ГНОЕВЫХ Александр Афанасьевич / / [..1889 - ..1921]из рядовых казаков Петропавловской станицы Петропавловского уезда Акмолинской области,
окончил нач. школу
С 1911 г. в армии Участник ПМВ в составе 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка. во время войны выдержал испытание при Тифлисском кадетском корпусе на права вольноопределяющегося 2-го разряда и, окончив Телавскую школу прапорщиков, получил первый обер-офицерский чин (20.03.1916).
На Кавказском фронте он ничем особым среди товарищей не выделялся, самая высокая его боевая награда - Георгиевская медаль 4-й степени (1915). Тем не менее, службу нес исправно и был произведен сначала в хорунжие (18.11.1916), затем в сотники (11.10.1917). В 1919 г. А.А. Гноевых занимал должность младшего офицера 2-го Сибирского казачьего отдельного дивизиона. Последний его чин, установленный документально, - сотник (июль 1919 г.). Однако советские источники упорно называют Гноевых есаулом, что позволяет предполагать, что летом или осенью 1919 г. ему присвоили чин подъесаула.
В 1920 присоединился к повстанческой т.н. "1-й Сибирской казачьей дивизии" подхорунжего С.Токарева (дивизия сформирована из восставших против сов. власти казаков и крестьян бывшего Сибирского казачьего войска). Быстро выдвинулся в одного из лидеров повстанцев исполняя функции ближайшего помощника и адъютанта "начдива" Токарева.
В марте 1921 г. потерпевшая поражение в боях с превосходящими силами "красных" в Петропавловском уезде "дивизия" отступила от Пресновской линии на юг - к Кокчетавскому уезду, намереваясь уйти в Китай.
В 20-х числах марта 1921 г. "дивизия" совершила ускоренный конный марш по маршруту: Малиновка - Заградовка - Розовка - села Кременчугское - Богатыревское - Сухотино. Причем, по неизвестной причине, Токарев сдал командование Гноевых и он, фактически, командовал повстанцами.
От деревни Макинской Гноевых умело маневрируя повел "дивизию" на восток, затем - на юго-восток, по направлению к станице Баян-Аульской (Павлодарский уезд). Повстанцы по широкой дуге обошли Акмолинск и заняли село Елинское (около 100 верст северо- восточнее Акмолинска) на дороге из Акмолинска в Омск. Затем они вступили в местность без крупных населенных пунктов. Отряд сумел выйти из соприкосновения с разъездами "красных", которые на время потеряли его из виду. Вскоре к "дивизии" присоединился отряд восставших кокчетавских казаков подъесаула И.З.Сихухина и ряд мелких отрядов, таким образом "дивизия" быстро восстановила свою численность до 2500 сабель.
Ускоренным маршем по безлюдной местности "дивизия" совершенно неожиданно для красных ворвалась в н.п. Бута-гора Каркаралинского уезда войдя в тыл красным и двинулась на Каркаралинск. Посланные в Каркаралинск 4 связных с сообщением о приближении "белых" были перехвачены казаками, однако 5-й сумел на 3 часа опередить белую "дивизию", однако, даже получив данные о приближении белых Каркаралинские власти промедлили - созвали совещание. вместо того, чтобы сразу занять оборону или отступать, назначило на 18 часов экстренное собрание коммунистов, ответственных работников и комсостава гарнизона с целью обсудить мероприятия по защите города. Застав на окраинах, патрулей на улицах выставлено не было. Тех коммунистов, которые проявляли беспокойство, начальствующие обзывали трусами. В Народном доме началось партсобрание, а колонна 1-й Сибирской казачьей дивизии втягивалась в город. Она шла спокойно и под красным знаменем. Последнее не было тактической уловкой, ведь главный лозунг восстания - "За советскую власть без коммунистов", и у многих повстанческих частей были красные знамена и значки.
Жители и красноармейцы сначала приняли колонну за коммунистический отряд, ожидавшийся из Павлодара, и поняли, что к чему, только тогда, когда пришельцы окружили казарму и приступили к разоружению гарнизона. Командиры и члены РКП (б) ушли из казармы на собрание, красноармейцы были одни и сопротивления не оказали. Коммунисты узнали о происходящем только тогда, когда повстанцы уже подходили к Народному дому. Организовывать сопротивление было поздно. Прозаседавшиеся кинулись вон из здания, но на улице услышали крики: "Сдавайтесь!" Многие здесь же и сдались, другие разбежались по городу. Их потом почти всех выловили с помощью жителей. Население: русские, казаки, киргизы - встретило повстанцев как избавителей, "чуть ли ни с хлебом-солью", и выдавало не только руководящих работников, не только членов компартии, но и вообще всех, кто запятнал себя сотрудничеством с властью. Первые лица уезда бежали к исполкому, где были не то убиты, не то покончили с собой. Всего погибло к 70-130 активистов соввласти. дивизия захватила в Каркаралинске 2 пулемета и около 400 винтовок разных систем. За шесть суток стоянки в Каркаралинске повстанцы не только отдохнули, не только поменяли сани на телеги, но и - самое главное - провели реорганизацию. Остатки 1-й Сибирской казачьей дивизии, 1-й Курганской освободительной дивизии и других отрядов были сведены в Сибирскую народную дивизию (Народная дивизия) в составе 2 кавалерийских и 2 пехотных полков. Начдив и начштаба, скорее в сего, остались прежние: подъесаул А.А. Гноевых и Барбетов. Хотя, по другой версии, уже в Каркаралинске их сменили, соответственно, подхорунжий С.Г. Токарев и подъесаул И.З. Сизухин. 12 апреля 1921 г. дивизия оставила Каркаралинск и двинулась на юго-восток - на город Сергиополь Семиреченской области. 23 апреля в 180 верстах от Каркаралинска дивизия организовала засаду и наголову разбила преследовавший его сводный отряд РККА А.Крокса (красные потеряли до 300 человек, пулемет и даже свой штаб). Однако в Сергиополь уже вошли переброшенные из Алма-Аты Семиреченские части и "Дивизия" попыталась прорваться в Китай через Тарбагатайский хребет. Народная дивизия пошла на перевал Хараб-Асу и здесь едва не погибла. В горах ее встретили подразделения 13-й кавдивизии. Бой шел девять часов и стоил повстанцам значительных жертв. Однако порядка 2000 сабель и порядка 700 подвод сумели пробиться в Китай
женат, 4 детей (на 1918).
Шулдяков В.А. Гибель Сибирского казачьего войска. 1920-1922. Книга II. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - 607 с.
ГНОЕВЫХ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ, из казаков Петропавловской станицы, казак 1-го полка Отдельной Сибирской казачьей бригады, награжден Георгиевской медалью 4-й ст. (1915 г.), сотник (1917 г.), младший офицер 2-го Сибирского казачьего отдельного дивизиона, подъесаул (1919 г.), в 1921 г., в Степном крае и Китае – подъесаул, начальник повстанческой 1-й Сибирской казачьей дивизии, Сибирской народной дивизии, впоследствии полковник
ГНОЕВЫХ ПЕТР, старший урядник 8-го полка, 1915 г. |