А.Махмудов: Инь и янь узбекского игрового кино 21:54 15.03.2010
ИНЬ И ЯНЬ УЗБЕКСКОГО ИГРОВОГО КИНО
История человеческой цивилизация это непрекращающаяся борьба идей посвященных смыслу бытия и выбору наиболее правильного пути развития. Борьба консерваторов с реформаторами,патриотов с космополитами, почвенников с западниками, традиционалистов фундаменталистов с прогрессистами демократами. Зачастую борьба идей приводила к многочисленным войнам и революциям, как к примеру это случилось на Западе. Когда традиционалистское общинное сознание столкнулось с индивидуалистическим капиталистическим сознанием началась длительная и жестокая борьба реформаторов буржуа с консервативными монархистами. Эти войны закончились победой буржуа, в результате чего в европейских государствах стали избираться парламенты, произошло разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Появились политические партии, независимые средства массовой информации. Стали утверждаться такие понятия,как демократия,гласность, права человека. И на все это понадобилось 500 лет…
Более сотни лет назад вместе с зарождением капиталистического способа производства такая борьба наблюдалась и в России, следовательно и в Туркестанском генерал -губернаторстве и в Бухарском эмирате и в Хивинском ханстве. Именно на рубеже веков в Средней Азии появилась первая местная разночинная интеллигенция.Они были мелкими служащими,муллами,пред - принимателями,учителями и коммерсантами. И называли себя Джадидами, то есть стороронниками нового – прогрессивного. Это были просвещенные люди своего времени боровшиеся за реформы в образовании и государственном устройстве… Против них выступали Кадымисты,то есть противники реформ и сторонники патриархальных традиций. После Октябрьской революции и установления жесткого диктата Москвы над вновь образованными Советскими республиками Средней Азии,одни Кадымисты отступили и ушли в подполье, другие пошли служить большевикам, как впрочем и Джадиды. Однако после провозглашения Независимости, уже на новом витке истории споры о том каким путем следует идти Узбекскому государству возобновились. И сейчас в нашем обществе есть новые апологеты Кадымизма и Джадидизма…
Такая преамбула мне понадобилась для того,чтобы чтобы попытаться проанализировать две работы узбекского игрового кино 2009 года. Итак, если на первом полюсе фильм "Аросат/Попасть впросак". Автор Г.Шермухамад. Режиссер М.Абдухоликов. Оператор Ж.Ганиев, который выступает апологетом Кадымизма, на втором полюсе - фильм "Илова/Постскриптум" выступающий в пользу Джадидизма.
Картина "Аросат/Попасть впросак" - картина профессиональная, есть драматургия, хорошо снято, правда оператор не умеет пользоваться штативом, и не все ракурсы адекватны замыслу. Образы родные, узнаваемые. Поэтому и хорошие актерские работы. Намерения создателей фильма - борьба с прозелитизмом. Односельчане не хотят участвовать в похоронах погибшей от несчастного случая женщины прозелитки. Ни одно кладбище не хочет принять ее труп. Вот весь сюжет.
В фильме "Илова/Постскриптум" мы наблюдаем жизнь отдаленного горного кишлака, где все прописано согласно нашим патриархальным традициям. Герой Назыма Туляходжаева – Хамид, работает мастером по ремонту телевизоров. Он совестливый человек, у него золотые руки. Он востребован односельчанами. Казалось бы все хорошо. Но в один прекрасный день Хамида бьет молния он прозревает. Тяготится своим существованием, задумывается над смыслом бытия, чувствует себя несчастным и обреченным и даже перестает чинить телевизоры. А без телевизора, как известно, нет жизни. Чайхана, мечеть, редкие свадьбы и похороны не могут заполнить духовное пространство людей. Оно заполняется двумя каналами местного телевидения, которые сообщают свежие новости, развлекают концертами и пропагандируют традиционные ценности. Но мастер не хочет ремонтировать сломанные телевизоры. У него душевный кризис. В противоположность Хамиду, младший брат живет в столице. За скромную заработную плату работает учителем и не хочет возвращаться в родное патриархальное болото, где все незыблемо и жизнь и поведение и судьба человека прописаны наперед. И даже камень на дороге, об который ежедневно спотыкаются люди, не случаен. Для младшего брата Хамида жизнь в кишлаке подобна лабиринту Минотавра. А люди это жертвы человека-быка. Но, тем не менее, пришло время женить сына и мать требует возвратить его в кишлак. Герой Туляходжаева – Хамид привозит младшего брата. Но тот вновь убегает в город. Потом его все же возвращают и женят. Но состояние угнетенности не покидает Хамида. Вот он бредет в пещеру к живительному источнику, общается с духом, делится с ним своими сомнениями, но дух оказывается дурачащимся соседом. Потом главный герой фильма плетет во дворе паутину, не то для себя, не то для младшего брата. Одним словом, у него тихое помешательство. Родственники вызывают врачей психбольницы. Спасение от душевных мук герою Назыма Туляходжаева Хамиду приходит после убийства не то коровы, не то быка - купленного для хозяйства младшим братом. Это животное в воспаленном мозгу телемастера ассоциируется с мифическим Минотавром. После убийства чудовища в душе старшего брата воцарилась гармония, но стал унылым и задумчивым возвращенный к традиционным устоям младший брат. Одним словом, авторы фильма "Илова/Постскриптум", как и Джадиды начала прошлого века, ищут ответ на вопрос, как гармонично сочетать традиционное и современное. Как убить в себе замшелое, невежественное, фанатичное животное. Как победить ставшее тормозом патриархальное мышление, закоснелые привычки, которые мешают созданию среднего класса и гражданского общества, мешают интеграции в современную экономику и культуру.
Как мне представляется, во время перевода на иностранный язык необходимо еще раз продумать и четче прописать реплики героев и диалоги.Тема фильма современенна имеет много пластов и очень актуальна. Хорошая операторская работа, правда и здесь съемки без штатива, длинные панорамы без рельсов и тележки. Хорошая работа второго режиссера. Четко прописан второй план. Хорошая работа Назыма Туляходжаева. Постаревший бойфренд узбекского кино в роли Хамида выглядит свежо и органично. Это хороший интеллектуальный фильм, с чем можно поздравить весь съемочный коллектив…
Теперь вернемся к обсуждению фильма "Аросат/Попасть впросак". Намерения создателей фильма - борьба с прозелитизмом. Односельчане не хотят участвовать в похоронах погибшей от несчастного случая женщины прозелитки. Имамы отказывается читать заупокойную молитву. И ни одно кладбище не хочет принимать ее труп. К сожалению, в нашей жизни встреча ются такие явления, которые мы увидели в фильме. Мы можем стать такими бессердечными мракобесами, но только в одном случае! Если прикажет чиновник. Мы будем стучать на своих близких, на сына, на свата и брата. Если прикажет чиновник мы стыдливо опустим глаза, трусливо спрячемся и бойкотируем похороны любого праведника, даже будь он собственным отцом, как это было в недавние советские времена. А иначе мы вполне адекватны современности, и очень милосердны. Наши кладбища переполнены атеистами – коммунистами, ворами и серийными убийцами. И вообще существует негласное правило: раз ты принес усопшего в мечеть, значит он правоверный мусульманин. Мулла прочитает заупокойную молитву и человека чинно мирно похоронят. Никто никогда не спрашивал и не будет спрашивть кто ты есть такой.Так что для правдивости в фильме не хватает образа злонамеренного и мстительного чиновника. Но авторы блестяще решили эту проблему. В качестве злонамеренного чиновника выступает сам аллах. Во – первых совершив наезд он покарал молодую безобидную женщину, которая не была взяточницей, никого не убивала, ничего не воровала, не была блудницей, всего-то поддавшись агитации мужа прозелита сменила веру и агитировала людей. Ну и что с этого? У нас свобода совести и вероисповедания. Верить, или не верить это личное дело каждого гражданина. Будь ты христианином, иудеем, буддистом, индуистом - бог един! Кстати, прозелиты такими не бывают.Это же какой-то скользский тип, который набирает гастарбайтеров для экспорта в Россию. Наверное многим из вас, как и мне, приходилось встречаться с прозелитами? Как правило, это очень милые, обходительные люди имеющие убеждения.
Правда, они навязчивые. Но они никак не похожи на работорговцев… Итак! Вернемся к фильму. Начинается он с эпизода, где какие-то, не то воры, не то бандиты, одним словом подозрительные типы, уговаривают главного героя - прозелита, мужа погибшей женщины, никому ничего не говорить. Потом появляется отец и выгоняет друзей мужа. Узнав,что умерла безбожница и что родственники хотят ее похоронить - ретируются соседи. Затем все экранное время занято попытками родственников хоть каким то образом похоронить несчастную женщину. Почему-то никому не приходит в голову совершить погребальный обряд и похороны покойной на кладбище новой конфессии соответствующей ее религиозным убеждениям. Ну тогда не было бы причин для создания фильма. Вся фишка в том, что негде похоронить. Труп везут в дальний кишлак, но видимо, злонамеренный чиновник уже сообщил имаму по сотовому телефону,что везут прозелитку. И имам возмущенно закрывает ворота кладбища. И самое невероятное мулла отказывается от денег. Потом бесчисленное количество раз ломается машина. Даже железо возмущено деяниями безбожницы. Мистика какая-то. Потом прозревший шофер отказывается вести машину. Бесконечные разборки родствеников с шофером. Наконец, решили похоронить труп на кладбище заброшенного кишлака. Но где-то в мрачном ущелье мотор окончательно глохнет. И родственники решают похоронить усопшую прямо у обочины дороги. Но не тут то было. Наступила ночь, пошел снег, каменистая земля не поддается под ударами лопаты и стало чертовски холодно. Становится жалко бедных людей не способных похоронить ни в чем не повинного человека. Жалко мужа, который окоченев от холода ложится под одеяло рядом с усопшей. Растет ненависть к тем, кто препятствует похоронам.К трусливым соседям. К продажным махаллинским аксакалам. Наконец-то яма вырыта. Деревянный кузов машины сожжен в костре и это еще одно несчастье, которое посылает аллах. И последнее! Женщина похоронена, но мстительный чиновник не унимается, труп разрывают и съедают не то волки, не то собаки…
Покидаешь зал оскорбленный до глубины души.С неприязнью к тем кто заказал и оплатил это мракобесие и к тем, кто это исполнил, и к тем, кто это мракобесие принял. Видимо у людей которые участвовали в этом безобра- бразии очень низкая политическая культура. Фильм реакционный, пропаган дирует фанатизм и религиозную нетерпимость, противоречит Конституции Узбекистана. Чтобы снять честный фильм о прозелитизме нужно немного потрудиться, поискать социальные корни этого явления. Они очевидны и лежат на поверхности. Это экономический кризис, вопиющее социальное неравенство, безработица. Нищета физическая и духовная. Отсутствие веры продажным муллам и вороватым чиновникам.
Абдулазиз Махмудов, кинорежиссер
Передал - Булат Маликов bulatmalik@mail.ru
|