З.Дербишева: Больше всего сегодня меня удручает моральный облик моего народа. Что с нами происходит? 21:27 10.05.2010
Не могу молчать!
Профессор Замира Дербишева
Я долго думала, прежде чем высказать все, что накопилось сегодня на душе. Наверное, какой бы ни была горькой правда, каждый вправе озвучить ее. Тем более сегодня наступил час истины, когда уже нельзя держать все в себе и те, кому не безразлично то, что происходит с нашей жизнью, должен выразить свою гражданскую позицию. Возможно, то, что я скажу многими будет воспринято в штыки. Но это мое личное мнение, на которое я имею право, как человек, как гражданин.
Больше всего сегодня меня удручает моральный облик моего народа. Что с нами происходит? За то время пока мы проживали в статусе суверенности, мы очень часто обращались к своим древним корням. На весь мир заявляли о том, какие мы великие, о том, что у нас более чем тысячелетняя история, о том, что у нас богатые духовные и культурные традиции. В поисках исторического героя мы превратили литературный персонаж в реального человека. Мы положили в основу своей национальной идеологии 7 заповедей из эпоса "Манас". Я ничего не имею против. Но когда я читаю или слушаю некоторых наших "идеологов", как они упиваются нашим героическим прошлым, и как они возносят наше национальное величие и дух, то невольно возникает вопрос "А почему же мы тогда погрязли в таком болоте? Где наше былое величие? Где наше единство? Когда же мы станем жить достойно?" Ведь нельзя все наши беды связывать только с плохим президентом. Я согласна с расхожим мнением, что каждый народ заслуживает своего правителя. На дворе XXI век, а мы делимся на племена, на роды, кланы. И это вопрос имеет первостепенное значение для всех, начиная от детей и заканчивая политической верхушкой. Хорошо, пускай наши дети знают свою родословную до 7 колена. Но ведь это же стало идеологией. Ведь это распространяется на всю нашу жизнь. Люди используют эти знания не для того, чтобы гордиться, почитать свои корни, а используют как закон жизни: "Только свой, и никто другой". По принципу "Все - своим, чужим доступ закрыт" строится вся наша жизнь и при приеме на работу, и при распределении должностей, и при распределении материальных благ и т.д. Думаю, именно такая идеология является самой разрушительной, именно это не дает нам двигаться вперед. Это идеология раскола и в обществе, и среди политиков, и в любом коллективе. Несмотря на то, что одной из главных заповедей героя эпоса "Манас" является призыв к единству, мы сегодня декларируем это только как красивый лозунг. Единства у нашего народа сегодня нет. По-видимому, прав был Л.Н. Гумилев в своей теории, где он говорил, что историко-географическая среда обитания народа, наряду с образом жизни, формирует определенную психологию этноса. И невольно задумываешься, возможно, кыргызы, будучи горными кочевниками, проживали родо-племенными объединениями в горных регионах часто изолированно, на большом расстоянии друг от друга и защищаясь от внешних врагов, они рассчитывали только на самих себя. Возможно, если бы они проживали в открытом пространстве, то им поневоле приходилось бы объединяться с другими племенами для того, чтобы дать отпор врагу. Почему у многих наших соотечественников нет чувства родины, чувства родной земли? Почему они так легко срываются с родных мест и навсегда покидают свою землю. Вы скажете, что это из-за экономических трудностей. Не думаю. Если бы речь шла о тысяче, о двух тысячах мигрантов. Но когда идет такой массовый отток, то это причина не только экономическая.
Скажу о другом, не менее печальном явлении, которое стало уродливым проявлением нашей жизни. Это царящий в обществе дух продажности: мы за пакет риса, за килограмм мяса, за бутылку водки продаем голоса на выборах. Мы покупаем оценки, аттестаты, дипломы, ученую степень, правительственные награды, должности. При этом мы не задумываемся, что мы делаем. За последние 2 десятилетия мы получили 20 поколений выпускников школ и вузов, уровень знаний которых далеко не отвечает существующим стандартам. Исключение конечно есть. И оно составляет от силы 10 %. Но многие из таких горе-выпускников сразу по окончании университетов делают головокружительную карьеру как юристы, как экономисты, как политики. Другие устраиваются врачами, строителями, менеджерами и т. д. Диплом юриста нам нужен для того чтобы стать судьей, прокурором, следователем, милиционером, инспектором ГАИ, которые давно не живут на зарплату. Каждая услуга, каждое судебное решение имеет свою цену. Диплом врача нужен для того, чтобы спекулировать здоровьем человека. Диплом педагога нужен, чтобы наживаться за счет кармана учащихся, студентов, вернее, их родителей. Спросите у любого молодого человека, что сейчас важно для него, знания или диплом. Он скажет, диплом. А если спросить у него, а как же его примут на работу без знаний, он не задумываясь, скажет, что эти вопросы легко решаются с помощью денег или родственных связей. Если так будет продолжаться и дальше, мы вскоре получим общество низкого интеллекта, где профессионализм и знания будут не в чести. А ведь сколько умных грамотных молодых людей, которые закончили зарубежные вузы, "не выдержав конкуренции" с местной крутизной, вынуждены были уехать снова за границу и там применить свои знания.
Возможно, низкий уровень образованности отражается сейчас на нашем сознании, И в этом первопричина наших проблем. За 20 лет мы избавились как от чего-то враждебного и чуждого от старых ценностей, а новых так и не создали. И нет у нас какого-то духовного стержня, нет своей системы ценностей, своей идеологии, которая бы нас объединяла. Сегодня мало кого волнует, как поднять страну из нищеты, как войти в цивилизованный мир. Сегодня подавляющая часть наших соотечественников думает только о "портфелях" в структурах власти. Даже молодежь, которая не может похвастаться знаниями, в силу создавшегося положения в системе высшего образования, требует для себя кресла. А почему? Может быть, и есть среди них те, кто действительно готов и способен реально применить свои знания на деле и внести свой вклад в улучшение жизни страны. Но уверена, что многие из тех, кто рвется к власти, думают лишь о том, чтобы почувствовать свое величие от обладания портфелем. И у них есть для этого основания. Потому что портфель – это, как пропуск в рай. Это и возможность иметь неограниченные привилегии, это и возможность улучшения материального достатка, это и возможность решать сверху с помощью телефонного звонка все свои проблемы и проблемы близких людей. Потому что для людей от власти существует негласный закон вседозволенности. Во многих цивилизованных странах давно действует принцип "Власть – это слуга народа". В таких странах люди, занимающие высокий пост, больше имеют обязанностей и ограничений, чем прав. Им не создают привилегированных условий. Они не на словах, а на деле зависимы от народа.
Еще большего негодования вызывает у меня наши политики. Все мы слышали, что политика – это грязное дело. Но то, что происходит на наших глазах в нашей стране, не поддается никакому пониманию, никакому здравому смыслу. Мы с вами видим, как уродует вполне образованных, интеллигентных людей власть. Как эти нормальные с виду люди меняются, как только занимают какой-то пост. На их лицах появляется маска надменности, спеси, высокомерия. На рядовых людей они смотрят свысока, отмахиваются от них как от назойливых мух. Простой народ для них становится быдлом. К ним не достучаться, никакие беды, несчастья, слезы измученных людей их не трогают. Они все заняты вопросами государственной важности! Мне приходилось не раз сталкиваться с такими людьми, хотя по жизни старалась обходить их стороной. Так вот после того, как кто-то из них волею судеб оказывался в стане простых смертных, вдруг выяснялось, что у них есть человеческое лицо, и они могут даже запросто поздороваться с тобой и быть очень демократичными в общении.
А как стыдно наблюдать за поведением наших политиков. Политики – это публичные люди. Ведь на глазах у всего народа они в одночасье меняют свои взгляды, свои принципы. Сегодня он может на митингах с пеной у рта поносить президента, а завтра за престижное кресло, продаст свои убеждения, будет верой и правдой прислуживать тому, кого вчера считал врагом народа. Неужели стремление удержаться за кресло настолько уродует человеческую натуру; куда девается элементарное человеческое достоинство? Может быть, они каким-то образом оправдываются перед своими родными, друзьями, детьми, но как быть перед собственной совестью? А народ-то знает, кто из себя что представляет, от людских глаз никому из политиков не удалось скрыться. Люди помнят каждую их реплику, каждое высказывание, каждое выступление.
Но самое страшное, если бы это были единичные случаи. Мы и сейчас являемся очевидцами того же самого действия. Подавляющая часть окружения Бакиева после его свержения молниеносно "перекрасилась" и с огромным рвением предлагает свой "бесценный" опыт и всяческую поддержку Временному правительству. И многим из них удается убедить в искренности своих намерений. Большинство этих "доблестных кыргызских джигитов" - это те, кто работал при Акаеве, при Бакиеве, верой и правдой служили как тому так и другому, при этом каждому последующему они доказывали свою преданность, с потрохами продавая предшествующего хозяина. Но тогда куда подевалось воспетое в эпосе Манас достоинство кыргызского джигита? Ведь речь идет о наиболее образованных представителях нашего народа. Боюсь, что это уже тревожный симптом неизлечимой болезни нашей интеллигенции.
Сегодня общество политизировано. Нет людей, которые бы не обсуждали текущую ситуацию. Одним из обсуждаемых является вопрос о том, кто сегодня придет к власти. Несомненно, все, кто входит во состав Временного правительства, - это люди, большей частью посвятившие себя борьбе с предыдущим режимом. Вклад каждого из них объективно оценивается со стороны. Не хочу обидеть никого из тех, кто работает во Временном правительстве, но я хотела бы сказать о своих личных предпочтениях.
Статус лидера государства вполне достойно могли бы представить О.Текебаев и Т.Сариев. Это люди, которые на протяжении долгого времени последовательно держались одной линии и фактически не сворачивали с нее. Но навряд ли, в нынешней ситуации О.Текебаеву эта ноша нужна, как впрочем и другим членам Временного правительства. Паутина бывшей власти настолько опутала и укоренилась в республике, что ее вырвать может только человек, не подорванный этой многолетней борьбой. Человек новый, не имевший никаких - ни хороших, ни плохих - контактов с акаевской и бакиевской властью. Человек, к которому все прихвостни старой власти не смогут подойти на пушечный выстрел. А такие люди, как Текебаев, Сариев, Отунбаева, думаю, смогут помочь новому лидеру. Это мое личное видение.
10.05.2010
|