Ф.Тухбатулин: Туркменистан - в ожидании второго шага 16:15 21.10.2009
"Демократические страны и международные организации не должны просто сидеть и ждать второго шага от Туркменистана, они должны оказывать давление или стимулировать туркменские власти, чтобы принудить их сделать этот второй шаг".
Текущей осенью предстоят встречи руководства Туркменистана с представителями международных структур и правительств демократических стран.
Туркменистан не единственная страна с тоталитарным режимом, власти которой обещают населению, а в большей мере международному сообществу скорые демократические преобразования. Эти обещания и, в случае с обновленным туркменским руководством, определенные демонстративные действия, рождают у международных организаций и зарубежных правительств надежды на возможность реальных позитивных преобразований.
За каждым заявленным намерением или действием оптимисты видят (и спешат об этом заявить) шаги в сторону демократии, улучшения ситуации с правами человека. После чего со стороны международных организаций следуют определенные реверансы в виде снятия санкций (если таковые были), возобновления прерванных когда-то или заключения новых договоров о сотрудничестве или, как в случае с Туркменистаном, торгового соглашения.
Добившись такого "признания" и получив определенные выгоды, политические режимы либо замораживают свое движение в сторону демократизации, либо вообще возвращаются обратно к той политике, из-за которой страну считали тоталитарной.
Туркменистан - наиболее яркий пример. Стоило новому руководителю страны, сменившему пожизненного президента и диктатора С. Ниязова, заявить о преобразованиях (реформы образования, сельского хозяйства, внедрение Интернета и т.д.) и сделать первые шаги, как этого оказалось более, чем достаточно для признания Бердымухамедова реформатором.
Но давайте посмотрим, что произошло потом, после этих первых шагов.
В сфере образования первым шагом можно считать увеличение сроков обучения в учебных заведениях, пусть и незначительное, но увеличение мест в высших и средне-специальных учебных заведениях. И, по логике, с учетом плачевного состояния системы образования необходимо было наладить сотрудничество с международными структурами и зарубежными учебными заведениями.
А что сделало правительство в качестве второго шага? Продвижению проекта Европейского фонда образования "Оказание содействия модернизации системы профессионального образования и обучения" туркменские власти всячески препятствуют. Доходит до отказа в визах для въезда в Туркменистан специалистам-участникам проекта из ЕС. Этим летом сотням туркменских юношей и девушек власти запретили выезд из страны для обучения в зарубежных учебных заведениях. Можно привести еще примеры.
Вопрос не в том, почему страна, заявившая о демократических преобразованиях, решает кому из ее граждан и где можно учиться, а кому - нельзя. И не в том, что страна, заявившая о реформе образования, не желает полноценного сотрудничества с международными организациями. А в том, что именно эти действия являются вторым шагом. И этот шаг - шаг в обратную сторону.
Первый шаг был сделан и во внедрении Интернета в стране. Открылись Интернет-кафе, желающие получили возможность подключаться ко всемирной паутине из дома.
Вторым шагом со стороны властей должно было бы стать создание условий для возникновения частных (негосударственных) Интернет-провайдеров и соответственно быстрое развитие Интернета в Туркменистане.
Но вторым шагом, вместо появления независимых Интернет-провайдеров, был введен тотальный контроль как над самим Интернетом в стране (блокирование многих веб-сайтов), так и над пользователями (необходимость предъявлять паспорта при посещении Интернет-кафе, специфический, ограничивающий права пользователей договор на оказание Интернет-услуг с государственным провайдером, перлюстрация электронной переписки).
Первый шаг к свободе получения информации - разрешение министерствам и ведомства подписываться на специализированную зарубежную периодику. Со времен Ниязова подписка на зарубежные СМИ была полностью запрещена. Ожидалось, что вторым шагом станет разрешение всему населению выписывать и получать зарубежные газеты и журналы.
Но такого разрешения не последовало. Более того, если ранее частные торговцы имели возможность привозить из соседнего Узбекистана периодические издания и продавали эту весьма востребованную продукцию на рынках, то сейчас на туркмено-узбекской границе вся печатная продукция изымается. На рынках и в киосках теперь можно купить только СМИ, изданные в Туркменистане. Этого властям показалось мало, и началась компания по ликвидации частных спутниковых антенн, посредством которых население могло смотреть программы многих зарубежных телеканалов. Так что и в сфере свободы информации второй шаг оказался шагом назад.
Хорошим первым шагом стало и освобождение из заключения нескольких человек, включая бывшего муфтия Туркменистана, которых считали политическими заключенными или, если угодно, несправедливо осужденными. Но ни о судьбе других их коллег по несчастью, ни о пересмотре уголовных дел в их отношении, ни о допуске в пенитенциарные учреждения представителей Международного Красного Креста речи не идет. Т.е. второго шага нет.
Хочется обратить внимание читателей на то, что во многих направлениях, например, в развитии общественного сектора: политических, религиозных, профсоюзных организаций - не было ни заявлений о намерениях властей, ни тем более первых шагов.
Но даже там, где были объявлены реформы и сделаны первые шаги, вторые шаги, как видим, либо не сделаны, либо сделаны в обратную сторону. В результате вместо движения в сторону демократических преобразований идет процесс топтания на месте.
Я посоветовал бы представителями международных организаций и правительств зарубежных стран принимать решения в отношении Туркменистана (и других стран с похожим политическим режимом) именно по "вторым шагам".
Конечно, второй шаг - еще не результат, но (необратимое) движение в сторону результата, демонстрация того, что намерение и первый шаг - не самоцель. Именно по второму шагу, на который не требуется столь длительного времени, как на получение конкретного результата, можно оценить серьезность намерений туркменских властей и решать, стоит ли иметь с ними дело.
Демократические страны и международные организации не должны просто сидеть и ждать второго шага от Туркменистана, они должны оказывать давление или стимулировать туркменские власти, чтобы принудить их сделать этот второй шаг.
Со стороны США это могут быть и "поощрения" в виде, например, приглашения (на определенных условиях) Бердымухамедова с официальным визитом в Вашингтон. У лидеров стран ЦА достаточно сильно развито чувство самолюбия, и ради такого "поощрения" или достижения других своих целей они могут сделать то, что от них требуется. Обещание определенной поддержки в спорных ситуациях Туркменистана с Россией или Азербайджаном, наверное, так же явилось бы стимулом для туркменских властей.
Думается, что у США, европейских стран, международных организаций есть достаточное количество рычагов для воздействия на правительство Туркменистана с целью принудить его к реальным демократическим преобразованиям.
www.fpif.org/
|