только биографии публичных персон, вся информация берется из открытых источников и не содержит персональных данных, защищенных Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ 'О персональных данных'. ЦА благодарит всех, кто помогает поддерживать базу в актуальном состоянии и присылает донаты. Полученные донаты идут на расширение базы - оплату архивных поисковых запросов.
  Добавить сведения
  © CentrAsiaВверх