"КП": выходцы из Таджикистана превращают своих же соотечественников в живой товар 20:19 19.05.2008
В самом центре России выходцы из Таджикистана превращают своих же соотечественников в живой товар
Эксперимент этот с самого начала выглядел странно, но прогрессивно. Бывший "челнок" с Черкизовского рынка, а затем директор фабрики носовых платков Азим Максумов развернул на базе Рязанского учебного комбината профтехучилище для иммигрантов. Добровольцев завозили с исторической родины Максумова - из Таджикистана. "Первая группа слесарей и монтажников окончила учебу. Из Таджикистана выехал следующий отряд!" - рапортовали местные газеты. Я уже собрался было ехать знакомиться с передовым опытом по чудесному превращению малограмотных азиатов-гастарбайтеров в дипломированных российских спецов, но грустный Максумов вдруг сообщил:
- Нету больше нашего училища. У нас война за контроль над иностранной рабочей силой началась. Приезжайте, посмотрите сами...
"Что значит "контроль над рабочей силой"? У нас что, рабовладельческий строй?" - возмущался я про себя, толкаясь у кассы за билетом до Рязани.
Он умирал в сарае!
- Ф сарай жиль... Еще восэм тажиков... Холодно... Кашляль... - сипло выдавливает из себя бедолага на экране. Это Абдувахид - таджикский гастарбайтер. На вид ему лет 70. По паспорту - 39. На родине есть жена, трое детей.
- Тебя кормили? - спрашивает голос за кадром.
Абдувахид растерянно-бессмысленно вращает глазными яблоками, шамкает сухим языком. Не понимает... Кажется, вот-вот разрыдается от бессилия. Или от боли - между ребер торчит медицинская трубка, как из капельницы. В кармане - пластиковый пакет. Жидкость, скопившаяся в легких, должна куда-то выходить. Это последствия пневмонии.
- Вот! Видишь! - тычет в экран Азим Максумов, ставя пленку на паузу. - Он умирал у Саидбека в сарае, а я его спас! Он же мой земляк! Как можно отказать?
- Какой еще Саидбек? И почему в сарае?
- Ладно, давай по порядку. Еще два года назад организовали мы, значит, таджикскую общину в Рязани, "Сино" называется...
"Хозяин всех таджиков"
"Сино", говорит Максумов, задумывали исключительно для культурных целей. Чтобы у таджиков, живущих в Рязани, был свой уголок. Название выбирали в честь арабского врача и энциклопедиста Абу Али ибн Сино, который считался последователем Аристотеля и был сильно уважаем даже в самой Европе... под именем Авиценна.
Председателем общины стал тот самый Саидбек. Максумов параллельно с национально-культурными делами занимался более э-э... материальными проблемами. Помогал мигрантам получать регистрацию, разрешения на работу, ну и разруливал конфликты с милицией.
Шайтан между Саидбеком и Максумовым пробежал, когда при областном правительстве открыли Общественную палату. Туда набирали и по одному представителю от нацобщин. Почетное кресло досталось заму Саидбека в "Сино" - Самэ Гафурову, местному рязанскому бизнесмену.
А в марте этого года в контору к Максумову завалились Саидбек со товарищи. Те внесли на руках почти умирающего Абдувахида.
- Саидбек кричал, что он "хозяин всех таджиков в Рязани" и в обиду их не даст, - с удовольствием вспоминает Максумов.
- Почему же тогда к вам больного притащил?
- Я этому Абдувахиду помогал с документами, - торжественно заключил Максумов. - Теперь понял? Это же провокация чистой воды!
Сами попросились
Утомленный захватывающим рассказом о жизни азиатов в Центральной России, звоню Саидбеку.
- Вы на чьей стороне? - насторожился он.
- На своей, - говорю. - Что же вы умирающего земляка бросили?
- Это человек Максумова, пускай он и лечит.
- Но ведь он у вас жил?
- Да, жил.
- Что, правда в сарае?
- Ну, в сарае. Значит, ему так нравилось! - закипал Саидбек.
- Покажете сарайчик-то?
- Нет, - хлестко реагировал таджик. - Я занят. И нечего там смотреть.
- А чем заняты? Бизнес?
- Да, у меня автосервис. Небольшой... - мне показалось, как-то осторожно произнес Саидбек. И добавил совсем уж неуверенно: - Пилорама есть. Тоже маленькая. В Архангельской области.
- Ладно, бог с ней, с пилорамой. В сарае у вас, говорят, до сих пор люди живут...
- Живут! И их никто не заставляет!! Они сами в сарай попросились!!! - взревел Саидбек.
Кредит для работяги
- Но ведь это же криминал - Абдувахид мог запросто умереть! Почему в прокуратуру не заявите? - возмущался я на кухне у Максумова. Тот колдовал над пловом. На лице проступило удовольствие - то ли от аппетитно булькающего казана, то ли от моего простодушия.
- Э-э-э, я создал систему, которая мешала их системе, - доверительно протянул Максумов.
- Какой еще системе?
- Они же эксплуатируют соотечественников. А я придумал схему, по которой таджики могли бы получить специальность, нормально трудоустроиться...
Гражданин Таджикистана Максумов говорит, что дело, которое он затеял, исключительно полезное в первую очередь для России. Ну и для самого Максумова, конечно, тоже. Ради этого он даже бросил свою фабрику по пошиву носовых платков и все вложил в кадровое агентство "Золотой челнок". Процесс превращения малограмотного гастарбайтера в квалифицированный кадр Максумов оценил в 60 тысяч рублей. За каждого работягу. Сюда входит проезд из Таджикистана на поезде, учеба, общежитие, питание. Ну и проценты ему, Максумову, как посреднику и организатору - 10 тысяч с человека.
- Складно получается. И каждый студент-гастарбайтер вам должен потом 60 тысяч вернуть?
- Да.
- В течение 9 месяцев после окончания учебы?
- Так по договору.
- Это же сколько они должны получать?
- Ну, тысяч по двадцать.
Я чуть не поперхнулся.
- В Рязани?!
- Да... - еле слышно произнес Максумов и хлопнул в ладоши. - Готов плов!
- Руки бы помыть...
"Хотел бы я посмотреть на тех студентов", - размышлял я, плутая по громадной пятикомнатной квартире таджикского бизнесмена. В ванной не сдержал улыбку: пол, стены, потолок - все обшито черной керамической плиткой, стилизованной под... кожу!
- С подопечными своими познакомите? Наверное, уже и квартиры себе снимают - на 20 тыщ-то в Рязани могут себе позволить? - вернулся я на кухню.
- Все разбежались, - сокрушался Максумов, пока мы поглощали ароматный плов. - Саидбек постарался. Написали под его диктовку заявления в прокуратуру, что я их якобы обманул, и слиняли...
Женщины бизнесмена
Но убежали не все. Четверых (из 40) я все-таки застал. Они безвылазно сидят в общежитии.
Неопознанного цвета обои, облупленный потолок. Из обстановки - только древний шкаф и щербатый стол с табуретками.
- Обманули нас! - закивал 25-летний Заир, плюхаясь на койку. Закатные лучи из мутного окна утонули в пыли.
Заир тоже уже не верит в сказку про монтажника-гастарбайтера, который может в Рязани получать 25 тысяч. А вот у себя на родине парень купился на рекламу. Кстати, приглашения поучиться и поработать в РФ распихивает по местным газетам партнер "Золотого челнока" в Таджикистане - агентство "Таджикавиатур".
- Будете получать по 22 тысячи! Я вам говорю! - не унывая, бил себя в грудь Максумов, то и дело оглядываясь на меня. - Только сначала надо разрешение на работу сделать...
- Как же мы можем подвести такого уважаемого человека?! Он же свои собственные деньги на нас потратил! - воздевал руки к небу 24-летний Руслан. Кажется, он вот-вот готов был расплакаться от добродетели, исходящей от Максумова. Правда, что Восток - дело тонкое...
- Ну хорошо, вот говорят: обманул. Даже если и обманул, что теперь, расстрелять меня?! - вдруг запаниковал Максумов, когда мы вышли из общаги. Видимо, скептическая мина на моем лице совсем уж явно проступила. - Что, я на каждой женщине, которую... того... жениться должен?
И тут меня скрутила изжога. То ли от максумовского плова, то ли от прогорклой нищеты и безысходности тех четверых из общаги.
"Человекоденьги"
- Жалко их по-человечески. Наивные как дети. Если ездишь на машине, ходишь в галстуке, говоришь по мобильному - все, для них ты - начальник, - невесело растолковывал мне руководитель отдела иммиграционного контроля УФМС по Рязанской области Андрей ЛАРИН. - Этим и пользуются такие, как Максумов. Ну не из человеколюбия же он свое агентство придумал! Какие 25 тысяч? В Рязани иммигранты получают 3,5. Максимум.
- Выходит, мошенничество?
- А это попробуй еще докажи. Бывает, приезжаем на предприятие: по территории бродят рабочие-азиаты. Без паспортов. Начинаем разбираться - документы в отделе кадров. Почему? А чтобы не потеряли. Или, может быть, чтобы не сбежали и работали за копейки?
- Ага, работорговля?
- Точнее, организация нелегальной миграции, статья 322 УК РФ.
- И много работорговцев... в смысле организаторов нелегальной миграции выявили?
- На днях директора суконной фабрики на 110 тысяч рублей оштрафовали. Понимаете, мы не можем вести свое следствие, пройтись по всей цепочке: кто вербовал, перевозил, откуда фальшивые миграционные карты? Это ведь налаженная сеть.
- И кто или что вам мешает?
- Даже некуда выявленных нелегалов поместить. Ну обнаружили мы их, оштрафовали предприятие. А дальше? Они идут и устраиваются в другое место. Нужно разрешение на работу - идут в агентство типа "Золотого челнока". Заплатил - и свободен. Вот Максумов с Саидбеком и выясняют отношения, кто "человекоденьги" будет контролировать.
- Неужто навар большой?
- Не знаю. Но сейчас в области зарегистрировано 11.846 иммигрантов. А неофициально их еще больше.
Импортные фермеры
Есть в этой истории еще один примечательный персонаж. Тот самый Самэ Гафуров, которого Саидбек выдвинул в Общественную палату при областном правительстве. После суетливого, вечно увиливающего Максумова и, мягко говоря, неприветливого Саидбека Гафуров выглядит просто рафинированным интеллигентом: тихий вкрадчивый голос, полное отсутствие акцента и четкие, как штангенциркуль, формулировки:
- Мы должны оградить наших соотечественников от Максумова, потому что он ведет себя по отношению к ним непорядочно.
- Мы - это таджикская община?
- В том числе.
- Я так и не понял, зачем вам вообще понадобилась эта странная организация "Сино"...
- К нам с Саидбеком всегда обращались соотечественники за помощью: на работу устроить, решить недопонимания с милицией.
- И на чьи же деньги вы планируете все это делать?
- Спонсоров привлекать.
- И вы, бизнесмен, в это верите?
- Ну, я пришел в общину, когда она уже была создана. Не продумали, конечно, весь механизм, поспешили, видимо, создать... - дал задний ход Гафуров. И перевел внимание. - Мы разработали новую программу помощи мигрантам.
- Какую же?
- У нас, в России, умирает село. Мы хотим сотрудничать с правительством Рязанской области и везти иммигрантов в деревни, чтобы они там создавали фермерские хозяйства. Хорошая ведь идея? А главное - полезная для нашей экономики!
А В ЭТО ВРЕМЯ
Для найма иммигрантов создадут агентства...
В Госдуму внесен законопроект, по которому привлекать на работу иностранцев можно будет только через специальные агентства.
- Они сделают процесс найма иностранцев менее бюрократизированным, - объяснил Максим ТОПИЛИН, глава Федеральной службы по труду и занятости, которая совместно с думцами продвигает идею. В чем ее смысл?
Предлагается наделить частные кадровые агентства официальными полномочиями. Разрешить предприятиям нанимать иностранных рабочих только через данные агентства.
...а для нелегалов - спецприемники
В третьем, окончательном, чтении утвержден законопроект о новом порядке депортации нелегальных мигрантов. Теперь нелегала в течение двух суток будут определять в "специальные учреждения" (как они будут выглядеть и сильно ли отличаться от того же сарая Саидбека (см. выше), пока не уточняется). А в течение десяти дней выдворять из страны на срок не менее пяти лет.
Одновременно внесен законопроект, по которому иностранцев без паспорта будут также помещать в спецучреждения. Таких беспаспортников ФМС насчитала всего-то около 6 тысяч по всей стране. Но даже на их содержание из бюджета придется выделять почти 64 млн. рублей.
ОТ АВТОРА
У азиатов русская мечта
И это только маленькая (всего-то полмиллиона населения) Рязань. Что же творится по всей стране? В Питере, Москве? Ведь, по данным Федеральной миграционной службы, в России более 10 миллионов иммигрантов (легальных и нелегальных, читай - бесправных).
Все это - рынок для посредников, а по сути, работорговцев. Таких вот таджикских "бизнесменов" рязанской закалки. Методы их давно опробованы. Очень уж смахивают они на то, как работает китайская диаспора в США. Да что там: "русская мафия" в конце 80-х перебрасывала в Штаты советских нелегалов целыми отрядами.
И наши соотечественники, одурев от призрака американской мечты, как нынешние таджики-гастарбайтеры, хватались за самую грязную работу, покорно отстегивали таким же "благодетелям" типа Максумова и Саидбека. У азербайджанцев, узбеков, таджиков сегодня тоже есть мечта. Стало быть, РУССКАЯ МЕЧТА.
Россияне в Америку толпами уже не уезжают. То ли самосознание поменялось, то ли и в России теперь есть чем заняться. Поляки вон удивили: на днях Британия подняла вопль о том, что польские каменщики и водопроводчики потянулись обратно на родину. Потому что зарплаты в этих странах выровнялись. А кто на туманном Альбионе будет кирпичи класть и канализацию чистить? Может, когда-нибудь, лет через пять, и Таджикистан станет побогаче? Тогда и таджики не будут тащиться через три границы в Россию, чтобы прокормить семью.
Можно, сатанея от ксенофобии, ждать счастливого расцвета азиатских республик и ничего не делать. А можно использовать это время во благо себе. Не надо быть социологом, чтобы понять: рабочих рук нам не хватает. И скоро мы сами возмутимся, как британцы: куда делась наша дешевая заграничная рабсила? Так почему бы уже сейчас не посадить за парты тех же узбеков с таджиками? Идея же витает в воздухе! Но ловят ее не чиновники, а "бизнесмены" типа Максумова.
Мы видим только то, что здесь и сегодня, не задумываясь, как изменить свое завтра. Простой пример. Гастарбайтеру нужно разрешение на работу, стоит оно около тысячи рублей. Но попробуй его получи, это разрешение! Сначала доблестные милиционеры оберут среди бела дня. А потом чиновники и работодатели аккуратно подчистят остатки! Легче заплатить пройдохе соплеменнику. А потом быть проданным на какую-нибудь стройку и работать без паспорта за копейки... И эту систему создали не они, а мы. У себя. В России. И это страшно унизительно! Это изучают на уроках истории еще в 5-м классе. Рабовладельческий строй называется.
Андрей РЯБЦЕВ
|