Туркменистан   |   Узбекистан   |x .
УСПЕНСКИЙ Виктор АлександровичУСПЕНСКИЙ Виктор Александрович
/ /
[..1879 - ..1949]

музыкант этнограф,

композитор,

народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937),

директор Ташкентской консерватории

доктор искусствоведения (1943).

Исследователь музыкальной культуры
Средней Азии, автор музыкальной драмы "Фархад и Ширин" (1936),
профессор Ташкентской консерватории (с 1936).

"Он собирал песни народных сказителей, которые называются макамы, и
вот эти макамы он собирал по Хорезму, Бухаре, по Таджикистану, по всему среднеазиатскому региону. И, собрав эти макамы, он создал колоссальный труд - переложил их на европейскую нотную грамоту, то есть их стало можно петь, читать и вообще преподавать. До этого они передавались только на слух, а он их ввел в музыкальную культуру".

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1539368579


Редакция ЦА размещает только биографии публичных персон, вся информация берется из открытых источников и не содержит персональных данных, защищенных Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ 'О персональных данных'. ЦА благодарит всех, кто помогает поддерживать базу в актуальном состоянии и присылает донаты. Полученные донаты идут на расширение базы - оплату архивных поисковых запросов.
  Добавить сведения
18:19 27.12.2022  Александр

Успенский Виктор Александрович
(1879.31.VIII- 1949.9.X) 
Композитор, музыкант-этнограф, педагог, общественно-музыкальный деятель. Исследователь музыкальной культуры Средней Азии. Народный артист ТССР (1929) и УзССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Средней Азии. В 1898 окончил Оренбургский военный кадетский корпус. В 1900-1904 был на военной службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. конс. по кл. композиции у А.К. Лядова. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Средней Азии. В 1923 записал в Бухаре "Шашмаком". В 1925-1929 провел 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал более 350 народных песен и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнограф. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узбекскую народную музыку. В 1932-1949 научный сотрудник, заведующий кабинетом музыки Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и руководителей Ташкентской народной консерватории, где в 1918-1922 вел курс гармонии. В 1928-1934 преподавал в Ташкентском музыкальном техникуме, с 1934 проф. Высшей муз. школы (с 1936-Ташкентская консерватория), где преподавал музыкально-теоретические предметы. Декан музыкально-теоретического факультета. Автор научных трудов "Туркменская музыка" (совм. с В. Беляевым, М., 1928, 2-е изд. Ашхабад, 1979, Т. 1), "Музыка на тексты А. Навои" (1940), "Узбекская вокальная музыка" (1950).Соч.: муз. драма Фархад и Ширин (1936, Ташкент, 2-я ред. совм. с Г. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же, 3-я ред. совм. с Г. Мушелем, 1957 там же); для симф. оpк. - Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инстр. и солистами-вокалистами, 1947), Четыре мелодии народов Средней Азии (1934), Туркменское каприччио (1945); для ф-п. - Новелла (1947); для хора и ф-п. - В бой, богатыри (сл. Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Ерилташ" Ш. Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), "Муканна" X. Алимджана (совм. с Г. Мушелем, 1943, Узб. драм. т-р им. Хамзы, Ташкент).Награжден орденом "Знак Почета". Его именем названа специализированная детская музыкальная школа при Ташкентской консерватории. Место захоронения: Кл. № 1 (Боткинское). Карта № 16.


  © CentrAsiaВверх