"Евразия Сегодня" - "Иран ищет новые рынки сбыта голубого топлива". Анализ газопотоков 02:10 08.03.2002
Александр Арманд, "Евразия Сегодня" (№4)
Политику определяет экономика. Таково правило сегодняшних межгосударственных отношений во всем мире. Но, как известно, нет правил без исключений. В качестве последнего и выступает Исламская Республика Иран. Политическая изоляция этого государства и его фактическая маргинализованность является основной причиной нереализованности его громадного энергетического потенциала. Об этом, как минимум, свидетельствует ряд неоспоримых фактов. Иран обладает вторыми по величине после России запасами газа. Именно на его территории аккумулировано более 58% газовых запасов всего ближневосточного региона. На внутреннем энергетическом рынке Ирана потребление "голубого топлива" уже дошло до 40% уровня, и, как считают сами иранские эксперты, уже к 2004 г. этот показатель дойдет до уровня 50%. При этом сама тенденция замещения нефти газом будет и впредь набирать прогрессирующие обороты. Очевидно, что увеличение объемов потребления собственного газа позволит Ирану укрепить свою энергетическую безопасность. Это, несомненно, не может не возыметь позитивного действия на экономическую ситуацию в стране, которая, сохраняя тоухидность (ориентированность на удовлетворение только внутренних потребностей), не может выйти из стагнационного состояния, а тем более, составлять конкуренцию соседним Турции и Пакистану. Именно поэтому очевидно, что для страны, обладающей 16% запасов всего мирового природного газа и лишь 1% мирового населения, крайне важно задействовать все возможные рычаги экспорта своего "голубого топлива". Однако именно этого Ирану и не удается пока добиться.
"Нерезиновый" рынок Турции
Вполне естественно, что газоэкспортные взоры Ирана были прежде всего направлены на соседнюю Турцию. Последняя всегда считалась наиболее перспективным рынком энергоресурсов, а само турецкое правительство с большой охотой обсуждало практически все предложения по поставкам газа и нефти. Дело дошло до того, что Турция даже решилась на заключение предварительного договора по импорту газа из Ирака. Очевидно, что судьба реализации этого проекта сегодня находится под большим вопросом. Однако не в меньшей степени проблематичной выглядит и перспектива значительного увеличения газоэкспорта из Ирана в Турцию. Кроме очевидных политических аспектов, определяющих всю сложность двусторонних и региональных взаимоотношений Тегерана и Анкары, существует и ряд серьезных экономических барьеров, которые Турция вряд ли будет способна преодолеть в ближайшее время. Во-первых, следует отметить, что за последние несколько лет Анкара уже успела заключить весьма крупные контракты по поставками газа с Россией, Азербайджаном и Туркменией, и сегодня уровень заранее обговоренного импорта "голубого топлива" превышает реальные потребности турецкого рынка. Во-вторых, крайне тяжелый экономический кризис, который проявляет все признаки затяжного характера, вообще ставит под вопрос платежеспособность турецкой стороны. Известно, что соответствующие выплаты России уже давно не производятся в срок, а размер турецкого долга за потребленное "голубое топливо" растет с каждым днем. Такая ситуация, как считают сами турецкие эксперты, продлится достаточно долго, и поэтому мировым поставщикам газа следует все-таки понять, что турецкий рынок вовсе не резиновый.
Игра на российском поле
Отношение экспертов к проекту строительства газопровода "Иран-Армения" традиционно скептическое. И хотя последние договоренности глав государств позволяют надеяться, что стороны все-таки приступят к строительным работам уже в нынешнем году, понятно, что даже полная реализация этого проекта и начало транзита иранского газа в Армению не решит всех проблем газовой индустрии Ирана. Во-первых, очевидно, что приоритетным для Еревана все-таки останется ценовой фактор, и, используя рычаг иранского газопровода, армянская сторона будет пытаться найти для себя наиболее дешевый вариант приобретения "голубого топлива". Характерным в этом свете является и то обстоятельство, что до последнего времени одним из основных препятствий на пути реализации проекта оставалась слишком высокая цена на газ, на которой изначально настаивал Иран. Во-вторых, армянский рынок сам по себе является крайне малообъемным, и без дальнейшего расширения этой ветки рентабельность проекта может оказаться под вопросом. Именно поэтому, как отмечают информированные источники, сегодня весьма активно обсуждается перспектива присоединения к проекту Туркмении (что позволит Армении получать через иранский газопровод более дешевый туркменский газ) и Грузии. Подключение последней к газопроводу приведет как к расширению рынка сбыта иранского и туркменского газа, так и поможет выйти в перспективе на новые европейские рынки. Особое внимание ныне уделяется возможности строительства трансчерноморской газомагистрали в Украину, что в идеале должно привести к формированию новой евразийской газовой артерии Туркмения – Иран – Армения – Грузия - Украина с выходом на европейский рынок. В таком формате проект выглядит действительно многообещающим, однако очевидно, что любые попытки его реализации сразу же столкнутся с массой трудноразрешимых проблем политического и экономического характера. Это – и собственные экономические противоречия Туркмении и Ирана, и традиционное давление Вашингтона на страны, содействующие экономической экспансии Тегерана, и проблема поиска средств на строительство новых трубопроводов. В конце концов, не следует также забывать, что игра-то идет на традиционно российском поле, где Москва имеет множество рычагов политического и экономического давления.
Газ-бросок в Индию
Проект строительства газопровода в Индию – наиболее амбициозная и, в тоже время, многообещающая затея Исламской Республики Иран. Индийский рынок – лакомый кусочек для всех мировых экспортеров газа. А пробить дорогу в Индию – означает открыть для себя новые возможности выхода в АТР и, в частности, на практически необъятный китайский рынок. Именно поэтому сегодня официальный Тегеран рассматривает сразу несколько возможностей осуществления газ-броска в Индию. Первый проект предусматривает строительство надземного трубопровода Иран – Пакистан - Индия. Основным препятствием для его реализации, конечно же, является индо-пакистанский конфликт и постоянная угроза терактов на всем пути прохождения этой гипотетической энергоартерии. Правда, следует признать, что официальный Исламабад всегда подчеркивал, что готов обеспечить полную безопасность этого трубопровода. Принимая во внимание, что при условии реализации проекта Пакистан будет ежегодно получать около 600 млн дол. за свои транзитные услуги, можно предположить, что основания для доверия обещаниям Исламабада все-таки есть. Правда, они явно недостаточны. Именно поэтому сегодня Тегеран и Дели весьма активно обсуждают альтернативные возможности транзита иранского газа в Индию.
Второй проект предусматривает прокладку газопровода Иран - Индия через дно Аравийского моря. Согласно этой версии, на глубине 3 тыс. м необходимо протянуть около 2 км трубопровода. Возможность реализации столь амбициозного проекта, как отмечают сами иранские и индийские эксперты, доказывается соответствующим российско-турецким опытом, а именно – проектом строительства "Голубого потока". Однако "опыт" этот пока остается нереализованным, что делает этот ирано-индийский проект еще более туманным.
Это, тем не менее, не является для Ирана и Индии основанием отказа от общей идеи. Именно поэтому особое внимание сегодня уделяется третьей версии проекта. Последняя предусматривает механизм морской транспортировки сжиженного иранского газа к западным берегам Индии, где для реализации проекта необходимо построить ряд мощных специализированных терминалов. Правда, как признают иранская и индийские стороны, такой механизм газотранзита может оказаться слишком дорогостоящим, что сразу же сделает проект нерентабельным.
Поиск путей продолжается. А пока Ирану практически некуда девать свой газ.
|