Утерянная Троя в долине Сырдарьи. Продолжаются поиски знаменитой Отрарской библиотеки 00:53 11.03.2002
ТРОЯ В ДОЛИНЕ СЫРДАРЬИ (Несколько моментов длинной биографии) С Андреем Михайловым по Казахстану и окрестностям Маршрутный лист № 84
Отрар-тюбе, или "холм Отрара", один из тех самых пирогов слоеной глины, начинка которой - консервированная история десятка веков. Он виден издалека. Потому что на добрых двадцать метров возвышается над совершенно ровными полями Шаульдерского района. Если бы можно было поместить Отрарский холм целиком в гигантский рентгеновский аппарат да просветить слой за слоем, не разрушая, это было бы захватывающим путешествием в глубь времени.
Но археология сродни хирургии. Чтобы достичь цели, нужно обязательно чего-нибудь разрезать, сломать, удалить. А иначе бы уделом науки были лишь самые поверхностные, самые поздние "культурные слои". Масштабные раскопки, которые проводились на Отрарском городище в советские времена, обезобразили исторический ландшафт Отрар-тюбе. Следы многочисленных расчисток и шурфов, хаос расчищенных стен, все более оплывающих после каждой новой зимы, расползающиеся кучи вынесенной из раскопов глины - все это похоже сегодня на следы заброшенного советского долгостроя. И лишь многочисленные черепки, усеивающие поверхность, да гордая табличка про охрану государства свидетельствуют о том, что это один из величайших археологических памятников Казахстана.
Да и не только Казахстана. Хотя современные историки любят переоценивать историческое значение "своих" раритетов, но и недооценивать их на одном лишь этом основании не стоит. Потому не побоюсь навешать на Отрар ярлык региональной Трои. Под этими скатами когда-то тоже шли нешуточные сражения. Под этими шагреневыми слоями еще ждут своих исследователей бесценные свидетельства ранней истории Отрара. А исследователи? Исследователи ждут внимания и денег.
Как добраться до Отрара
1. Следуя на автомашине из Шымкента в Туркестан, за селом Торткуль свернуть влево и добраться до райцентра Шаульдер (это километров тридцать). В Шаульдере находится музей Отрара, где можно получить наиболее квалифицированную справку.
2. Если вы заехали в Туркестан (что логично), то нужно вернуться на трассу в Шымкент, но на самом выезде из города (возле университета) свернуть на дорогу, отходящую вправо, и проехать по ней километров пятьдесят. По дороге справа появится крутосклонный холм-тюбе, но его пока что минуем и следуем дальше, до следующего, более обширного и плоского. Это и будет городище Отрар.
3. Можно поездом добраться до станции Тимур. Это рядом с Шаульдером. Здесь воспользоваться услугами местных извозчиков. В самом Шаульдере когда-то была неплохая гостиница, есть ли она ныне, не знаю, но отсюда всегда несложно уехать в Туркестан или Шымкент.
Моменты истины:
(VII - XVIII)
Отрар в документах впервые упоминается в середине VIII века. Правда, под именем Фараб. Некоторые считают, что Фарабом назывался прежде весь Отрарский оазис. Но древизна жизни в этом очаге цивилизации очевидна по-любому. Есть предположение, что именно тут была ставка властителей авестийской Кангхе (государство небезызвестных туранцев, с которыми неистово воевали иранцы). А это (о-го-го!) второе тысячелетие до нашей эры!
Очевидна связь Кангхе с известным по китайским источникам и более поздним по времени Кангюем. Кто такие были кангюйцы, науке толком не известно до сих пор. Другие смешивают их с выродившимися саками. Некоторые относят к ранним тюркам. В Степи, где бесследно исчезают не только торговые караваны, но и целые народы, название, однако, пережило тысячелетия. Вспомним о канглы, одном из влиятельных казахских родов.
Однозначно, что первые документальные свидетельства об Отраре обусловлены в первую очередь тем, что на арене местной истории появились арабы. А они, как известно, были не только фанатичными воинами ислама, но и изрядными грамотеями, любителями фиксировать все, не полагаясь на память.
Ну а что археология? Что дало стратиграфическое расчленение отрарского пирога для определения его истинного возраста? В общем-то, не так уж и много. Самые ранние прямые улики в виде монет, найденных в одном из самых нижних слоев, подтверждают подлинность документальных данных. Тот же VII век. Правда, ниже располагается еще что-то горелое и невнятное, но без остатков строительства. Конечно, стоял бы поверх древнего Отрара какой-нибудь современный городишко, можно было бы поднапрячься и найти повод для двухтысячелетия. Но жизнь в Отраре угасла давно, еще в XVIII веке, без постороннего вмешательства, и юбилей не злободневен.
Моменты славы:
(где для Аль-Фараби - жизнь, Тимуру - смерть)
18 февраля 1405 года в Отраре случилось событие, свидетелями которого мечтали быть миллионы людей по всей Азии. Здесь оборвалась буйно помешанная жизнь великого разрушителя и душегуба (хотя и не менее великого строителя и созидателя). Поджидая войска для нового набега, на сей раз на Китай, Хромец согревался вином (была холодная ночь), да не подрассчитал силы, перебрал и помер. Так прозаично подытоживает противоречивую жизнь молва. Первоначально близкие попытались скрыть факт исчезновения с арены главного героя. Все понимали, что построенный им мир держится единственно на железе его воли. И что все разрушится в одночасье. И что драка за обломки предстоит непотешная. Но весть о кончине Хромца достигла Самарканда прежде соискателей на наследство.
18 февраля 1405 года Отрар содрогнулся и застыл в ожидании…
Цитатник
"Невозможно было выбрать менее благоприятного времени для похода: небо представляло одно сплошное облако, земля была покрыта толстым слоем снега, большое число солдат и лошадей погибло от холода. Но армия тем не менее продолжала свой поход. Она перешла через Яксарт по льду и прибыла в Отрар, расположенный возле границ китайских. Этот пункт был назначен судьбою как место для окончания трудов и жизни Тамерлана".
Л. Лянглэ
"В то время, когда славные знамена прибыли в Отрар, высочайшее здоровье отклонилось от пути равновесия и тело стало сильно гореть. (…) Дрожа, Тимур почувствовал истинное раскаяние в своих грехах и обещал Аллаху возместить их добрыми делами".
Зафер-нам
"Поганый Тимур, ушедший в свою страну, издох в 1405 году".
Фома Мецопский
"Гроб с телом Тимура был отправлен в Самарканд темной ночью. По рассказу анонимного автора, труп надушили благовониями, розовой водой, мускусом и камфарой; гроб поставили на носилки, украшенные драгоценными камнями и жемчугом…"
В. Бартольд
Другое важное событие, случившееся в Отраре в 870 году, вряд ли вызвало тогда интерес у кого-либо, кроме самых ближних. Когда человек рождается, это вряд ли создает такую палитру отношений и такую массу чувств у окружающих, как при его смерти. Рождение человека - лишь шанс. Жизнь - подготовка к смерти. Смерть - пролог к бессмертию.
Потому-то так мало известно о начальных этапах жизни Абу Насра Ибн-Мухаммеда, более знакомого миру по своему этнотопониму - Аль-Фараби. Напомню, что название "Отрар" пришло на смену названию "Фараб", но в принципе это одно и то же. Детские и юношеские годы "Второго учителя", "Аристотеля Востока" тонут во мраке забвения. Толком даже неизвестно, где конкретно он родился (оазис объединял несколько городов), как долго прожил в здешних местах.
Во всяком случае, известность к этому великому мыслителю пришла гораздо позже, в преклонные годы, которые он провел далеко от родины, в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Несомненно лишь то, что рожден он был тут, на краю исламской культурной ойкумены, в далеком Фарабе.
Который, кстати говоря, тоже был шит не лыком. Достаточно вспомнить об одном из утерянных сокровищ Отрара - знаменитой библиотеке, следы которой теряются посреди бесконечных войн и набегов. Не исключено, что этот кладезь древней мудрости лежит где-то рядом, заныканный хранителями в укромном подземелье, какими наверняка был в изобилии обеспечен такой приспособленный к обороне город, как Отрар.
|