Узбекистан   |x .
ДАРИБАЕВ МырзагалиДАРИБАЕВ Мырзагали
/ /
[..1907 - ..1942]

Каракалпак
- каракалпакский советский драматург и поэт. В конце 30-х гг. написал историч. муз. драмы "Коклен-богатырь" (1938), "Мечта" (1937), муз. драмы "Гариб ашик" (соч. 1934), "Новые люди" (1939) и др. Пьесы Д. шли в Кара-Калпакском театре им. Станиславского (Нукус). Т. Б.

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1275031910


Редакция ЦА размещает только биографии публичных персон, вся информация берется из открытых источников и не содержит персональных данных, защищенных Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ 'О персональных данных'. ЦА благодарит всех, кто помогает поддерживать базу в актуальном состоянии и присылает донаты. Полученные донаты идут на расширение базы - оплату архивных поисковых запросов.
  Добавить сведения
09:32 31.05.2010  Каракалпак

Многогранностью таланта, простотой и строгой требовательностью к себе и другим отличается и творчество Мырзагали Дарибаева (1909-1942), уроженца Кунградского района. Окончив педагогические курсы (1929), работал учителем в родном ауле. По окончании Среднеазиатской коммунистической высшей сельскохозяйственной школы (1935) заведует отделом культуры газеты "Кзыл Каракалпакстан" ("Совет Каракалпакстаны"), ответственным секретарем Союза писателей Каракалпакстана, заведующим отделом "Кзыл Каракалпакстан".

Первые стихи опубликовал в начале 30-х годов. Ему принадлежит большая заслуга в развитии каракалпакской лирики. При жизни поэта изданы сборники произведений "Стихи" (1936), "Победители" (1940), "К борьбе" (1942).Широко известен как автор поэм "Аимжамал", "Айпара", "На границе".

Большую славу писателю принесла повесть "Один из тысяч", несмотря на ее незавершенность ставшая одним из лучших произведений каракалпакской литературы 30-х годов и оказавшая активное влияние на дальнейшее развитие национальной прозы.

В драматургию М.Дарибаев пришел как сформировавшийся поэт, прозаик и ведущий театральный критик. Свою первую историческую драму "Коклен батыр" о вожаке народных масс он пишет в 1937г, а уже в 1938г. каракалпакский зритель находился под глубоким впечатлением декады литературы и искусства братских национальных республик в Москве, где пьеса молодого автора сразу завоевала огромный успех. Став второй музыкальной драмой героического плана после "Багдагуль" С.Маджитова (в 1937году С.Маджитов был репрессирован и его пьеса снята с репертуара), пьеса М.Дарибаева получила исключительное признание и долго не сходила со сцены. Этому способствовали новая сценическая интерпретация, оригинальность ввода народно-музыкального фольклора, усовершенствование техники сцены, непредсказуемый сюжет и другие новаторские приемы автора.

В 1938г выходит его драма на современную тему "Жана адамлар" "Новые люди", в 1940 - вновь исторический план "Арман" "Мечта" (в первой редакции "Едиге") переносит нас к восстанию Ерназара Алакоза против Хивинского ханства. Четвертая пьеса "Гарип-ашык" (1939-1940), по мотивам лирического дастана, стала победителем республиканского конкурса на лучшую пьесу. Однако она так и не получила своего сценического воплощения. В 1940-41 гг. он работал над незавершенными драмами историко-фольклорной тематики "Давлатияр", "Бозатау", "Алтын Жузик", которые так и остались незаконченными. Создал ряд пьес малой формы о войне, которые имели широкую популярность среди населения. Творческий вклад М.Дарибаева занимает достойное место в истории каракалпакской драматургии. Он синтезирует лучший творческий опыт своих современников, отстаивает высокую технику жанра. В его манере можно обнаружить многогранность сюжета К.Авезова, яркий реализм А.Утепова, философскую глубину С.Маджитова, гражданский пафос А.Бегимова.

Зрелостью и целенаправленностью отличаются его рецензии и критические статьи. Его доклад на Втором съезде писателей Каракалпакстана (1939) "О драматургии"- развернутая характеристика всего драматургического и сценического искусства в Каракалпакстане от кукольных и скоморошьих постановок к кружкам самодеятельности (1925=1926) и, наконец, к открытию первого театра (1931), призыв к созданию современных каракалпакских пьес. Это первый в истории каракалпакской литературы серьезный обобщающий анализ национальных постановок.

М.Дарибаев перевел на каракалпакский язык произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Т.Г.Шевченко, Н.А.Некрасова, Д.Байрона, И.Франко, Токтогула, Джамбула.

Он не успел завершить начатого дела. В самом расцвете своего творчества, на взлете, в возрасте 33 лет, в 1942 году трагически оборвалась жизнь Мырзагали Дарибаева, - он погиб в авиакатастрофе вместе с поэтом и журналистом, председателем Союза писателей Каракалпакии Дали Назбергеновым (1913-1942).

В послевоенные годы изданы его книги "Стихи и поэмы" (1954), рассказы и повесть "Один из тысяч" по этим названием (1958), "Пьесы" (1962), "Избранные произведения" (1963), "Калбике" (1981) и др.

Отдельные произведения писателя переведены на языки братских народов.


  © CentrAsiaВверх