"МК": Пекинской Олимпиаде грозит террор? Почему уйгуры выбрали мишенью спортсменов 20:36 06.08.2008
В среду ответственность за взрывы в двух рейсовых автобусах в городе Куньмине (южная китайская провинция Юньнань) 25 июля этого года взяла на себя экстремистская террористическая организация Исламское движение "Восточный Туркестан" (ИДВТ).
В тот же день "Восточное исламское движение" (крыло "Восточного Туркестана") через интернет выступило с угрозой терактов во время Олимпиады и взяло на себя ответственность за взрывы в автобусах и ряд других терактов и беспорядков в Китае".
Скорее всего, к этому движению принадлежат и двое террористов, напавших на погранзаставу в Китае 4 августа. Напомним, что вооруженное нападение на погранзаставу в городе Кашгар было совершено около 8 утра по местному времени. Два человека на грузовике врезались в строй из 70 солдат, занимавшихся утренней пробежкой за стенами казармы. После того, как грузовик перевернулся на обочине дороги, террористы кинули в сторону казармы две гранаты и с ножами бросились на солдат. В результате нападения 14 человек погибли на месте, 2 скончались по пути в госпиталь, 16 солдат и офицеров находятся в госпитале, из них 2 в критическом состоянии.
Нападавшие 33-летний торговец овощами Абдурахман Азат и 28-летний водитель такси Курбанджан Хемит были задержаны на месте происшествия. Один из них ранен в ногу, а другому ампутировали обе руки после самопроизвольного возгорания в руках самодельного взрывного устройства. Конфискованные на месте преступления 9 самодельных взрывных устройств, стрелковое оружие и другие предметы напоминают оружие, конфискованное сотрудниками полиции провинции Синьцзян в январе 2007 года в лагере, где проходили подготовку террористы организации "Восточный Туркестан". Оба являются сторонниками ведения "джихада против правительства КНР", сообщил партсекретарь Кашгара Ши Даган. Один из нападавших оставил предсмертную записку, в которой говорилось, что "вести священную войну намного важнее собственных жизней и благополучия своих семей".
ИДВТ уже заявляла, что планирует проведение терактов с 1 по 8 августа для нанесения ущерба имиджу пекинской олимпиады. Целью данной организации является создание самостоятельного исламистского государства в Синьцзяне. Движение находится в списках террористических организаций, как в китайском, так и в американском.
В июле в интернете появилась видеозапись, на которой командир Сейфулла заявлял, что Исламская партия Туркестана берет на себя ответственность за несколько взрывов в разных местах Китая – в частности, в Синьцзяне и в провинции Юннан; однако тогда же китайское правительство это утверждение отвергло.
Весной 19-летняя уйгурка с пакистанским паспортом, которую сопровождал мужчина средних лет, планировала поджечь в воздухе самолет компании China Southern, следующий из Урумчи в Пекин. Теракт был предотвращен благодаря внимательности бортперсонала. Особого внимания заслуживает дата инцидента – это было 7 марта. В тот же самый день в 1997 году произошел взрыв в автобусе в центре Пекина, когда были ранены более десятка человек. По неофициальной информации, к взрыву 11-летней давности в китайской столице были причастны уйгурские сепаратисты.
Спустя несколько недель во время масштабной облавы полицейские застрелили пятерых уйгуров на квартире, где были найдены листовки и ножи.
А в апреле власти Китая заявили, что раскрыли заговор уйгурских сепаратистов все из той же ИДВТ, готовивших похищения спортсменов, журналистов и болельщиков предстоящей пекинской Олимпиады.
С начала года органы безопасности – по их собственным данным – задержали в общей сложности 82 террориста.
В 2007 году отмечены боестолкновения уйгурских повстанцев с регулярными горнострелковыми частями НОАК (Народно-Освободительной армии Китая) в горах СУАР, где были обнаружены базы уйгурских боевиков, при этом китайцы понесли тяжелые потери в живой силе.
Истоки уйгурского сепаратизма
Для Пекина положение в Синьцзяне не менее неприятно, чем в Тибете. Отношения между уйгурами и китайцами напряжены достаточно давно.
В Кашгаре, старом торговом городе на бывшем "шелковом пути", проживают по преимуществу уйгуры-мусульмане. В последнее время в Кашгаре были снесены целые кварталы незаконных построек уйгуров.
Уйгуры, находящиеся в эмиграции, обвиняют Пекин в том, что он отклоняет требования о большей свободе вероисповедания и культурной автономии под предлогом "борьбы с террором". Уйгурские сепаратисты проходят подготовку в лагерях талибов в Афганистане; на американской военной базе в Гуантанамо временами находилось до 17 уйгуров.
Окончательно Китай закрепился в населенном мусульманами Синьцзяне лишь в первой половине XIX века. Но местные жители не раз восставали, что усиленно подогревали правители соседнего Кокандского ханства. Ситуация изменилась после завоевания Средней Азии русскими войсками. При этом Россия и Китай совместно подавляли сепаратизм в 1864–77 годах в Киргизии и в районах проживания "китайских" дунган и уйгур.
В 1931 году началось синьцзянское восстание, продолжившееся почти четыре года. Против китайцев выступили уйгурские повстанцы Ходжи Нияза и 36-я дунганская дивизия генерала Ма Чжу-Ина. Восстание подавили лишь в 1935 году и только при помощи бежавших в Синьцзян белогвардейцев армий атаманов Анненкова и Дутова, а также подразделений Красной армии и войск ОГПУ. В 1937 году совместными усилиями было подавлено новое восстание на юге края, в Кашгаре.
До победы революции в Китае большинство населения в крае, название которого в переводе с китайского означает "новая граница", составляли уйгуры, по вероисповеданию приверженцы суннитской ветви ислама. Раньше это был самый многонациональный район Китая с преобладанием мусульман. Самые влиятельные из них – уйгуры (45,8%), китайцы или ханьцы (40,4%), казахи (6,9%), дунгане (4,4%) и монголы (0,9%).
Но после 1949 года Пекин организовал переселение множества ханьцев (китайцев) – в основе политпереселенцев – в Синьцзян. Уйгуры жалуются, что мигранты заняли доминирующее положение в бизнесе, органах власти и культуры. Периодически недовольство выливается в бунты. В 1992 году сепаратисты устроили взрывы в автобусах в административном центре края Урумчи.
Еще Мао говорил: "Китай скорее согласится отдать Пекин, нежели Синьцзян". Китаю и так не хватает свободных территорий, кроме того эта провинция богата полезными ископаемыми и в первую очередь нефтью и каменным углем.
Уйгурское государство чем-то сродни курдскому. И те, и другие бьются за независимость много лет. В обоих случаях народности расположены на территориях нескольких государств, которые не собираются отдавать свою территорию никому. За время после присоединения к Китаю, уйгуры восставали более 400 раз.
В последнее время в движении уйгуров Восточного Туркестана возобладали лидеры религиозного толка, склонные к радикальным, экстремистским действиям, получавшие до известных событий в Афганистане поддержку от свергнутого режима талибов. А уйгурские боевики снабжались талибами оружием и деньгами, а также проходили военную подготовку в их диверсионных центрах, в свою очередь тесно связанных с "Аль-Каидой".
Уйгурские боевики появлялись и в Афганистане, и даже в Чечне в отряде Хаттаба. Нескольких из них в свое время передавали обратно Китаю.
Возвращаясь в Синьцзян, боевики принимали активное участие в вооруженных акциях против власти Китая, а также выступали в качестве инструкторов в учебно-тренировочных базах, созданных в труднодоступных районах страны.
Кроме ИДВТ в Синьцзяне действовали и другие исламские радикалы. В первую очередь запрещенная почти во всех странах партия "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и группировки "Исламское Движение Узбекистана" (ИДУ). Серьезную обеспокоенность у руководства Китая вызвали также попытки прорыва на территорию Узбекистана и Кыргызстана в 1999 и 2000 годах боевиков ИДУ, поддержанных "Аль-Каидой". Всего в это время на территории провинции действовало около 30 подпольных групп ("Искра Родины", "Лобнорские тигры"…). Но самое известное из них – Национальный революционный фронт Восточного Туркестана, который в 1984 году основал Юсупбек Мухлиси, поставивший перед соратниками одну цель – создание независимого государства уйгуров. Уйгурские "культурные" центры за последнее десятилетие ликвидированы в Москве и Алма-Ате. Но в Мюнхене такой центр существует до сих пор.
Кроме того, Синьцзян активно использовался для международного наркотрафика – афганский героин шел через эту провинцию и в сам Китай, так и транзитом в российские регионы. Кроме этого, афганские наркосиндикаты стали закупать в Синьцзяне прекурсоры (сырье, используемое при производстве из опия героина).
Китайские власти заявляют, что в результате терактов, организованных уйгурскими сепаратистами, с 1990 по 2001 г. погибло 162 человека. С 1997 г. за причастность к подобным акциям сепаратистов было приговорено к смерти более 200 человек. В декабре прошлого года главарь ИДВТ Хасан Максум был расстрелян в Пакистане на границе с Афганистаном. Неделей ранее министерство общественной безопасности КНР опубликовало список 11 террористов из "Восточного Туркестана", в который был включен и Хасан Махсум.
Несмоненно, в ближайшие дни сепаратисты попробуют провести еще несколько громких терактов. Однако вряд ли им это удастся сделать вблизи олимпийских объектов. Они тщательно охраняются. А вот в Синьцзяне, "на своей территории", они более свободно действуют. И смогут подпортить имидж Китая во время Олимпийских игр.
06.08.2008 Олег Фочкин
|