"Немецкая волна" - Туркменистан: военный коммунизм в действии 00:07 16.03.2002
Туркменистан: военный коммунизм в действии
Радиостанция "Немецкая Волна", ФОКУС, 14.03.02 Беседа с бывшим главой Центробанка Туркменистана Худайберды Оразовым Ведет программу Виталий Волков
В феврале этого года о своем переходе в лагерь оппозиции объявил бывший вице-премьер Туркменистана, бывший глава Центрального банка республики Худайберды Оразов. Причем, как заявил Оразов в интервью программе "Фокус", к такому решению его подтолкнули не собственные "революционные убеждения", а абсурдность системы управления страной. И в первую очередь, системы экономической:
- В Туркменистане наблюдаются все признаки глубокого экономического кризиса. На макроуровне – безработица, инфляция, снижение жизненного уровня населения до критической черты. Безработица доходит по стране в целом до 40%. А ежемесячная зарплата счастливчиков, имеющих работу, не достигает и 30 долларов. На микроуровне – снижение объемов производства практически во всех областях народного хозяйства. Развал многих производственных структур, связей, исчезновение ранее эффективных отраслей. Даже в самой любимой и опекаемой Ниязовым области – текстильной, на возрождение которой, по официальной статистике и словам Ниязова за 10 постсоветских лет потрачено около 7 миллиардов долларов государственных средств падение произошло в четыре раза, а по отдельным видам и того выше. Так, по производству шерстяных тканей – в 10 раз, по производству шелковых тканей – в 12 раз. Широко разрекламированное и повторяемое Ниязовым к месту и не к месту увеличение переработки произведенного хлопковолокна на месте, в Туркменистане, в процентном соотношении к советскому периоду происходит в основном не за счет увеличения его переработки на месте, а за счет снижения объемов переработки хлопка-сырца от 1 миллиона 350 тыс. тонн – наибольшего объема, достигнутого в последние годы при СССР, до 450 тыс. тонн хлопка-сырца в среднем за год за 99-2001 годы. Практически в упадке пребывают все высокоэффективные и требующие своего развития отрасли, как машиностроение, йодная промышленность, производство и переработка лакричного корня и другие. В тяжелом кризисном состоянии находится и главная отрасль страны – нефтегазовая.
По словам Худайберды Оразова, на сегодняшний день из 25 скважин 17 выработаны, а в оставшихся восьми на глубине, большей, чем та, на которой велись разработки при Советском Союзе, газ есть. Но для того, чтобы до него добраться, необходимо пройти сложнейшую технологическую цепочку. И, соответственно, вложить большие деньги, которых в бюджете нет. Казалось бы, можно привлечь инвесторов, однако:
- Глубокий экономический кризис является следствием системного кризиса в управлении. После распада СССР вместо планомерного реформирования командно-административных методов в рыночные Ниязов после определенных колебаний взял курс на управление экономикой на принципах военного коммунизма, но с той разницей, что управление по принципу военного коммунизма предусматривает перераспределение между производителем и населением произведенных товаров и услуг. Ниязов же усовершенствовал и эту систему - в процессе перераспределения ликвидная и пользующаяся на мировом рынке спросом продукция остается в его распоряжении. В результате в стране даже такие понятия, как стоимость, взаиморасчеты, во многих случаях носят чисто формальный характер. Так, одной из причин распада экономики страны явилось ежегодное списание долгов между хозяйствующими субъектами друг другу, задолженностей субъектов бюджету и банкам по кредитам. В результате это ускорило развал финансовой и денежно-кредитной системы, но создало полный комфорт для паразитирующих, но не способных к рациональному управлению лиц во главе с Ниязовым. Отсутствие средств, что естественно в таких условиях, и нежелание заниматься нуждами людей, привело к полному развалу социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры, к полному износу и развалу транспортной, мелиоративной, коммунальной инфраструктур. Попытка приукрасить положение дел за счет внешнего заимствования, не забывая при этом своих корыстных интересов, привели к многочисленным неэффективным займам, и страна стала неплатежеспособной по внешним долгам. За все эти годы предпринимались неоднократные попытки со стороны международных организаций, как МВФ, мировой банк, европейский банк, ряда стран, таких как США, Германия и другие, коммерческих структур, в частности, "Дойче Банка", обратить внимание на ситуацию и помочь всем необходимым по выводу страны из кризиса, однако со стороны Ниязова все они видели только пренебрежение. Особо настораживает тот факт, что чем хуже положение в экономике, тем краше становятся показатели развития экономики и жизненного уровня населения на бумаге. Выступая месяц назад в городе Мары, он договорился до того, что туркменский народ уже живет в золотом веке. Не менее удивительными выглядят и его действия по строительству роскошных административных учреждений, а также почти ежедневно изобретаемые проекты, из которых один нереальней другого. Суммируя действия Ниязова в экономике и других сферах жизнедеятельности страны, встает вопрос, как воспринимать происходящее: как целенаправленное уничтожение Туркменистана как государства, его экономики и культуры, изгнание из страны наиболее граждански активной части населения и превращение оставшихся туркменистанцев в безвольных и безграмотных рабов, или же этот человек по своим данным не в состоянии оценивать окружающий мир, такой как он есть, и свои действия? На мой взгляд, в действиях Ниязова прослеживаются оба эти фактора.
Так считает бывший вице-премьер, экс-глава Центрального банка Туркменистана Худайберды Оразов, ныне объявленный Прокуратурой республики в розыск и находящийся за ее пределами.
|