М.Адилов - "Центральная Азия: испытание водой". При жажде - не до дружбы 01:04 25.02.2002
Испытание водой Клубок межгосударственных проблем превратился в гордиев узел Мухаметжан АДИЛОВ
События прошедшей недели еще раз продемонстрировали, что в Казахстане нет экономической политики, а есть лишь разрозненные ведомственные программы действий. 5 февраля этого года национальная компания по управлению электрическими сетями "КЕГОК", как и обещала, отключила межгосударственные линии электропередачи, соединяющие энергосистемы Казахстана и Центральной Азии.
С точки зрения энергетиков, ре- шение было оправданным и своевременным. Многочисленные попытки казахстанской стороны оформить техническую и финансовую ответственность наших партнеров за перебор электроэнергии оказались безуспешными. Ситуация в энергосистеме особенно ухудшилась в осенне-зимний период, когда выработка электроэнергии на кыргызских гидроэлектростанциях сокращается, чтобы накопить воду для летних поливов, а потребление как в Кыргызстане, так и Узбекистане существенно возрастает.
Регулярно возникающие в объединенной энергосистеме перегрузки приводили к частому включению противоаварийной автоматики, нарушению электроснабжения южных регионов Казахстана, несанкционированному забору электрической мощности у РАО "ЕЭС России". Конечно, в условиях рынка, когда каждый киловатт/час электроэнергии имеет своего поставщика и покупателя и цену, это не могло долго продолжаться.
Обратная сторона благого дела
"Силовое" решение "КЕГОК" быстро принесло плоды. Менее чем через пять дней после отключения межгосударственных линий электропередачи в Ташкенте было подписано казахстано-узбекское соглашение. "Узбекэнерго" было вынуждено признать задолженность в сумме 1,5 млн. долларов, образовавшуюся за период с сентября 2001 года по настоящее время, и начать переговоры по всем аспектам параллельной работы энергосистем двух стран. Однако кыргызские энергетики пока не идут на переговоры, в результате чего на севере этой страны введены ограничения на электропотребление для населения и предприятий.
Столь решительные действия национальной компании по управлению электрическими сетями стали возможными в результате запуска двух блоков Жамбылской ГРЭС, которые несут суточную нагрузку порядка 250 мВт и смогли закрыть дефицит в балансе электроснабжения юга страны. Однако у действий "КЕГОК" есть и обратная сторона. Правда, проходит она по другому ведомству, и поэтому сегодня о ней молчат как чиновники, так и СМИ.
"Кыргызэнерго" решает свои проблемы
По сообщению информационного агентства "Интерфакс" от 16 февраля Кыргызстан увеличил попуски воды из Токтогульского водохранилища и тем самым резко обострил ситуацию в бассейне реки Сырдарья. Всего с начала 2002 года было сброшено около 2,5 кубических километра воды. При пропускной способности русла реки зимой в 150-200 кубометров в секунду водный поток достигает отметки 700 кубометров в секунду. В результате происходит размыв дамб и береговых линий, подтапливаются населенные пункты и сельскохозяйственные угодья в нижележащих районах Узбекистана и Казахстана. Основная часть сброшенной воды не дойдет до Аральского моря, а попадет в систему Арнасайских озер, где уровень воды уже поднялся на 8 метров.
Очевидно, что действия "Кыргызэнерго" объясняются в том числе и отключением от Единой энергосистемы Средней Азии. У нашего соседа просто нет другой возможности покрыть дефицит электроэнергии в стране иначе, как увеличивая выработку на гидроэлектростанциях Нарын-Сырдарьинского каскада. А это повышенный расход воды, которая, скатываясь вниз, несет с собой много проблем и нам, и Кыргызстану как сегодня, так и в будущем.
Дело в том, что кыргызские водохранилища являются основным резервуаром, где накапливается вода для летнего полива сельскохозяйственных земель как в Узбекистане, так и Казахстане. А вода, сброшенная зимой, бесполезно теряется и не может быть использована ни для промывки русла реки, ни для летних поливов, ни для пополнения запасов Аральского моря.
Все хорошо помнят, как прошлым летом страдали от безводья южные регионы. Тогда Шардаринское водохранилище было буквально выпито до мертвой отметки. Ситуация в этом году благодаря природе и совместным усилиям казахстанских, кыргызских и узбекских энергетиков складывается не лучше, чем в 2001 году.
Несколько цифр, характеризующих обстановку. На 1 января 2000 года уровень Токтогульского водохранилища составлял 881,42 метра. К 1 января 2001 года этот показатель снизился до 870,52 метра. Разница в минус 10,9 метра по уровню соответствовала минус 2,555 кубических километра воды по объему. Сравните эти цифры с показателями 2002 года. 8 января уровень воды был 862,59 метра, 15 февраля - 855,91 метра. Буквально за месяц с неделей потеря составила по уровню 6,68 метра, хотя обычно в это время идет наполнение водохранилища.
Как известно, Кыргызстан летом экспортирует электроэнергию, а зимой ее импортирует. Чтобы обеспечить себя водой для летних поливов, ее соседи вынуждены летом закупать ненужную электроэнергию, а взамен поставлять осенью мазут и уголь для Бишкекской ТЭЦ, как Казахстан, или зимой электроэнергию, как Узбекистан.
В прошлый осенне-зимний период Министерство энергетики Республики Узбекистан не выполнило договорных обязательств по поставкам электроэнергии АО "Кыргызэнерго". Вместо 1 млрд. кВтч, в том числе 400 млн. кВтч в ноябре-декабре 2000 года и 600 млн. кВтч в первом квартале 2001 года, Кыргызстан получил всего 262 млн. кВтч, в том числе в 1 квартале 68 млн. Плюс хоть немного, но тянули электроэнергию и казахстанские потребители.
Чтобы покрыть дефицит, кыргызские энергетики тогда увеличили выработку на гидроэлектростанциях. Как следствие уровень Токтогульского водохранилища за первый квартал прошлого года понизился на 15,35 метра и составил на 1 апреля 855,17 метра, а запасы воды уменьшились на 3,255 кубического километра. Сопоставление уровней воды на 1 апреля 2001 года и 15 февраля 2002 года заставляют предположить, что это лето будет для Казахстана не менее засушливым.
Сколько же воды утечет?
Действия казахстанских энергетиков при всей их обоснованности и разумности могут привести к тому, что летом уже кыргызские энергетики пойдут на принцип и откажутся пропускать столько воды, сколько нужно сельскому хозяйству Узбекистана и южных областей Казахстана.
Хотя между нашими странами подписано соглашение о совместной эксплуатации ирригационных сооружений, это не означает, что мы получили право участвовать в принятии оперативных решений, сколько воды сбрасывать в конкретный момент времени. Надежды на очередное межправительственное соглашение также иллюзорны. Сколько их подписал бывший первый вице-премьер Даниал АХМЕТОВ, а результата как не было, так и нет.
Чтобы принять взвешенное решение, правительству Казахстана придется посчитать, что выгоднее: терпеть сегодня воровство со стороны "Кыргызэнерго", но помочь ему накопить запасы поливной воды, или держать кыргызских энергетиков отключенными и неизбежно посадить летом сельское хозяйство республики на "голодный" водный паек.
Сложность заключается не только в том, что речь идет о разных ведомствах и отраслях экономики в нашей стране, но и в наличии третьего участника проблемы – Узбекистана. Он способен сорвать любую договоренность, просто забрав себе воду, предназначенную для казахстанских потребителей.
Времени для решения осталось совсем немного, и мы обязательно расскажем читателям, как правительство Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА справилось с проблемой, оказавшейся выше сил и способностей предыдущего кабинета. Пока же еще раз акцентируем внимание чиновников на том, что сброс воды из Токтогульского водохранилища продолжается со скоростью 700 кубометров воды в секунду, при норме 150-200. Для сведения: в июле 2001 года средний расход воды составил 539 кубометров в секунду, в августе – 447 кубометров. Сколько же нужной сельскому хозяйству Казахстана воды утечет до того момента, пока правительство найдет правильное решение?
|