В Душанбе издан труд Абдулло Рахнамо "Религиозная партия и светское государство" 12:40 17.05.2008
Религиозная партия и светское государство (Краткое сообщение)
Центр Стратегических Исследований при Президенте Республики Таджикистан при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта издал научно-популярную монографию таджикского политолога, ведущего специалиста ЦСИ при Президенте РТ Абдулло Рахнамо "Религиозная партия и светское государство". Книга посвящается одной из важнейших теоретических и практических проблем политических процессов современного мусульманского мира - проблеме деятельности политических партий религиозного характера в условиях светского государства. Легальная деятельность исламской политической партии, которая базируется на статье 28 Конституции РТ, считается одним из важнейших компонентов таджикского мирного процесса и современной политической системы Таджикистана. В связи с определяющим значением проблемы стабильности в развитии светских государств с мусульманским населением, в центре книги ставиться категория "культуры стабильности", которая означает постоянную эволюцию светских и исламских позиций из идеологических крайностей в рациональный и прагматический центризм. Важными условиями достижения "культуры стабильности" является не только декларативное заявление о взаимном признании, но и теоретическое обоснование, политическая культивация и законодательное закрепление достигнутых компромиссов. Первая часть монографии дает подробный анализ исторических и политических условий формирования и легализации политической партии религиозного характера в Таджикистане. В данной части, в том числе, рассматривается процесс становления, эволюции и активизации Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) от подпольного кружка до современной политической партии. Стержневой проблемой второй части книги является поиск теологической базы и теоретических основ сосуществования ислама со светским государством. Изучая наследие учредителей ПИВТ и ряда других исламских мыслителей, автор показывает, что ими были разработаны важные теологические и практические ответы на данную проблему, что имеют актуальное значение не только для Таджикистана, но и большинства современных мусульманских стран. Не менее важным и интересным является так же глубокая эволюция учений и позиций исламских лидеров ПИВТ от идеи "исламского государства" в теорию "мусульманское общество", которая обеспечивает их политико-правовое сосуществование со светским характером государства и способствует снятию напряженности в свестко-исламских отношениях. Третья часть книги рассматривает спектр политических, культурных, экономических и международных позиций ПИВТ как политической партии религиозного характера. Главным критерием автора при изучении спектра позиций ПИВТ является анализ их соотношения с проблемой стабильности и безопасности в обществе, те есть вопрос о возможности их содействия укреплению "культуры стабильности". При изучении спектра идейных и политических позиций ПИВТ автор обращает особое внимание на отношение ПИВТ к проблемам демократии и общечеловеческих ценностей. Он указывает, что в последние годы отношения ряда западных стран к проблемам исламского мира, в частности по вопросам Ближнего Востока, Ирака и Афганистана, оказали негативное влияние на эволюцию позиции лидеров ПИВТ по отношении к демократии. В четвертой части монографии анализируется процесс глубокого реформирования Партии исламского возрождения Таджикистана в постконфликтный период. Данные реформы охватывают не только организационную структуру, но и сущность и содержание программ и методов работы этой партии. Критическим моментом на данном этапе преобразования ПИВТ является внезапная смерть ее основателя и лидера С.А.Нури. В связи с этим, автор обращает особое внимание вопросу перехода и преемственности принципов и ценностей в ПИВТ, и анализирует перспективы развития этой партии под руководством нового лидера, который пользуется политическим и рациональным доверием членов, но одновременно, страдает от нехватки духовного авторитета, что является важным критерием в традиционных исламских движениях. Пятая часть книги посвящается изучению влияния легальной деятельности политической партии религиозного характера на стабильность и национальную безопасность РТ. В связи с этим автор выдвигает два тезиса: В первом тезисе он говорит о том, что легальная деятельность исламских политических сил приведет к глубокой эволюции их сущности, структуры и методов ведения политической деятельности. Действуя на прозрачной политической арене и в строгих рамках закона, эти силы постепенно проходят процесс глубокой социализации и модернизации, разделяют чувство ответственности за стабильность и развитие общества. Адаптируясь к общей политической культуре общества, они переходят на умеренные созидательные позиции и становятся естественной частью легального политического пространства. Такая трансформация приведет к снижению религиозного и политического экстремизма в обществе. Различные аспекты и моменты данного процесса показаны на примере таджикского опыта легализации исламской политической партии. Второй тезис автора заключается в том, что наряду с социально-экономическими, а так же идеологическими факторами, ограничение общеполитических и религиозных прав граждан в обществах с мусульманским населением создает необходимую почву для формирования и деятельности исламских политических партий и движений и их поддержки со стороны населения. В связи с этим, "борьба за обеспечение гражданских и религиозных прав и свобод верующих" превращается в главный политический капитал исламских движений. По этому, автор заключает, что развитие демократических процессов и полное обеспечение общеполитических и, в том числе, религиозных свобод граждан способствует ослаблению идеологической и политической почвы и поддержки этих сил в современных мусульманских обществах. Таким образом, в книге впервые анализирован и представлен таджикский опыт легальной деятельности политической партии религиозного характера в условиях светского государства, который дает модельные и практические ответы на ряд важнейших проблем процесса становления светских государств в современных мусульманских обществах.
Ответственный редактор книги: доктор философских наук Абдулвохид Шамолов Рецензенты: доктор философских наук, академик АН РТ Мусо Диноршоев и доктор философских наук Рустам Хайдаров
Передал - Abd Hak [rahnamo@rambler.ru
|