В.Волков: Две гильзы для одной пули. Из островка демократии Киргизия превращается в островок страха 12:26 12.03.2009
Массированный прессинг киргизской оппозиции идет после того, как К. Бакиев побывал в Москве. Мало кто сомневается, что там ему была обещана поддержка в предстоящих непростых весенних баталиях
Бойтесь данайцев, дары приносящих... Не следует политикам получать в подарок от властей именные пистолеты. Особенно если эти политики имеют хотя бы теоретически перспективу оказаться в оппозиции. А поскольку в Киргизии любой политик может в течение короткого времени мигрировать из власти в ее противники или обратно (велика вероятность таких миграций в начале весен), то в этой республике именное оружие вообще получать не стоит. Пишу не в шутку, а всерьез, поскольку то, что сейчас происходит в этой стране, на шутку и даже на фарс совершенно не похоже.
Правоохранительные органы Киргизии 9 марта задержали бывшего министра иностранных дел, лидера оппозиционного движения "За справедливость" Аликбека Джекшенкулова. Его подозревают в соучастии в убийстве бизнесмена, гражданина Турции Сервета Четина, который был застрелен еще в декабре 2007 года в Таласе. Следователи, ссылаясь на экспертизу, утверждают, что пуля, найденная на месте убийства, была выпущена именно из пистолета Джекшенкулова. Который был подарен ему правительством в 2004 году.
Из сообщений МВД можно заключить, что следователи "набрели" на оружие случайно: первоначально оружие Джекшенкулова было изъято для проверки на причастность к перестрелке возле одного из бишкекских ночных клубов, в которой якобы принимал участие сын Аликбека Джекшенкулова - Беккул. А также было подозрение, что из этого пистолета мог быть убит известный ошский журналист Алишер Саипов.
Экспертиза этого не подтвердила, но зато счастливо показала, что из этого пистолета было совершено другое убийство - гражданина Турции Сервета Четина в декабре 2007 года в городе Таласе. Согласно сообщению радиостанции "Немецкая Волна", защита политика заявляет, что в день убийства турецкого бизнесмена Джекшенкулов не был в Таласе, его пистолет находился дома в Бишкеке в сейфе, и доступа к нему ни у кого другого не было.
Адвокаты Джекшенкулова обратили внимание на грубые процессуальные нарушения, с которыми сейчас ведется следствие, и ссылаются на официальное заявление пресс-службы МВД в декабре 2007 года, то есть сразу после убийства гражданина Турции. В нем говорилось, что на месте преступления была изъята одна гильза. Теперь же МВД заявляет, что тогда были изъяты две гильзы и одна пуля. Откуда спустя год взялась пуля и вторая гильза?
У меня как у совершенно постороннего, непосвященного в нюансы, но внимательного наблюдателя не меньше сомнений, чем лишняя гильза и пуля, вызывает исходная точки в поиске оружия - убийство журналиста Саипова. С чего это вдруг МВД Киргизии решило искать именно это оружие по тому громкому делу, нити которого скорее ведут в узбекскую службу национальной безопасности? Не с того ли, что и тогда уже имелись планы "повесить" на Джекшенкулова причастность к нему, и убить сразу двух зайцев? А потом это показалось все же слишком уж шитым белыми нитками...
Корреспондент "Немецкой Волны" в Бишкеке напомнил, что ранее Генпрокуратура уже обвиняла популярного политика в финансовых нарушениях при ремонте в здании министерства иностранных дел, когда Джекшенкулов возглавлял это ведомство. Теперь, похоже, власти Бакиева этого показалось недостаточно.
Далее, сын Аликбека Джекшенкулова - Беккул объявлен в международный розыск, его обвиняют в причастности к драке с применением огнестрельного оружия.
Сам Беккул Джекшенкулов распространил в международной прессе открытое заявление на имя президента Киргизии. Там говорится: "При вашей преступной халатности Кыргызстан из островка демократии стремительно превращается в островок страха, где царит семейно-клановое правление, причиняющее боль и страдание гражданам своей страны, где правоохранительные органы охраняют право на абсолютную свободу только одной семьи, где законы работают только на бумаге, где рейдерство является семейным бизнесом, где напрочь отсутствует понятие презумпции невиновности, где суды выносят решения по звонку из Белого дома...".
Увы, для жестких утверждений, содержащихся в обращении, определенные основания имеются. За неделю в Киргизии два журналиста избиты, один из них - очень серьезно. Прокуроры занялись не только Джекшенкуловым, но и бывшим министром обороны Исаковым. И все это - как раз в тот период, когда оппозиция вознамерилась атаковать власть, авторитет которой среди населения стремительно падает.
И еще одно совпадение по времени: массированный прессинг оппозиции идет после того, как К. Бакиев побывал в Москве. Мало кто сомневается, что там ему была обещана поддержка в предстоящих непростых весенних баталиях, но в основном наблюдатели сконцентрировались на финансовой помощи, обещанной Кремлем: Бакиев получает деньги, чтобы кинуть их населению, улучшить свой имидж и победить оппозицию на досрочных президентских выборах. Однако такая логика вызывает сомнения - боюсь, что сам президент Киргизии лучше других понимает: деньги из Москвы даже при всем его желании до народа просто не дойдут, их есть кому положить в свои карманы. Совсем другое дело - это гарантии поддержки в оказании "силового" давления на самых несговорчивых оппозиционеров. Тут у Москвы есть свой опыт. Полагаю, что его следы можно найти и в "деле Джекшенкулова".
Виталий Волков, эксперт по Центральной Азии в Германии 12.03.2009 г.
|