Казахстан презентовал в Каннах "Кочевника". На очереди - "Медная орда" 18:35 29.05.2005
Золотая весть Каннского фестиваля
Слухи о кризисе отечественной кинематографии малоубедительны
Презентация "Кочевника" на 58-м Международном фестивале в Каннах принесла свои плоды: голливудская компания Miramax, которую позиционируют как "не берущуюся за сомнительные проекты", заключила контракт с киностудией "Казахфильм", глава которой и привез эту "золотую" весть с Лазурного берега. Кому – пальмовая ветвь, кому – Гран-при, а мы и хорошим новостям рады. Два года назад интернациональная команда во главе с известным сценаристом Рустамом Ибрагимбековым и продюсером Милошем Форманом, вдохновившись историей трехсотлетней давности и идеей встряхнуть старушку Европу, а заодно и Америку, задумала этот мегапроект, решив повторить прорыв гуннов, которые под руководством "бича божия" Аттилы во время оно дошли почти до Парижа. Удастся ли "Кочевнику" прославить их потомков на культурном поприще?
Отшумел и отблистал 58-й Каннский кинофестиваль, расцвеченный яркими кинематографическими именами, явив миру новых триумфаторов. С хорошими новостями вернулась и казахстанская делегация во главе с генеральным директором "Казахфильма" Сергеем Азимовым, презентовавшая в Мекке киноманов II Международный кинофестиваль "Евразия". Он стартует в Алматы 26 сентября. – Презентация состоялась 15 мая, время ее проведения совпало с показом "Звездных войн" Джорджа Лукаса, и у нас возникли реальные опасения, что никто не придет. Опасения оказались напрасными: после успешной презентации "Кочевника" в прошлом году и широкого проката во Франции "Шиzы" Гульшат Омаровой в Европе стали проявлять интерес к Казахстану. Пришли продюсеры Кен и Ромен Легаржан, эксперт Канского фестиваля Жоэль Шапрон, советник Люка Бессона Франсуа да Сильва, Мишель Мерсье, Кент Джоунс – представитель крупнейшего культурного комплекса мира – Линкольн-центра, а так же директора и продюссеры международных кинофестивалей. Это значимое, отнюдь не "одноразовое", как поговаривали, культурное событие и для Казахстана, и для всего постэсэнговского пространства, и, если хотите, заявка о себе миру. В рамках презентации мы показали документальный фильм о съемках "Кочевника". – Мощная арт-подготовка, огромный, по нашим меркам, бюджет и актерский состав – All Star Game относят этот мегапроект отечественной кинематографии к плеяде аналогичных российских продуктов новой волны: "Ночной дозор -1, 2…", "Турецкий гамбит". Основная черта которых: художественные недостатки картины компенсируются массированной рекламной атакой и обилием кинозвезд… Что вы думаете по этому поводу? – Я не буду сейчас говорить о достоинствах и недостатках картины. Сколько людей – столько вкусов: кому-то может показаться малоразвитой любовная линия, кто-то посчитает, что в фильме много батальных сцен… Мы стремились раскрыть образ кочевника, повествуя о трагическом периоде в жизни казахов: эпохе бесконечных войн с джунгарскими племенами. Смешно говорить, что кинематографистов с мировым именем, таких, как Милош Форман, Иван Пассер, Сергей Бодров и многих других, привлекли какие-то меркантильные интересы. Кроме того, мы заключили контракт с голливудской компанией "Мирамакс" – это показывает, что проект интересен и имеет какой-то художественно-профессиональный потенциал. Голливуд не занимается благотворительностью. Что до бюджета, то он составляет 33 млн. долларов, и для таких крупномасштабных съемок это минимальная цифра. Нам пришлось приобретать новое оборудование, восстанавливать цеха, изготавливать огромное количество реквизита, не считая гонораров и оплаты съемочной группы. В проекте были заняты специалисты из 25 стран. – "Кочевник" породил множество околосъемочных слухов, неожиданно ретировался Иван Пассер… Кто будет указан в титрах в качестве режиссеров-постановщиков? – Иван Пассер отработал свою часть картины и уехал. Наши мнения по поводу затрат на производство не совпали: бюджетные 4,5 миллиона ему показались явно недостаточными. К работе приступил рекомендованный художественным руководителем проекта Рустамом Ибрагимбековым Сергей Бодров. А в титрах, естественно, будут указаны имена всех работавших над постановкой, то есть Пассер, Теменов, Бодров. – По словам режиссера-постановщика Талгата Теменова, можно ожидать не только компенсации расходов, но и прибыли от проката. Сколько прокатных копий планируется сделать? – Мы надеемся, что слова Теменова сбудутся, но основная задача, поставленная президентом страны, – представление культуры и истории Казахстана миру – выполнена. Студия "Мирамакс" выделила сумму в 1,5 млн. долларов на английскую версию. Она же обеспечит прокат во всех англоязычных странах, таких, как США, Австралия, Канада, Великобритания, Северная Ирландия, Новая Зеландия, Южная Африка, изготовив как минимум 500 копий фильма. В комплексе планируется затратить около 20 млн. долларов. В Казахстане прокат как таковой закончил свое существование вместе с распадом СССР, поэтому возникают определенные сложности, но деньги уже выделены и 8 июля версию на казахском языке увидят жители Астаны, а 10-го – и жители южной столицы. Широкий прокат в регионах будет организован осенью одновременно с мировым прокатом. Разумеется, и в регионах будет организован прокат русскоязычной и казахской версий "Кочевника". – Какие проекты последуют за "Кочевником"? – Сейчас идет подготовительный период к съемкам фильма "Медная орда", а также запускается не менее значительный проект "Мустафа Чокай" Сатыбалды Нарымбетова. Очень интересный проект о неоднозначной исторической личности Мустафе Чокае, который долго считался врагом народа. Важно рассказать о нем без пафоса и объективно. Кроме этих фильмов на студии запущено порядка пяти проектов: "Ангел" - семисерийный телесериал, "Кунэ", "Час волка". Закончены съемки "Зеро" и "Ночного блюза". Поэтому разговоры о коллапсе отечественной кинематографии, якобы вызванном дырой в бюджете, спровоцированной "Кочевником", малоубедительны.
Светлана НИКОЛАЕВА, 27.05.2005
|