Турция - проблемы только начинаются, - О.Горбунов 23:45 11.08.2014
ТУРЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТОЛЬКО НАЧИНАЮТСЯ
Нельзя говорить, что в Турции завершается политическим этап. Скорее, переход затягивается как минимум до 2015 года 10 августа прошли первые в истории Турции всенародные выборы президента страны. Лидерами гонки считались: действующий премьер-министр, представитель умеренно-исламистской "Партии справедливости и развития" Реджеп Тайип Эрдоган, единый кандидат от светской и националистической оппозиции (Народно-республиканской партии и Партии национального движения) Экмеледдин Ихсаноглу, а также представитель курдского меньшинства Селахаттин Демирташ.
Предварительные итоги, озвученные турецким ЦИКом утром в понедельник после обработки почти 100% бюллетеней оказались в русле социологических прогнозов: премьер набирает более 51% голосов, что позволяет не проводить второй тур, лидер объединенной оппозиции Экмеледдин Ихсаноглу – второе место с почти 39%, а курд Селахаттин Демирташ – третье с 9%. Окончательные итоги должны быть оглашены 15 августа. Однако мало кто в Турции, да и за ее пределами сомневается в победе действующего премьер-министра. Самые главные сложности начнутся после выборов.
Так, по действующей Конституции, вся полнота исполнительной власти сосредоточена в руках премьер-министра, кандидатура которого до сих пор не согласована. По мере приближения к дате выборов усиливались слухи о противоречиях в правящем дуумвирате исламистов, то есть между Реджепом Эрдоганом и пока еще действующим президентом Абдулой Гюлем, который пока не хочет занимать кресло премьера. Причина проста – господин Эрдоган через однопартийцев подготовил пакет изменений в Конституцию, которые превратят Турцию из парламентско-президентской в президентскую республику, передав полноту исполнительной власти от премьера к президенту. Пока этот проект не встретил единогласной поддержки среди однопартийцев, парламентариев и у турок в целом.
Проблема в том, что среди сограждан Эрдогана, особенно после серии протестов в 2012 и 2013 годах, а также публикации компрометирующих семью премьер-министра сведений о коррупции в правительстве и кумовстве в окружении премьер-министра, население стало более политически индифферентным. Особенно сильно эти настроения отразились на эмигрантах – в европейской диаспоре только 10% пришли на голосование. За действующую власть проголосовало абсолютное меньшинство из них. В стране несколько иная картина, однако, все больше граждан выступает против проводимой Эрдоганом политики исламизации, а также застоя в верхних эшелонах власти. Лозунги о политической стабильности, серьезном экономическом росте ежегодно в 8%, а также укреплении международного авторитета страны "зажигают" электорат не так сильно, как раньше. Но пока позволяют правящей партии собирать десятки тысяч сторонников на центральных площадях Стамбула и Анкары (разумеется, не без использования административного ресурса).
Команда премьер-министра на этих выборах смогла сработать настолько профессионально, что буквально покорила соцсети по сравнению с оппонентами главного исламиста. Так, по данным "Немецкой волны", страничка премьер-министра в Facebook – наиболее многочисленна по подписчикам (6 миллионов) по сравнению со страничками его главных политических оппонентов (наибольшей популярностью пользуется аккаунт господина Ихсаноглу с одним миллионом подписчиков). Курдский кандидат вообще практически не смог завоевать популярность среди интернет-аудитории. А ведь именно социально активная, интернет-продвинутая молодежь составляла костят антиэрдогановских протестов год и два назад.
Провал оппозиции связан не только с вялой агитацией, не смогшей переломить набившие оскомину лозунги с примерно следующим посылом – "лучше синица в руках…" и "сохраним то, что есть". Экмеледдин Ихсаноглу слишком стар и консервативен для молодой аудитории – ему 71 год. А Демирташ – известен в основном среди курдов. Представители иных этнических общин за него в основном не голосовали, потому что посчитали это "предательством" национальных интересов. Межэтническая сегрегация по-прежнему сильна в Турции, прошедшей через несколько десятилетий вялотекущей гражданской войны турецкого центра с курдским меньшинством.
Кроме того, Эрдоган сумел грамотно противопоставить себя как этнического турка и правоверного мусульманина (что немаловажно с учетом последствий "арабской весны") своим политическим оппонентам Демирташу-курду и Ихсаноглу-алевиту (представителю этнорелигиозного меньшинства). Оппоненты озвучивали лозунги за обновление политической системы. Но делали это либо не так активно и непонятно для бОльшей части населения (Ихсаноглу), либо не для той аудитории (Демирташ).
Но и их уверенное выступление на выборах дает хороший старт перед парламентскими выборами 2015 года. От их исхода будет во многом зависеть итог конституционной реформы. У исламистов пока нет конституционного большинства в парламенте, что не позволит провести передачу полномочий от премьера – президенту. До выборов осталось не так много времени, чтобы успеть согласовать реформы со всеми политическими группами Анкары. Следовательно, процесс переговоров, компромиссов и консультаций затягивается. В этих условиях нельзя говорить, что в Турции завершается политическим этап. Скорее, переход затягивается как минимум до 2015 года – только тогда после формирования нового парламента можно будет сказать, смог ли Эрдоган реально сохранить за собой первый пост в стране.
11.08.2014 Олег Горбунов
|