Новая инициатива - Киргизии очень-но нужна Международная Академия воды... А также - земли, ветра и тушканчиков? 21:01 29.05.2007
Муратбек Иманалиев о создании в Кыргызстане Академии воды
Сегодня в интервью ВРС Муратбек Иманалиев, президент Института общественной политики (IPP), прокомментировал возможность открытия в Кыргызстане Академии воды, и выразил свое мнение о значении воды в жизни республики.
Президент IPP - автор идеи создания Академии воды, отметил, что вода является и объектом и субъектом Кыргызстана. Ее субъектность, как сказал эксперт, заключается в том, что она регулирует очень многие отношения в Кыргызстане, в том числе общественные, не говоря уже об экологии и природоохранных мероприятиях. Объектность состоит в том, что вода этот один из двух важнейших базисных природных элементов, на которых должна строиться не только экономика, но и вся жизнь Кыргызстана; кроме нее - это еще и горы.
"В этом контексте, IPP в прошлом году выдвинул идею создания Академии воды, что вызвало достаточно широкий резонанс. Я хотел бы поблагодарить посла Германии в Кыргызстане, который активно пропагандирует идею использования воды и создания Академии. Благодаря его усилиям проблема воды получила звучание в рамках взаимоотношений между Европейским Союзом и Центральной Азией, в том числе Кыргызстаном", - сказал Иманалиев.
>"Почему возникла идея международной Академии? Мы должны создать научно-учебную экспертную базу, для того, чтобы знать, что такое вода для нашей страны", - отметил президент IPP.
***
Муратбек Иманалиев: "Идея Института общественной политики получила поддержку германского посла"
Институт общественной политики (IPP) в прошлом году выдвинул идею создания Академии воды. ВРС обратился к автору данной идеи - президенту IPP Муратбеку Иманалиеву с просьбой прокомментировать возможность открытия Академия воды и о значении воды в жизни республики.
ВРС: Расскажите, пожалуйста, о том насколько Кыргызстан нуждается в создании Академии воды, что она будет собой представлять и какие конкретные задачи решать?
Муратбек Иманалиев: Вода является и объектом и субъектом нашей страны. Ее субъектность заключается в том, что она регулирует очень многие отношения в Кыргызстане, в том числе общественные, не говоря уже об экологии и природоохранных мероприятиях. Объектность состоит в том, что вода этот один из двух важнейших базисных природных элементов, на которых должна строиться не только экономика, но и вся жизнь Кыргызстана; кроме нее - это еще и горы.
В этом контексте, IPP в прошлом году выдвинул идею создания Академии воды, что вызвало достаточно широкий резонанс. Я хотел бы поблагодарить посла Германии в Кыргызстане, который активно пропагандирует идею использования воды и создания Академии. Благодаря его усилиям проблема воды получила звучание в рамках взаимоотношений между Европейским Союзом и Центральной Азией, в том числе Кыргызстаном.
Почему возникла идея международной Академии? Мы должны создать научно-учебную экспертную базу, для того, чтобы знать, что такое вода для нашей страны.
Господин Гревлих предлагает создать академию на базе Института земли, который в свое время был создан межправительственным соглашением между Германией и Кыргызстаном.
У Академии, на мой взгляд, должно быть четыре важных направления:
Первое направление - аспект экономического использования воды. Вода является составной частью любой экономической деятельности человека: энергетики, сельского хозяйства, пищевой промышленности, здравоохранения и т.д. Например, существует свыше 300 видов питьевой воды, именно в этом направлении кыргызстанское правительство должно работать, чтобы дать возможность создавать новые возможности использования воды и тем самым стимулировать экономическое развитие страны в будущем с учетом прогнозов ООН и многочисленных экспертов. Это очень важно, когда мы говорим о продаже воды.
Второе направление, очень важное, на мой взгляд, направление - это геополитическое измерение воды. Я глубоко убежден в том, что вода в Центральной Азии должна стать интегрирующим инструментом. Вода не должна быть предметом раздоров, конфликтов, а наоборот, она должна стать интегрирующим, объединяющим механизмом. В этом смысле координация усилий государств Центральной Азии по рациональному использованию воды и обеспечение водой всех имеет очень важное геополитическое значение.
Я думаю, что Академия должна заняться разработкой принципов сотрудничества по использованию водных ресурсов. На мой взгляд, принцип сотрудничества центрально-азиатских государств должен лежать в основе взаимоотношения между различными странами Центральной Азии. При этом мы должны иметь в виду и второй принцип - это принцип внутриотраслевого и межотраслевого баланса интересов, потому что вода сама по себе не может быть абстрагирована от других аспектов экономического сотрудничества, включая транспорт, коммуникации, торговлю. Этот принцип межотраслевого баланса интересов должен лежать в основе сотрудничества. Конечно, нужно разрабатывать и другие принципы по использованию воды, речь идет об определенных программах по использованию воды. Я считаю, это должно входить в миссию Академии.
Естественно мы должны привлечь возможности и ресурсы европейских и азиатских партнеров. Я очень рад тому, что Евросоюз готов, с моей точки зрения, включить эту проблему в стратегию Европейского союза в рамках партнерства с центрально-азиатскими странами. Мы должны этого добиваться.
Третье направление связано с таким важным направлением, как гуманитарный аспект. Например, вода и человеческое развитие или устойчивое развитие человека. Как это не парадоксально звучит, это общественные отношения. Это касается того, каким образом рациональное использование воды может привести к улучшению общественных отношений, укреплению межличностных отношений и т.д. Естественно, все эти проблемы, в том числе устойчивое человеческое развитие, должны пройти через экономическое и политическое решение водной проблемы и тогда мы придем к серьезному успеху в разрешении вопросов, связанных с водой и обществом.
Четвертое направление связано с такой проблемой, как правовое обеспечение водной тематики. В данном случае, если говорить о Кыргызстане, особенность ситуации заключается в том, что горные реки и горные системы, бассейны рек Амударья, Нарын, и Сырдарья являются общерегиональными системами, поэтому такие взаимоотношения требуют серьезного правового решения. В этой связи мы должны задуматься над тем, чтобы создать международное горное право - это будет актуально. Я думаю, что многие страны, которые распложены в окружении горных систем, могут откликнуться на это предложение Кыргызстана. Ведь существуют же международное морское право, космическое право и т.д.
Но самая главная тема, над которой мы должны работать - это вода и национальные интересы Кыргызстана.
Интервью подготовил Радислав Сафин
|