http://www.socialcompas.com/2019/11/07/o-krasnyh-svyashhennikah/ Никольскому выпала судьба сыграть большую роль в Гражданской войне в Семиречье. Когда в конце 1918 г. в Семиречье появились войска сибирских белогвардейцев, крестьяне д. Покатилово Лепсинского уезда организовали стихийную оборону. Никольский принял в ней активное участие и даже помог с изготовлением самодельных патронов. Впоследствии, когда она переросла в оборону 12 сел, Никольский по решению делегатов был избран председателем Военного Совета и, таким образом, стал главнокомандующим повстанцев. На этой должности он активно организовывал силы повстанцев, однако уже в октябре ему пришлось покинуть этот пост. Объяснения этого поступка разнятся в зависимости от того, принадлежат ли они его противникам или защитникам. По одним данным, в попытках укрепить фронт, Никольский объявил личную "военную диктатуру", решив сосредоточить в своих руках всю власть, что привело к ряду должностных преступлений и необоснованных казней[68]. Однако некоторые защитники, в частности, лично его знавший участник обороны Т. Г. Харченко, квалифицируют это как попытки Никольского установить дисциплину в частях фронта, которые состояли из крестьян и отличались сильной тенденцией к партизанщине и пьянством:
"Подогреваемый любителями самоуправства, по Обороне начал распространяться слух о якобы имевшемся у Никольского желании стать диктатором. Так этот слушок, искажающий образ замечательного борца за Советскую власть, вполз на книги некоторых воспоминаний и попал в некоторые книги"[69].
К сожалению, дальнейшая судьба Никольского после его смещения и отъезда в сентябре 1919 г. в Верный неизвестна. Есть, впрочем, данные, что он будто бы принял участие в партизанской войне в Сибири. В тюменской корреспонденции "Под самым носом у Колчака" утверждается:
"На юге Томской губернии действует отряд партизан священника Никольского, бывшего харьковского студента. Пользуясь своими познаниями, он сам приготовляет порох, патроны и бомбы и засыпает ими противника. Белые ничего не могут поделать со священником. Против него был послан 17-й стрелковый полк, но был разбит"[70].
По некоторым данным, он скончался поздней осенью 1920 года в Урджаре от воспаления легких[71]. |