Д.Мусатаев - "Парламент Казахстана на грани роспуска?" 01:01 25.02.2002
Парламент на грани роспуска? Внутриполитический кризис переходит в новую стадию Дулат МУСАТАЕВ, Астана
Для государственного аппарата смена правительства означает землетрясение силой баллов этак в 8-9. Обычно волна увольнений, назначений и перемещений, вызванная появлением новых людей в составе кабинета, заканчивается через полгода на уровне городов и районов.
Повезло тем ведомствам, где министры и предсе- датели сохранили свои кресла. Таких, кстати, в правительстве Имангали Тасмагамбетова большинство. Поэтому там прежние вице-министры, соответственно - прежние директора департаментов и так далее вниз по бюрократической вертикали. Другое дело министерства, куда пришли новые первые руководители. Они привели за собой новых заместителей, которые будут формировать свою команду. Особенно жестко и быстро этот процесс пойдет там, куда вернулись предшественники нынешних отставников.
Опасения за свое кресло всегда гложут чиновников, которых от немилости начальников не спасает даже законодательство о государственной службе. Поэтому они очень внимательно следят за перестановками в государственном аппарате страны, прекрасно понимая, что любое изменение наверху может самым неожиданным и причудливым образом сказаться на них лично.
Аким или министр?
Особое внимание привлекают деятели республиканского масштаба, которые оказались временно вне игры или занимают должности, не соответствующие их влиянию и значению. Они могут в любой момент времени выбить из руководящего кресла более слабую фигуру, вызвав тем самым цепочку дальнейших кадровых перестановок.
Одной из таких фигур является бывший руководитель Администрации президента страны Сарыбай КАЛМУРЗАЕВ. После назначения на эту должность Нуртая АБЫКАЕВА, Калмурзаев остался его заместителем. Но всем понятно, что это временное назначение и после отпуска Сарыбай Султанович обязательно получит соответствующее его опыту, влиянию и знанию тайн руководящее кресло.
Пока называются три возможных варианта назначения: акимом, министром энергетики и минеральных ресурсов или председателем Высшего дисциплинарного совета, который вроде бы собираются реанимировать, чтобы усилить дисциплину среди государственных служащих и обеспечить их политическую лояльность. Видимо, по принципу: тому, кто больше нарушал, легче выявить других нарушителей.
Нам же кажется вероятным первый вариант, когда Сарыбай КАЛМУРЗАЕВ сменяет Виктора ХРАПУНОВА на должности акима Алматы, а Виктор Вячеславович возвращается в правительство на место Владимира ШКОЛЬНИКА. Но вряд ли перестановки среди акимов областей ограничатся одним человеком. А ведь регионы наиболее чувствительны к смене первого руководителя. Для них это означает серьезное кадровое обновление акиматов и служб, а найти другую работу в провинции намного тяжелее, да и количество возможных вакансий там всегда меньше.
Подтверждением упомянутой нами версии служит то, что именно г-н Калмурзаев осуществлял общее руководство антиоппозиционной деятельностью в стране и координировал работу отдельных ведомств в этом направлении. Поскольку именно Алматы является средоточием оппозиционных партий и движений, то приход сюда бывшего руководителя Администрации главы государства выглядит вполне логичным.
Рычаги влияния будут потеряны
Однако новое назначение может оказаться для Сарыбая Султановича опасным. Хотя его связывают хорошие личные отношения с новым главой Администрации Нуртаем Абыкаевым, которого в некоторых кругах даже называют патроном Калмурзаева, он потеряет очень много. Например, непосредственные рычаги влияния на правоохранительные органы и возможность находиться в политической тени Нурсултана Назарбаева. В роли акима или министра ему придется работать публично и под огнем критики общественности и СМИ, к чему он не привык. Более того, обязательно всплывут истории с приватизациями времен Акежана Кажегельдина, в которых Сарыбай Султанович играл если не первую, то точно вторую или третью роль.
Кстати, в Астане пошли разговоры, что бывший премьер-министр ТОКАЕВ в ноябре прошлого года зачитал с экранов телевизоров заявление, которое на самом деле не писал. Вроде бы текст, написанный собственноручно Касымжомартом Кемелевичем, был идеологически нейтрален и дипломатически вежлив, но отправленный на согласование в Администрацию президента страны, вернулся в том виде, в котором вошел в новейшую историю суверенного и независимого Казахстана.
Когда верстался номер
В ходе подготовки этого материала к печати неожиданно появилась четвертая версия будущей судьбы г-на КАЛМУРЗАЕВА, точнее судьбы нынешнего Парламента. Дело в том, что обновленная Власть решила, как говорят в ее кругах, "провести зачистку" нелояльных политических партий и общественных движений, СМИ и отдельных личностей. Нет смысла повторяться, рассказывая о массовом и откровенном давлении на них.
Однако "зачистка" с целью "политического умиротворения" страны будет неполной без приведения в норму главного законодательного органа. Дело в том, что в нижней палате, Мажилисе, сформировалась группа в 20-25 неуправляемых властью депутатов, которые начали делать запросы на уж совсем неправильные темы.
Говорят, что кто-то там наверху, из числа новых или возвращенных к власти старых деятелей, уговорил президента страны распустить Парламент и провести досрочные выборы. По оценке советчиков, третий роспуск главного законодательного органа будет также успешным и позволит сформировать парламент образца до 1999 года.
Мы не знаем, насколько эта версия соответствует действительности, но все говорит в ее пользу. Очевидно, что руководство новой избирательной компанией в рамках всей страны и потом руководство нижней палатой это то, что соответствует политическому весу и значению Сарыбая Калмурзаева.
А Жармахана ТУЯКБАЯ, надо полагать, назначат Генеральным прокурором страны, чтобы не мешал роспуску и не вздумал подержать тех депутатов, которые выступят против этого решения главы государства.
|