ЦентрАзия   |   Таджикистан   |x .
ГЕЙВАНДОВ Павел АлександровичГЕЙВАНДОВ Павел Александрович
/GEYVANDOV Pavel Alexandrovich/
[03.07.1923 - ..2004]

Неутомимое боевое творчество Павла Александровича Гейвандова-карикатуриста, плакатиста, фельетониста - известно многим. Его искусство, по самой своей природе примечательно тем, что оно не ждет к себе внимания, а само энергично входит в духовную сферу жизни людей, воздействует на их сознание, образ мысли и поступки, это искусство целиком принадлежит нашему времени и рождается им.
Павел Александрович Гейвандов родился в 1923 г. в г. Моздоке Северо-Осетинской автономной области. С 1952 г. он постоянно живет в Таджикистане. Увлечение рисованием в школьные годы, его успехи выявили художественную одаренность подростка и утвердили решение стать художником. Па протяжении своего нелегкого жизненного пути Гейвандову приходилось заниматься различными видами художественного творчества: сценографией, оформительским искусством. Не сразу сложился круг интересов художника, но область сатиры и плаката он избрал уже навсегда. Живая, деятельная, общительная натура П. Гейвандова вошла в гармоничный контакт с искусством, наиболее приближенном к насущным проблемам современной общественной жизни. Именно здесь происходит творческий расцвет художника, создаются лучшие работы, получившие высокую оценку во всесоюзном масштабе и за рубежом.
Персональная выставка произведений Гейвандова четко определяет основные направления в творчестве художника. Значительным вкладом в публицистическое искусство республики стали его плакаты. В них художник раскрывается как человек, страстно, всей душой ненавидящий войну, фашизм, колониализм, несущие разрушение и смерть, унижение и уничтожение человеческой личности. Работая над плакатом, он прибегает к предельно выразительным по остроте характеристики изобразительным средствам, щедро использует гиперболу и гротеск, стремясь вызвать у зрителя столь же сильное чувство органической нетерпимости, ненависти ко всему, что сеет смерть и несчастья.
Следуя принципам плакатного искусства, Гейвандов добивается в своих композициях максимального лаконизма, насыщая каждую деталь двойной смысловой нагрузкой, усиливает эмоционально-психологическое воздействие плаката тщательно продуманным колоритом, приемом контрастного противопоставления, остротой цветового удара, прибегает к сложной смешанной технике, фотомонтажу и коллажу. Па Всесоюзной выставке политического плаката (Лениниана в плакате, 1969) за высокие идейно-художественные достоинства были премированы работы П. Гейвандова "Декрет о земле", "Из искры возгорится пламя" (соавтор С. И. Вишнепольский), на международной выставке "Сатира в борьбе за мир" (1977)-плакаты "Никакого другого оружия", "Апартеид", "Навечно", (бронзовая медаль). На протяжении многих лет Гейвандов является неизменным активным членом редколлегии "Агитплаката".
Результатом каждодневной, непрерывной работы ума, наблюдательности, воображения . художника стали его многочисленные карикатуры, серии сатирических рисунков, в которых Гейвандов беспощадно высмеивает и клеймит человеческие пороки, борется с пережитками прошлого в сознании людей. Здесь он выступает поистине сражающимся художником. За 20 лет-свыше 2 тыс. рисунков, большая часть которых создана для журналов "Хорпуштак" и "Крокодил", многие из них публиковались в сатирических изданиях союзных республик и за рубежом Болгарии, Польши, Кубы, Франции и др.
Широкий кругозор, богатая эрудиция, природный юмор, помогают художнику подмечать и выхватывать из множества явлений наиболее характерные, облекать их в выразительную образную форму и, подкрепляя остроумной подписью, достигать большого психологического эффекта ("Наушный сотрудник", "Коран гласит: "Человек создан колеблющимся", "Как скоротечно время! Уже жены с работы идут" и др.)
В одних рисунках Гейвандов обыгрывает забавные житейские ситуации, увиденные или рожденные живым воображением художника, в других - зрительно трактует остроумие афоризма или изречения, в третьих - а их большинство - обличает общественное зло. Именно они составляют основную цель творческой борьбы сатирика. В рисунках всегда можно узнать руку художника, но в них нет стереотипа, они привлекают неожиданным образным решением. Жизненные наблюдения иногда обобщаются в сериях рисунков: "На темы афоризмов
А. Джами", "Среди столбов", "Били, бьем и будем бить", "О тех, кто не работает, но ест".
П. А. Гейвандов - один из активных авторов всех четырех выпусков антирелигиозных альбомов, дипломант ряда конкурсов республик Средней Азии и Казахстана на лучшие книги и журналы (1966, 1968, 1969, 1973). Высокое мастерство юмориста также выводит его произведения на международную арену. Он неоднократно участвует на Международных Биеннале карикатуры и сатирической пластики "Мир уцелел потому, что смеялся" в Габрове, лучшие его рисунки находятся в Габровском музее.
Интересный раздел выставки, впервые экспонируемый как жанр графики, составил цикл дружеских шаржей на людей, с которыми художника связывает многолетняя дружба и творческое общение. В нем Гейвандов открылся еще одной творческой стороной, проявив незаурядный дар портретиста. В нескольких штрихах он сумел передать не только своеобразие облика, но и духовные качества своих героев. Сквозь юмористическую призму чувствуется теплое отношение автора к персонажам, в образах ясно ощущается доброта, душевная тонкость, артистичность натуры. Этот цикл, созданный специально к выставке, показывает, что всю жизнь, изображая самые неприглядные стороны человеческих отношений, Гейвандов острее ощутил ценность духовной красоты личности, ценность истинного служения обществу, всего того, за что на протяжении многих лет борется всем своим творчеством сам художник.
К. Терентьева.

Гейвандов Павел Александрович родился 1923 году в городе Моздоке по национальности грузин из древнего рода князей Чхеидзе. Образование среднее, член ВЛКСМ. Работал актером драмтеатра, проживал в г. Ворошиловск. ( ныне г. Ставрополь). Арестован 30 апреля 1943 году, десять лет лагерей, после освобождения обосновался в городе Сталинабаде Таджикской ССР. Своими рисунками и карикатурами пользовался огромным успехом сотрудничал с журналом " Хорпуштак" и многими изданиями бывшего СССР. В последние годы работал в газете " Вечерний Душанбе".
Творческий псевдоним . " П. ГАЙРАТ"
Был страстным антикваром. Оставил после себе несколько неопубликованных произведений
"Кладбищенская яблоня маленькая повесть 1994 год" , " Все искусы мира или
Бунт маленького человека".

Отправил Мухамедов С. Д.

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1651612765


Редакция ЦА размещает только биографии публичных персон, вся информация берется из открытых источников и не содержит персональных данных, защищенных Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ 'О персональных данных'. ЦА благодарит всех, кто помогает поддерживать базу в актуальном состоянии и присылает донаты. Полученные донаты идут на расширение базы - оплату архивных поисковых запросов.
  Добавить сведения
  © CentrAsiaВверх