Казахстан   |x .
БРИХНИЧЕВ Иона ПантелеймоновичБРИХНИЧЕВ Иона Пантелеймонович
/ /
[15.06.1879 - 28.03.1968]

Род. в гор. Тифлис.

Род. в семье кузнеца. "Отец - кузнец, крестьянин. Мать - крестьянка. Отец зарабатывал мало, семья (довольно большая) жила впроголодь".

Окончил Кутаисское церковно-приходское уч-ще. В 1893 г. поступил в Тифлисскую Духовную семинарию, учился в одном классе с И. В. Джугашвили (Сталиным). После окончания семинарии был рукоположен во священника и назначен на приход в с. Пасанаури, вскоре переведен настоятелем храма в Тифлис.

"Получил общее семинарское образование (без богословских классов), учился 11 лет".

В 1906 г. активно включился в политическую жизнь, стал членом "Христианского братства борьбы", возглавляемого В. Ф. Эрном и В. П. Свенцицким. В тифлисской газ. "Возрождение" опубликовал 2 "Открытых письма" с осуждением гос. церковной политики и "черносотенного" духовенства. С кон. апр. 1906 г. издавал радикальную газ. "Встань, спящий!", вскоре запрещенную и выходившую до кон. июня под др. названиями ("Наша мысль", "Ходите в свете", "Маяк", "Встань и ходи"). 21 июня 1906 г. арестован, приговорен к году тюремного заключения, решением Святейшего Синода лишен священнического сана. С июня 1907 г. находился в ссылке в г. Егорьев-ске Рязанской губ. В 1908 г. жил в Ростове-на-Дону, в 1909 г.- в Саратове и Царицыне, издавал ряд журналов ("Пойдем за ним", "К свету", "Слушай, земля") и 2 газеты ("Царицынская мысль" и "Город и деревня").

В сент. 1909 г. Б. переехал в Москву. Находясь под сильным влиянием старообрядческого еп. Михаила (Семенова), вместе с С. И. Гусевым-Оренбургским и Свенцицким создал религиозно-политическое движение "голгофских христиан", провозгласившее самопожертвование ("Голгофу") единственным путем к спасению и призывавшее к радикальной реформе Церкви и разрушению существующего гос. строя. В 1910-1912 гг. для пропаганды своих идей Б. издавал ж. "Новая земля". После разрыва с еп. Михаилом и запрещения журнала в поисках новой идеологии обратился к учению Н. Ф. Федорова. В 1912 г. Б. выпустил 1 номер ж. "К новой земле" и 3 номера ж. "Новое вино". В 1913 г. был выслан из Москвы, жил на юге России, являлся одним из редакторов и авторов сб. "Вселенское дело" (1914), посвященного памяти Федорова. В 1912-1917 гг. Б. опубликовал 4 сборника своих стихотворений, написанных под влиянием символизма; им составлены антологии "Молитвы Вселенской Церкви" (М., 1912) и "Христос в мировой поэзии" (М., 1912).

"был гоним царским правительством, высылался из губернии в губернию. Материальное положение было крайне тяжелым, частенько … голодовками"

"В 1916 году был призван на военную службу, но официально отказался, за что был привлечен, но в виду февральской революции избежал суровой кары"

Октябрьскую революцию 1917 г. Б. встретил восторженно, вступил в РКП(б), воспел в стихах В. И. Ленина (Пролетарский сборник. М., 1918. Кн. 1. С. 18-20). Работал в Наркомпросе, Всероссийском комитете по ликвидации неграмотности; участвовал в обороне Гомеля и Могилева от польск. армии; заведовал Гомельским отделом народного образования. С 1921 г. работал в Грузии, занимался пропагандой революционной культуры. В 1922-1923 гг. являлся секретарем ЦК Помгола. В брошюре "Патриарх Тихон и его церковь" (1923) обвинил РПЦ и лично Патриарха в "контрреволюционности" и "черносотенстве"; оправдывал кампанию по изъятию церковных ценностей и вызванные ею судебные процессы. В 1924- 1925 гг. был секретарем Центрального совета Союза воинствующих безбожников. Делегат VII и VIII съездов Советов РСФСР. После конфликта с председателем Антирелигиозной комиссии при Главполитпросвете ЦК РКП(б) Е. М. Ярославским в 1925 г. был исключен из РКП(б). В 1928-1929 гг. работал в Наркомпросе Казахстана, затем вышел на пенсию и вернулся в Москву. С 1932 г. являлся членом Белорусской АН, по заданию к-рой собирал материалы для многотомной "Истории науки".

нач-к Главполитпросвета Наркомата просвещения КАССР (10-11.1928 г.)
пред. Политико-просветительского комитета КАССР (11.1928-04.1929)
+ пред. оргбюро Общества друзей радио КАССР (11.1928-
+ член Анирелигиозной комиссии Казкрайкома партии (02.1929-
+ член Краевого штаба по руководству культурным походом в аулы и кишлаки (04.1929-

партбилет обр. 1922 г. №245050
партбилет обр. 1926 выдан Красно-Пресненским РК ВКП(б) г. Москва 1.03.1927 №0023844
установлено членство в ВКП(б) с 01.1919?
/партпереписи 1936 г. не проходил, на документе помета - "исключен", без указания даты/

__________________________________

Публицист, поэт, в 1907 г. лишен священнического сана за антиправительственную деятельность; издавал с 1910 г. в Москве газету "Новая земля", после ее закрытия с 1912 г. - журнал "Новое вино", орган "Голгофских христиан". Высланный из Москвы с 1913 г. жил на юге России, один из редакторов и автор передовой статьи "Дело Иисуса" федоровского сборника "Вселенское дело" (Одесса, 1914).
После революции в 20-е гг. служил в различных советских учреждениях: секретарем Помгола, в Наркомпросе; вел антирелигиозную пропаганду, опубликовал памфлет "Патриарх Тихон и его церковь" (М., 1923). В 1929 г. вышел из компартии, написал брошюру "Книга в жизни великих людей" (М. 1931); сотрудничал с белорусской Академией наук.

Сочинения: Капля крови: Стихотворения. М., 1912; Что такое голгофское христианство. М., 1912; Горькая правда. СПб., 1913; Огненный сеятель. М., 1913; Какого он хотел рождественского подарка. М., 1913; Огонь я принес на землю. М., 1913; Последние слова великих людей. М., 1913; Современные реформаторы. М., 1913; Дело Иисуса // Вселенское дело. Од., 1914; Осанна: 2-я кн. стихов. Од., 1914; Пути живые: (Цветопесни - кн. 3-я). М., 1916; Литургия целому: 4-я кн. стихов. М., 1917; Методы и формы агитации в области ликвидации безграмотности. М., 1920; Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923; Книга в жизни великих людей. М., 1931.

Лит.: Эрн В. Ф. Пастырь нового типа. М., 1907; Михаил (Семенов), еп. Иона Брихничев: (Открытое письмо "голгофским христианам") // Совр. слово. 1909. № 601, 16 авг.; Брихничева В. М. Пламенное сердце: (Пророчество о новой земле). М., 1912; Базанов В. Г. Трудная биография // Звезда. 1979. № 12; Семенова С. Г. Тайны Царствия Небесного. М., 1994. С. 334-336, 384; Взыскующие Града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997. С. 95-96.

Автобио без даты - 1 лист

Умер в Москве в доме для престарелых.

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1386498180


  Добавить сведения
  © CentrAsiaВверх