Таджикистан   |x .
МАРОДАСЕЙНОВ РахматусайнМАРОДАСЕЙНОВ Рахматусайн
/MARODASEYNOV Rakhmatusayn/
[10.04.1937 - 18.02.2009]

Рахматусайн Мародасейнов родился 10 апреля 1937 г. в городе Хороге Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикской ССР в семье Курбонасейнова Мародасейна (1897-1963). Его отец известен в истории по списку именитых учеников русско-туземной (1-й светской) школы на Памире, созданной Памирским отрядом Туркестанского военного округа Русской императорской армии в начале XX века:
"В рапорте от 2 января 1910 года подполковник А. В. Муханов (начальник Памирского отряда, уездный начальник Памиром (1908-1912)) писал: "С минувшей осени на базарчике в Хороге в специально отстроенном помещении открыта школа для детей туземцев. […] Лучшими учениками этой школы были Шириншо Шотемуров, Азизбек Наврузбеков, Сайфулло Абдуллоев, Карамхудо Ельчибеков, Мародусейн Курбонусейнов". […] В рапорте от 15 октября 1912 года капитан Шпилько (1912-1914) писал: "Обходительное обращение с детьми, хорошее питание и новизна школьной обстановки, очевидно, нравилось таджикам: школа стала пользоваться хорошей репутацией и желающих отправить своих детей в школу находилось достаточно"".

Годы детства, отрочества и юности Рахматусайна прошли в родном г. Хороге. Еще с детства его родной дядя, младший брат отца, чуткий и опытный воспитатель, Наврузшо Курбонасейнов (1911-1992; будущий знаменитый советский, таджикский певец, актер, музыкант, композитор, Народный певец (гафиз) Таджикской ССР) с ранних лет привил племяннику любовь к музыкальному детскому творчеству. Приучал его играть на традиционных национальных музыкальных инструментах, таких как рубаб (рабоб, струнный щипковый музыкальный инструмент), танбур (трехструнный музыкальный инструмент с грушевидной формой корпуса и длинной шейкой), ситар (сетор, музыкальный инструмент типа лютни), най (духовой музыкальный инструмент с 6 игровыми отверстиями). В Хороге учился в 7-летней школе № 3 им. Кирова. Благодаря своему таланту он был активным участником во всех школьных общественных культурно-массовых, просветительских мероприятиях, и нередко руководство школы поручало ему руководить ими.

Рахматусайн в 15 лет становится признанным музыкантом и певцом в Хороге, и ни один праздник здесь, в центре ГБАО, не проходит без его участия. В конце 1940-х, в 1950-х годах правительство страны особое внимание уделяло повышению культуры и проявлению профессиональных качеств у трудящихся, обладающих высоким мастерством в производстве. В те годы каждый артист, музыкант, певец, танцор и др. оценивались согласно своим приобретенным профессиональным навыкам. Через них получали жизнь руководства и инструкции партии и правительства в деле прославления: свершений во имя Родины, дружбы народов, мира на земле, труда, равенства и братства. В своих первых песнях и мелодиях Рахматусайн придерживался именно этой линии. В скором времени он становится музыкантом Памирского ансамбля песни и пляски и с этого момента начинает сочинять различные мелодии для певцов, которые заслужили высокую оценку.

Творческий потенциал, приобретенный с детства и далее, позволит ему продолжить трудовую деятельность в Музыкально-драматическом театре им. Рудаки в Хороге с 1955 г. Начал он как артист песен национального оркестра народных инструментов, после продолжил руководителем группы исполнителей народных песен в оркестре концертмейстером. На сцене этой кузницы мастерства за все время творческой деятельности он создал более 150 музыкальных произведений: песен, музыкальных мелодий для оркестровых групп и плясок. В число лучших песен, созданных им, входят: "Дӯстонро гум макун" (Не теряй друзей, автор М. Турсунзода), "Талқини ҳусн" (Толкование изящества, автор Т. Пулодӣ), "Майсазор" (Лужайка, автор Т. Пулодӣ), "Чунин бахту чунин шоди" (Такое счастье и такая радость, автор Джура), "Туро ман дӯст медорам" (Я тебя люблю, автор Л. Шералӣ), а также "Анбарафшон" (Благовонный, автор А. Шукухӣ), "Тори ман" (Мой тар; Тар=музыкальный инструмент, автор Г. Сафиева), "Тоҷикистон" (Таджикистан, автор Р. Мукаррам), "Нола кунам" (Страдаю я), "Гулдухтарони тоҷик" (Цветущие таджикские девушки, автор М. Хайдаршох), "Пушаймони" (Сожаления, автор А. Гуломхайдарова) и др.

Рахматусайн Мародасейнов не только писал музыку для песен, но еще выступал автором множества драматических и комедийных музыкальных произведений, пьес, создавал музыкальное оформление театральных представлений, например, спектаклей "Модар нигарон буд" (Мать ожидала, автор Ф. Ансорӣ), "Қиссаи Зайнаббибӣ" (Предание Зайнаббиби, автор С. Саидмуродов).

В период всей активной части творческой работы он руководил оркестром Государственного музыкально-драматического театра имени Рудаки (ныне им. Мехрубона Назарова). В 1975 году был удостоен почетного звания "Заслуженный работник культуры Таджикской ССР" с вручением грамоты Президиума Верховного Совета Таджикской ССР и нагрудным знаком. Неоднократно награждался Почетными государственными и ведомственными грамотами, Благодарностями, а также знаками отличия Таджикской ССР и Республики Таджикистан.

С 2002 по 2007 год одновременно работал в музыкальном коллективе "Навои Бадахшон" при Отделе культуры областного исполнительного комитета ГБАО, там также продолжал заниматься творчеством, где создал более 20 уникальных музыкальных произведений.

Композитор-мелодист, руководитель оркестра, концертмейстер и дирижер Рахматусайн Мародасейнов более 50 лет своей творческой деятельности посвятил Горно-Бадахшанскому областному музыкально-драматическому театру. Ушел из жизни в 18 февраля 2009 г. в родном г. Хороге, столице Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан.

Постоянный адрес биографии - https://centrasia.org/person.php?st=1706972157


Редакция ЦА размещает только биографии публичных персон, вся информация берется из открытых источников и не содержит персональных данных, защищенных Федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ 'О персональных данных'. ЦА благодарит всех, кто помогает поддерживать базу в актуальном состоянии и присылает донаты. Полученные донаты идут на расширение базы - оплату архивных поисковых запросов.
  Добавить сведения
  © CentrAsiaВверх