Р.Каримова: Неизвестная и опасная Кашгария. К юбилею научно-разведывательной экспедиции Чокана Валиханова 23:01 27.05.2013
Неизвестная и опасная Кашгария В нынешнем году исполняется 155 лет со дня организации знаменитой научной экспедиции Чокана Валиханова в Восточный Туркестан (Кашгарию)
Свою чрезвычайно трудную и опасную поездку в Восточный Туркестан первый казахский историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель Чокан Чингисович Валиханов совершил в 1858–1859 годах. Тем самым был дан старт целой серии замечательных восточно-туркестанских российских научных экспедиций в этот неизученный, а потому особенно притягательный для ученых край. Путешествие стало широко известно в научном мире как "Кашгарская экспедиция Ч. Ч. Валиханова". Восточный Туркестан в 60-х годах XVIII века захватил Цинский Китай, и его правительство делало все, чтобы оградить этот край от любого соприкосновения с внешним миром. Однако население Синьцзяна – новообразованной западной провинции Китая – не желало мириться с порабощением. Поэтому все последующие годы Восточный Туркестан сотрясали национально-освободительные восстания, в результате которых регион то освобождался от цинского господства и здесь образовывались небольшие самостоятельные государства, то вновь оказывался в составе Цинской империи. Такая неустойчивость и неопределенность политического статуса сыграли не последнюю роль в том, что регион оказался в сфере интересов трех крупнейших империй – царской России, Великобритании и Цинского Китая.
Потомков последних правителей Восточного Туркестана – ходжей, бежавших в Среднюю Азию, содержали в Кокандском ханстве по договоренности с Цинским Китаем на положении пленников. Один из них – ходжа Валихан-тюря, воспользовавшись внутренними смутами в Кокандском ханстве, в 1857 году сумел бежать из плена. Добравшись до Восточного Туркестана, со своими сподвижниками он уничтожил китайский пограничный пост, поднял восстание против цинского господства и при активной поддержке местного населения вошел в Кашгар. Так в Кашгарии установилось короткое, но памятное трагическими событиями правление Валихан-тюря. Он остался в памяти народа как очень жестокий властелин и деспот. Жестокость и всевластие Валихан-тюря ярко иллюстрирует казнь англо-индийского путешественника Адольфа Шлагинтвейта, которого обезглавили по его приказу.
Братья Шлагинтвейты – Роберт и Герман – стали первыми европейцами-исследователями, которые, выйдя в 1856 году из Индии, прошли Каракорум и Кунь-лунь с юга на север. Братья однако не достигли городов Восточного Туркестана и ограничились исследованием горных областей на юге региона. Третий из братьев – Адольф Шлагинтвейт, решив восполнить пробел в путешествии Роберта и Германа, в 1857 году попытался пройти из Индии в Яркенд и Кашгар. Возможно, что решение Адольфа Шлагинтвейта каким-то образом было связано с политическими событиями в Кашгарии, с его желанием собрать также и политическую информацию.
Итак, Адольф проник в Кашгарию, дошел до Каргалыка, где, по-видимому, вынужден был присоединиться к восставшим. Вместе с ними он прибыл в Кашгар, и здесь его, как иностранного лазутчика, схватили и казнили. По одной из версий, когда Валихан-тюря спросили, что делать с пленным "ференги" (то есть англичанином), он приказал умертвить его без всякого допроса. Тем не менее экспедиции братьев Шлагинтвейтов имели важное следствие в том плане, что они "подогрели" интерес России к Восточному Туркестану. И в какой-то степени ускорили организацию экспедиции Чокана Валиханова, результаты исследований которого превзошли в плане гуманитарного изучения края все, что было сделано предыдущими путешественниками в Кашгарию.
Чокан Валиханов с детства отличался выдающимися способностями. Будучи кадетом, он мечтал о великих открытиях и далеких путешествиях, в том числе в пределы "загадочного, непроницаемого" Китая. Как вспоминал его товарищ по Омскому кадетскому корпусу, будущий путешественник и исследователь Центральной Азии Григорий Николаевич Потанин, "кадетское начальство уже тогда смотрело на 14-летнего Чокана, как на будущего исследователя и, может быть, ученого". Позднее, по выходе из кадетского корпуса в 1853 году, когда Чокан Валиханов уже состоял адъютантом при генерал-губернаторе, он продолжал серьезно изучать историю Востока и планировал поступить на восточный факультет Петербургского университета. Научные интересы и знания Чокана Валиханова по истории и культуре восточных, в особенности центральноазиатских народов все более углублялись.
Однако обстоятельства и время распорядились иначе. Центральная Азия издавна привлекала внимание европейцев, которое носило как познавательный, научный, так и политический характер. Прежде всего такой повышенный интерес был связан с жаждой Англии и России в колониальной экспансии Азиатского континента. Наверное, поэтому в XIX веке историко-географическое изучение Центральной Азии европейцами стало более интенсивным и организованным. Ведь военно-политическое и торговое наступление этих держав требовало не только материальных сил, но и определенных знаний о странах региона. Прежде всего интересы держав к середине XIX века сконцентрировались на политически нестабильном Восточном Туркестане. При этом важнейшая задача по обеспечению правительственных органов необходимой информацией была возложена на путешественников.
В России сбор сведений о так называемом Шестиградье (Алтышар – так в то время называлась Кашгария, или Восточный Туркестан) поручили Чокану Валиханову, у которого уже был опыт поездки в западную провинцию Китая. Это путешествие молодой ученый совершил в 1856 году и по ее итогам написал статьи "О западном крае Китайской империи", "Дневник поездки в Кульджу", "О торговле в Кульдже и Чугучаке". В каждом из этих научных трудов чувствуется зрелый исследователь. В "Дневнике…" Ч. Валиханов поделился ценными путевыми впечатлениями, сведениями об административном управлении краем, самоуправлении городов Восточного Туркестана, истории культуры и быта разных этносов западного Китая – уйгуров, сибо, солонов, калмыков и других, об их историко-культурных взаимосвязях с древности и до середины XIX века. Статья "О западном крае Китайской империи" написана на основе анализа китайских и центральноазиатских источников. Здесь молодой ученый описал политическую историю Восточного Туркестана с эпохи древности до завоевания его Цинской империей и описал административное устройство края. А в статье "О торговле в Кульдже и Чугучаке" Ч. Валиханов знакомит с историей торговли России с Китаем в первой половине XIX века. Кроме того, статья содержит интересные сведения о торговле в Казахской степи и извозном промысле казахов.
Весной 1858 года после подавления восстания и бегства Валихан-тюря цинская власть в Алтышаре была восстановлена. Но обстановка в регионе оставалась крайне напряженной. Проникнуть в этот край можно было только тайно. Чокан Валиханов прекрасно понимал всю сложность ситуации и очень ответственно подошел к подготовке экспедиции. Он изучил историю Восточного Туркестана и собрал всю доступную информацию о состоянии края и сопредельных к нему территориях, восстании местного населения и правлении Валихан-тюря. В подготовке к экспедиции принял участие выходец из Коканда Якуб Янкулов (Джанкулов), который в свое время, попав в немилость к кокандскому хану, бежал в Кульджу, где стал вести торговые дела с Россией. Янкулов несколько раз бывал в Кашгарии и знал подробности последнего кашгарского восстания. Ч. Валиханов дополнительно использовал сведения своего знакомого Алишер-датхи, коменданта кокандской крепости Пишпек. Его предки бежали из Кашгарии в Коканд во время цинского завоевания края. Достоверной информацией о Кашгарии Валиханову помог также Сарымсак – болорский уроженец Сарыкола (местность в Восточном Туркестане), хорошо знавший страну. Об организации Кашгарской экспедиции сохранились яркие воспоминания Григория Николаевича Потанина: "Предприятие выполнить поручили Чокану, а помочь этому делу взялся семипалатинский "гость", выходец из Туркестана Букаш (Якуб Янкулов?), который вел постоянную торговлю с Кульджой. Букаш вспомнил, что лет 20 назад в Семипалатинск выехал кашгарский торговец с малолетним сыном, которого звали Алимом. Из Семипалатинска кашгарец уехал в Саратов, и что с ним случилось, в Семипалатинске было неизвестно. Букаш знал только, что семейство это в Кашгар не возвращалось. Букаш придумал отправиться в Кашгар с караваном…" Чокана Валиханова решили снабдить этой легендой и выдать его за Алима, тем более что и возраст Чокана этому соответствовал.
По делам экспедиции Валиханов выезжал в город Капал, а затем в укрепление Верное. Обо всех приготовлениях он извещал генерал-губернатора Западной Сибири Густава Христиановича Гасфорта, о чем свидетельствуют черновые наброски трех писем Ч. Валиханова, датированные апрелем-маем 1858 года. Эти письма в виде пояснений к положению в Восточном Туркестане ценны тем, что содержат краткий экскурс в историю уйгуров и восточно-туркестанских ходжей. Чокан Валиханов и Якуб Янкулов тщательно разработали маршрут путешествия, который (чтобы не возбуждать подозрений как местных среднеазиатских, так и кашгарских властей) решили провести под видом торгового каравана. Ехать в Кашгарию удобным маршрутом, то есть через владения кокандского хана, было невозможно из-за опасений быть узнанными ташкентцами, бывавшими по торговым делам в Семипалатинске и Петропавловске. А также потому, что Якуба Янкулова там знали не с лучшей стороны.
Поэтому остановились на самом безопасном пути через Иссык-Куль на Заукинский проход, затем через кочевья кыргызского рода бугу в Кульджу и далее через Музарт на восточно-туркестанские города Аксу, Уч-Турфан и Кашгар. Для достоверности Чокан закупил товара на 1,5–2 тысячи рублей серебром, затем обрил голову, оделся по-азиатски, и караван отправился… О далеком, полном неизвестности и опасностей пути, который преодолели его участники, продолжим разговор в следующей пятничной публикации.
24.05.2013
Рисалят КАРИМОВА, доктор исторических наук,
|