Карзай: международные силы стабилизации будут находиться в Афганистане "столько времени, сколько понадобится" 07:00 10.02.2002
Интервью с Хамидом Карзаем, главой временного правительства Афганистана
Взяв на себя руководство временным правительством Афганистана, Хамид Карзай стремится начать процесс восстановления страны. Правительство почти не располагает фондами и инфрастуктурой, и тем не менее в стране должны функционировать основные государственные структуры. Кроме того, Карзаю пришлось вступить в противоборство с полевыми командирами, которые не желают уступать власть центральному правительству.
Временное правительство сейчас готовит почву для созыва Лойя Джирги, или высшего совета племен, который должен решить вопрос об образовании постоянного правительства в Афганистане. Первые шаги к созыву всеафганской Ассамблеи были сделаны 7 февраля, когда организационный комитет провел свое первое собрание. Лойя Джирга намечена на июнь.
Карзай потратил немало времени, добиваясь помощи мирового сообщества в стабилизации положения в Афганистане. На 8 февраля намечена его поездка в Пакистан, где он должен провести переговоры с пакистанским лидером Первезом Мушаррафом. Ожидается, что Карзай попытается получить от Пакистана гарантии поддержки его инициатив по восстановлению страны и обеспечению безопасности. Вплоть до начала антитеррористической кампании Пакистан был приверженцем радикального исламского движения "Талибан".
В конце января Карзай посетил Вашингтон, где беседовал с президентом США Джорджем У.Бушем и влиятельными конгрессменами. Он посетил также Всемирный экономический форум, ежегодную встречу известных экономических и политических деятелей, проходившую в начале февраля в Нью-Йорке.
В Соединенных Штатах Карзай поднял вопрос об увеличении численности международных миротворческих сил в Афганистане, считая его в высшей степени приоритетным. На Нью-Йоркском экономическом форуме представители афганского временного правительства приветствовали решение о четырехкратном увеличении контингента миротворческих сил – до 20 тыс. человек. Однако каким образом будет проведено в жизнь это решение и каким будет его организационно-техническое обеспечение, остается неясным. США обещали оказать Афганистану финансовую помощь в размере около 350 млн долларов, а также помощь в обучении военнослужащих и организационно-техническом обеспечении военных операций, однако не стали рассматривать вопрос об увеличении численности миротворческих сил.
Во время своего визита в США Карзай согласился дать интервью сотруднице EurasiaNet Камелии Энтехаби-Фард о трудностях, ожидающих Афганистан на пути исцеления страны от беспрестанного насилия, царившего в ней на протяжении 22 лет.
Ниже приводятся ответы Карзая на заданные ему вопросы.
EurasiaNet. Как Вы думаете, сколько лет международным миротворческим силам придется оставаться в Афганистане? Карзай. Не могу сказать, сколько лет или месяцев. Нам они нужны столько времени, сколько понадобится. Если мир будет достигнут через 5 месяцев, то это и будет тем сроком, на который они нам понадобятся. Если мир, мир прочный и долговременный, вернется через несколько лет, то тогда это будет тем сроком, на который они нам понадобятся… Все зависит от того, как будет развиваться ситуация.
EurasiaNet. Какие конкретно факторы должны заработать, чтобы их миссия могла считаться завершенной? Карзай. Очевидно, что здесь задействовано очень много факторов. Среди них я мог бы назвать подлинную безопасность, решения Лойя Джирги и организацию действующих полицейских сил. Когда все это будет достигнуто и когда терроризм будет вырван с корнем, раз и навсегда, только тогда их миссия завершится.
EurasiaNet. Что с вопросом о военных базах? Обсуждался ли он? Карзай. Соединенные Штаты помогают нам в борьбе с терроризмом. Они обещали и в дальнейшем оказывать помощь, по крайней мере до начала работы Лойя Джирги. Недавно мы вели переговоры с США и обсуждали вопросы, которые Вы задаете, в общем плане. Но в настоящий момент они находятся на уровне обмена мнениями.
EurasiaNet. Какова Ваша личная позиция по военным базам? Карзай. Я не могут говорить о том, что находится на уровне обмена мнениями.
EurasiaNet. По некоторым сообщениям, ваши соседи, возможно, стремятся установить свои сферы влияния в Афганистане. Например, говорят, что Иран через Исмаила Хана [бывалый полевой командир, контролирующий северо-западную провинцию Герат] оказывает влияние на ситуацию в западном Афганистане. Считаете ли Вы, что этим сообщениям можно верить? Карзай. В действительности у нас очень хорошие отношения с соседями. Мы бы хотели, чтобы эти хорошие отношения продолжались и в будущем, особенно с Ираном и Пакистаном. Мы надеемся, что другие страны будут уважать нашу независимость.
EurasiaNet. А как насчет Исмаила Хана? Карзай. Исмаил Хан – афганец, он наш сторонник. Он моджахед [воин Ислама] и хороший человек.
EurasiaNet. Так что вопрос о вмешательстве Ирана неуместен? Карзай. Я уже ответил Вам. Пожалуйста, не повторяйте своих вопросов.
EurasiaNet. Когда начнется осуществление программы восстановления? Карзай. Это будет очень скоро. В настоящий момент мы находимся на этапе планирования, решаем, с чего начать…
EurasiaNet. На каких областях вы планируете сосредоточиться? Карзай. Многие знают, какие вопросы мы рассматриваем. Начнем с таких проблем, как здравоохранение, строительство дорог и школ, создания телекоммуникационной системы, банковской системы и т.п. Нашей главной проблемой было отсутствие средств, но этот вопрос, к счастью, уже решен.
EurasiaNet. По оценкам, 5-6 тысячам боевиков, главным образом из "Аль-Каиды", удалось бежать. Вы не знаете, где они могут находиться в настоящее время? Карзай. В настоящее время мы занимаемся поимкой этих людей. Некоторые прячутся в горах, некоторые в пещерах. Они проделали большой путь, превратившись из власть имущих в беглецов. Мы будем преследовать их, где бы они ни скрывались в Афганистане.
EurasiaNet. Как Вы знаете, существуют разные мнения по поводу обращения с заключенными на базе США Гуантанамо на Кубе. Среди них имеются и граждане Афганистана. Что Вы думаете по этому поводу? Карзай. Все эти люди были террористами, и они не заслуживают, по нашему мнению, того, чтобы им был придан статус военнопленных.
EurasiaNet. Те, кто считает, что эти заключенные имеют право на статус военнопленных, указывают на прецеденты. Например, немецкие военнопленные, нацисты, совершавшие злодеяния, содержались в заключении союзниками, и их статус не помешал судить их за совершенные ими преступления. Карзай. Вы сказали нацисты-военнопленные после войны. В Европе была война. В Афганистане не было войны, если не считать той войны, которую они вели против нашего народа. Они обычные уголовники. Как таковые, после полного расследования и предания суду, они должны быть наказаны.
EurasiaNet. По вопросу о женщинах, какие конкретно шаги предпринимает ваша администрация для того, чтобы улучшить в целом положение афганских женщин? Карзай. Мы полагаем, что высшим приоритетом является их образование. Женщины в Афганистане будут пользоваться теми же правами, что и женщины в других странах, например в Иране и других местах. Например, они должны иметь возможность выбора профессии.
EurasiaNet. Что будет с паранджой? Карзай. У нас мусульманская страна.
EurasiaNet. Означает ли это принудительный характер паранджи? Карзай. У нас мусульманская страна.
|