Фитрат, этика и "Реформы в Бухаре" (окончание), - Б.Мусаев 19:13 04.11.2017
2.ЭТИКА В ЭЛЕМЕНТАРНОМ МЫШЛЕНИИ ФИТРАТА ОТ "СПОРА" И "РАССКАЗОВ"
ДО "ПУТЕВОДИТЕЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ" И "РЕФОРМЫ В БУХАРЕ" (2 –окончание).
Итак, "Спор"(1911), "Рассказы…" (1913), "Путеводитель Освобождения"(1915) и "Реформа в Бухаре"(1918 ).
Это годы кануна и только что свершившейся Октябрьской революции, когда народ не успел превратиться в ведомую "горячую", "единодушную" толпу. И мир не поделен пока на "красных", "белых", "друзей" и "врагов", даже не родились многие – будущие участники (статисты ) "драмы истории".
Фитрата в этой историии миновала участь стать демоном, бесом или кумиром, но прошел он свой путь, как путь истинного героя, и по мере наступления в сегодняшнем нашем мире все большей свободы от принуждения и угнетения, приближается время воздания ему уважения, хвалы и славы достойного масштаба его личности и деяний.
Ведь гласит хрестоматийная истина, что если сами мы холопы, для нас не может быть героев. К сожалению, следует признать, что, по обыкновению, как сплошь бывает не только у нас здесь и сейчас - в отменно холопском мире холуйство является натуральной страстью, когда мы принимаем шарлатанов и воров, насильников и краснобаев за героев, а, по сути, создаем себе кумиров (идолов), воздвигая им памятники, называя их именами центральные улицы городов, площадей, линии метрополитена или строим, в частности, мечети, мемориальные комплексы…
Впрочем, давайте, вернемся к словам и делам Фитрата.
Начну с напоминания, что "Спор Бухарского Мударриса с Европейцем" заканчивается строками, посвященными Человеку, где говорится
"Человек – благороднейшее из всех творений на земле".
Они дополняются рассуждениями о человеческом достоинстве, которое по его словам прогрессирует в "человеческое состояние", преодолевая все то, что, казалось бы, давно попирает его ногами. Если подумать, то здесь, призывая соотечественников придти в себя, преодолевать лень, не быть беспечным, бороться с невежеством, не допустить падения в приниженное состояние, которое Фитрат называет как "состояние ископаемое" или равно "животное состояние"", он фактически говорит о должном неистребимом стремлении человека к свободе и утверждению человеческого начала.
(см. Фитрат Абдурауф. "Спор Бухарского Мударриса с Европейцем в Индии о Новометодных Школах. Ташкент 1911, с. 54, 55, 56).
Человек и его свобода, утверждение человеческого начала в человеке, глубокая и искренняя вера, что он, "человек - благороднейшее из всех творений на земле", все это и есть, на мой взгляд, главные составляющие мировоззрения Фитрата, устремлений его мышления и предпринимаемых им попыток побуждать человека размышлять об окружающем его социальном бытии, о самом себе и своем отношении к миру.
Примечательно, что всегда, когда Фитрат говорит о человеке, то, по обыкновению, осуждает его, прежде всего, за насилие и невежество, нетерпимость и фанатизм, дикость и мракобесие, воровство и коррупцию, лицемерие и ложь, беспечность, безответственность и другие проявления зла. Тем не менее, он, скажем так, не сжигает за ним все мосты, так как верит в человека, выражаясь точнее, быть может, это объясняется с верой Фитрата, что наперекор силы "слепых фактов" победит человеческое начало в человеке, если последний поймет гибельность пути, на котором он находится. Поэтому в сочинении "Спор Бухарского Мударисса с Европейцем в Индии о Новометодных Школах" мы видим, что Фитрат рассуждает о человеке и человечестве в неразрывной связи с такими, чаще всего употребляемыми в тексте ключевыми словами и понятиями, как "правда", "право", "честь", "достоинство", "воспитание", "благовооспитанность", "образование", "сила мышления", "свобода", "добродетель", "ответственность", "правдивость", "истина", "справедливость", "патриотизм", "друг нации", "друг религии".
Судя по идейной направленности, да, и в целом всего содержания "Спора" и "Рассказов индийского путешественика", за исключением одной –двух ремарок, Фитрат стоит всецело на позициях просветительства помноженного на его убежденность в победе мышления человека, что он изменится к лучшему и благодаря этому изменится социальная реальность . Перефразируя самого же Фитрата, позволим себе вольность, используя слова из его лексики, сказать:
Получается, что будто мир успокоится не иначе, как в тени прогресса, стоит лишь людям (бухарцам и туркестанцам) "понюхать запах свободы" и предпринять шаги для просвещения мыслей, получив представление о природе этого прогресса.
Словом, здесь мы имеем чистейшей воды идеализм, или о том речь, что людям надо лишь сформировать в себе этические убеждения, как они сподвигнуться на действия, которые дадут позитивный результат. Вместе с тем, хотя Фитрат не говорит о каком –либо ином политическом строе, кроме просвещенной, в лучшем случае, конституционной монархии, тем не менее, он явился одним из первых (если не первым) мыслителей Туркестана, кто выдвинул идею свободы, но отнюдь не только как некой метафизической "внутренней" свободы, например, мыслить, любить истину. Но, подчеркнем, именно благодаря т.н. элементарному мышлению, которое, как известно, исходит из фундаментальных вопросов отношения человека к миру, Фитрат рассуждает о бедах окружающего его мира, о том, как унижен человек,… и приближается к пониманию ее (достижения свободы) в смысле политической задачи, когда и где не будет угнетения одних людей другими. Это читается между строк, когда Фитрат говорит о порядках и нравах, царящих в Бухаре, в частности, высказывая вот такие суждения.
"если бы вы не помогали узурпаторам прав народа" (см. "Спор" с. 46);
"В стране, где сановники пьют кровь народа, …" (см там же, с 38-39);
"Кто виновник разорения вашей семьи? …сочли тирана "благожелателем государства".." (см там же, с. 39)
С полной уверенностью могу сказать, что теперь во всех углах Бухары совершаются тысячи подобных насилий и притеснений.
Как ни жесток и не безсердечен человек, невозможно, чтобы он не заплакал по поводу подобного несчастного состояния нации, потерявшей былое величие…. Это - то самое насилие, которое сделало из цветущей Бухары самую разоренную страну".
(см. там же, с. 40)
Аналогичное впечатление складывается, а именно, что преодоление произвола и угнетения, можно достигнуть лишь политическим путем, когда читаешь и нижеслующие строки из "Рассказов индийского путешественника".
"… я с уверенностью могу сказать, что мы, власть имущие люди, не потратили ни одной минуты из всей своей жизни для блага и счастья народа! Мысль о необходимости позаботиться об удобствах жизни народа и о благоустроении родины не приходит никому из нас в голову.."
( см. Фитрат А. Рассказы индийского путешественника (Бухара, как она есть).
Самарканд 1913, с.75).
Тем не менее, здесь принципиально важно отметить, что согласно воззрениям Фитрата, путь к благу и счастью народа ("благоустроение родины") исключает насилие. Он всецело полагается на просвещение, образование и воспитание человека, где для него первостепенное значение имеют этические основания общества и нравственный момент в человеческой жизни, являющийся, по сути, скрепом общества. Истинно ведь, что не будь этого самого нравственного момента в человеческой жизни, общество обречено на деградацию и распад.
Так, следующими словами, суждениями, например, относительно того, какое место занимает образование в понимании устройства мира Пророком Мухаммадом, Фитрат просто, доходчиво и наглядно обнажает реальность Бухары, в частности, поднимает проблему, связанную с положением женщины.
"Ваш пророк говорит: "Образование всем необходимо, как мусульманам, так и мусульманкам"
Образование женщины очень полезно, так как первое воспитание мы получаем от своих матерей. Если же они сами не получили воспитания, то мы остаемся на всю жизнь невоспитанными.
Несчастна та страна, женщины которой остаются лишенными чести воспитания и образования"
(см. "Спор", с. 15)
Здесь нельзя, если продолжить разговор о женщине и женщинах, не остановиться на словах Фитрата, которыми он выразил им дань признания, любви и уважения в своем "Путеводителе освобождения" Лично я не встречал ни в мировой поэзии, ни философской литературе более вдохновенных строк, где бы так органично соединились глубина мысли и поэтический лиризм, когда восславляется женщина.
"Женщина - наиболее выдающееся создание рода человеческого. Это женщины носят нас целых девять месяцев во чреве, преодолевают боль. Это женщины при помощи долголетней любви и бессонных ночей доводят маленький комок мяса до человеческого образчика. Она – наш воспитатель, исцелитель и мать. Существа эти сопереживают нашим печалям, сторожат очаг, облегчают нашу жизнь и помогают преодолевать тысячи разных неурядиц…"
(цитатата приведена по рукописи докторской диссертации Эргашева Баходыра Хожикурбановича. Из Истории Становления и развития Общественно- Политических Идей Джадидизма. Идеология Младобухарцев Ташкент 1993. с.108)
На мой взгляд, настоящее замечание Фитрата в наше время наполняется новым и глубоким смыслом, если рассматривать его в контексте динамичного роста населения Узбекистана и не прекращающегося демографического взрыва.
Понятное дело, что процесс омоложения населения подсказывает необходимость обратить особое внимание вопросам воспитания по части форм эмоционального и чувственного воздействия на подрастающее поколение (детей), читай, средств "возвышения духа", где бесценна роль женщины - матери.
Однако мы несколько отклонились от темы разговора, когда должно нам говорить о том, что жизнь развивалась не по теории интеллектуала, а таким образом, где перемешаны свет и тьма, зло и добро с вытекающими отсюда…. Свидетельством тому, что в это же время, когда был опубликован "Спор" Фитрата, в Бухаре функционировало тайное джадидское общество "Тарбия –и атфол" ("Воспитание детей"). С. Айни, вступивший в 1911 г. в названное общество приводит, в частности, следующие параграфы его программы:
"1) Агитация за просвещение – помощь всем, кто стремится к знаниям, создание новой литературы, распространеие в народе газет и журналов, книг этического и воспитательного содержания
2) агитация против невежественных обрядов, мракобесия,…
3) Агитация против эмира – против жестокости его чиновничества и судей"
(см. об этом История Бухарской революции. Душанбе. 1987, с. 99 -100. Перевод с тадж.Д. Рашидовой).
Время диктовало тем же самым младобухарцам корректировать парадигмы (образцы) мышления в выражении ими своих полурелигиозных по форме и реформистких по содержанию либерально – демократических устремлений. В этом отношении произведение Абдурауфа Фитрата "Путеводитель освобождения" (1915) является идейно –философским документом младобухарцев, а, спустя два года, в конце 1917 по поручению ЦК им написана партийная программа "Реформа в Бухаре". В названных двух работах отражен переход младобухарцев с позиций просветительства в сферу политику.
Информация для сведения. "Путеводитель освобождения" был напечатан в Петербурге (Петрограде) в 1915 г. " Реформа в Бухаре" - Самарканд , 1917, -24 стр (на узб яз.хранится в Архиве при аппарате Президента РУзб. ) До недавнего времени эти, как и многие другие работы мыслителя, фактически были не доступны, если не считать небольшого числа специалистов, но, наконец, благодаря публикации в Ташкенте (2000-2010 гг.) 5-ти томов сочинений Фитрата, осуществленной издательством "Манавиат", они нашли дорогу к широкому кругу читателей.
Обстоятельный анализ названных работ Фитрата был сделан в 1993 году узбекским философом Эргашевым Баходур Хожикурбановичем в его докторской диссертации "Из истории становления и развития общественно- политических идей джадидизма. Идеология Младобухарцев" (см. об этом указ соч. Эргашева Б.Х. , с.92-111, 171-173).
Согласно его мнению "Путеводитель" является наиболее весомым идейно-философским документом младобухарского движения 1908-1916 гг. и, более того, крупнейшим памятником общественно-философской мысли народов Средней Азии начала XX века. Главная цель книги, - пишет проф. Б.Х Эргашев, – определение причин общественного непорядка.
Диссертант в процессе анализа рассматриваемой им настоящей книги заключает, что здесь Фитрат значительно развивает и конкретизирует политическую платформу. Об этом исследователь пишет следующим образом
"Он (Фитрат – Б.М.) приходит к выводу о купеческом сословии Бухары как авангардной силе назревавших реформ. Далее, первостепенной названа земельная проблема, вокруг которой, полагает автор, необходимо расставить остальные пункты программы оппозиции" ( см. Эргашев Б.Х. указ соч., с 111).
Несколько позже, в работе "Проект реформы в Бухаре", помимо того, что здесь ставится фундаментальная задача построения в Бухаре правового государства, Фитрат акцентирует внимание на экономических и культурных вопросах. Касаясь главного вопроса –земельно-водного, - он предлагал осоводить хлеборобов от налога муллам, налога на корма лошадям и разных других сборов.
Фитрат предлагал на получаемую от вакууфных (церковных) земель прибыль ремонтировать школы – духовные и светские, строить библиотеки, сиротские дома, больницы для бедных и столовые
Предметом внимания и заботы Фитрата, как главного идеолога и лидера левого "народнического" или радикально- демократического направления младобухарского движения, являлись и финансовые дела, организация работы судебных учреждений, органов юстиции, контроля, вопросы, касающиеся того, чем должно заниматься правительство, что больше всего, первостепенно его заботит …
Но оставим для историков про дальнейшее, что происходило и произойдет, когда подуют суровые ветра эпохи …. Здесь я останавливаюсь, чтобы ограничив себя временным промежутком от 1908-1917 гг, сконцентроваться на вопросах мировоззрения Фитрата, задуматься над вопросами о генетическом коде культуры, как и почему утвердилось прочно метальность человека с репрессивным мышлением …, какое оно общество, в котором мы живем, где никуда не делась та отрицательная аффективность наших душ, сложенных из черт знает чего, но, верно, ничто не возникает из ничего, если помнить: мы вышли и являемся во -плоти последышами тех, кто практиковал террор, как метод убеждения, террор являлся практикой и теорией большевизма.
Прошу извинить меня за эти замечания общего порядка. Вероятно, кому -то и покажется, что мой фрейм не в унисон звучит к теме разговора, надо бы о культурном пространстве, толерантности. Я так не думаю, ибо не уйти от больных вопросов, острых проблем, доминирующих в социальном пространстве Узбекистана. После известных террактов, которые свершили выходцы из Узбекистана в Швеции, России, Турции и, наконец, США, трудно будет отрицать, что страна представляет большое негативно заряженное психо - энергетическое поле, где власть до настоящего времени делала все возможное и невозможное, чтобы взращивать нетерпимость и ненависть… Страна в буквальном и фигуральном смысле слова находится на пепелище обломков каримовской эпохи . Это создает потенциальные угрозы роста смуты, реальные риски национальной и региональной безопасности.
Правда, с другой стороны, заговорили о том, де в Узбекистане есть признаки… Так
договорились - заговорились, что тенденции вербализации принимают за действительно укореняющиеся тенденции развития в позитивном направлении, хотя никто не знает, в каком обществе мы живем.
Например, родился слоган "госкапитализм друзей", по моему, справедливее было бы посткаримовский строй правления назвать "развитой каримизм", в лучшем случае (или в худшем) - "каримизм с человеческим лицом", ибо о чем же говорить, когда те же самые номенклатурно- клановые группировки, поменявшись статусом в смысле степени приближения к телу первой персоны власти, все также занимают ключевые позиции власти. Кадровая чехарда ничего не меняет в природе политического режима. Она (власть) осталась прежней авторитарной не без заметного лицемерия, двоемыслия, с проявлениями многоликости (например, одно лицо для своих соотечественников, другое на витрине напоказ для мира, третье …) и общество узнаваемое, судя по причудливому симбиозу элементов традиционализма не лучшего образца и дикого капитализма.
Стало быть, если люди потеряли надежды и мечты о будущем, ощущая сегодня на своей шкуре результаты деятельности, т.н. "государства - реформатора", если они видят, что их чаяния не вписываются в систему, необходимо "верхам", не ожидая пока случиться "вдруг", читай, начнется смута или наступят смутные времена, самим менять настоящую, не реформируемую систему.
P.S.
Таким образом, остается открытым вопрос: в каком обществе мы живем и, что из себя будет представлять мир нашего завтра, если до настоящего времени в Узбекистане не было, и нет признаков того, что
здесь строится правовое государство, а в обществе наблюдается модернизация в широком смысле слова и происходит реально последовательное cтановление (формирование) демократического общества, населению страны "грозят" фактическими политическими свободами.
Относительно же главного вопроса, которое более всего занимает наше внимание, связанное с ментальностью и мировоззрением общества (человека) умолчим. Впрочем, этому и будет посвящен следующий фрагмент разговора о Фитрате.
.
Бахадыр Ф. Мусаев 01, 03-04. 11. 2017 Ташкент Тузель-2
|