НГ - Кровавое побоище стало венцом государственного развития Киргизии 02:13 19.03.2002
ДЕМОКРАТИЯ ВЫСТРЕЛОВ Кровавое побоище стало венцом государственного развития Киргизии Виктория Панфилова
Акции протеста в защиту арестованного депутата киргизского парламента Азимбека Бекназарова переросли вчера в вооруженное противостояние, в результате которого, только по официальным данным, четыре человека убиты, 70 получили ранения, в том числе и огнестрельные, сожжено три административных здания.
Кровавое побоище стало закономерным результатом превращения Киргизии, некогда слывшей азиатским "островком демократии", в авторитарное государство. Теперь в ответ на протест населения звучат выстрелы.
Неугодных властям политиков Бишкек принялся нейтрализовывать еще в прошлом году. Тогда к семи годам лишения свободы был приговорен бывший вице-президент Феликс Кулов. Его, как и Бекназарова, обвинили в превышении служебных полномочий в бытность министром безопасности. Однако сначала он был оправдан, а после того, как возглавил оппозицию, уголовное дело против Кулова было возобновлено. Председатель Народной партии Мелис Эшимконов еще тогда сказал, что с арестом Кулова в республике "закончился романтический период демократии". А лидер партии "Кайран Эл", депутат парламента Дооронбек Садырбаев полагает, что в стране уже окончательно установился авторитарный режим. Лидер парламентской фракции "Регионы Киргизии", председатель оппозиционной партии "Демократическая Киргизия" Турсунбай Бакир уулу, в свою очередь, заявил, что если власти оперативно не предпримут демократических правовых мер по стабилизации ситуации в Джелал-Абадской области, то волнения могут перекинуться на всю республику.
В этом смысле показательна история Алмаза Атамбаева, который, как и Кулов, претендовал на пост президента Киргизии. В конце прошлого года на него была совершена серия покушений, которые, по мнению экспертов, связаны с политикой.
В начале нынешнего года в Джелал-Абадской области был арестован председатель комитета по судебной реформе и законности Законодательного собрания Бекназаров. Ему предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий в бытность следователем районной прокуратуры в 1995 г.
Однако оппозиция уверена, что преследование депутата носит политический характер - в прошлом году Бекназаров критиковал правительство и президента за передачу киргизских территорий Китаю и заявлял, что это может служить основой для объявления главе государства Аскару Акаеву импичмента. В 1996 и 1999 гг. президент Киргизии подписал с Китаем два соглашения, согласно которым около 125 тыс. га земель должны отойти южному соседу.
Суд, начавшийся 12 февраля, был приостановлен. Но все это время в республике продолжались митинги в защиту арестованного депутата. При этом мирные акции протеста практически всегда разгонялись силами правопорядка. Между тем, по данным МВД, только на юге республики митинговали более 2000 человек. В начавшейся голодовке участвовали более 700 человек. Один из них, Шералы Нарзакулов на 22-й день голодовки умер от кровоизлияния в мозг.
В ночь с воскресенья на понедельник около 700 местных сельских жителей поспешили в Токтогул на последнее заседание суда, на котором должен был быть вынесен приговор. По пути следования колонна была остановлена силами ОМОНа во главе с председателем Аксыйского района Шермаматом Осмоновым и прокурором Абдыкалыком Калдаровым. Они преградили путь участникам акции и приказали развернуться. Когда сельчане отказались выполнить это указание, по ним был открыт огонь. По сведениям очевидцев, расходящимся с официальными данными, были убиты семь человек, многие ранены, шестеро арестованы, в том числе руководитель правозащитного движения Киргизии Турсунбек Акунов.
Ситуация в Джелал-Абадской области остается крайне нестабильной. Глава МВД Темирбек Акматалиев не исключил возможности введения на юге Киргизии чрезвычайного положения. В Джелал-Абад перебрасываются подразделения МВД из Бишкека и других регионов страны. Правоохранительным органам отдан приказ не применять оружия против мирного населения. При этом Акматалиев настаивает на том, что силы правопорядка не применяли оружия в отношении демонстрантов, а наоборот, участники акции забрасывали милиционеров бутылками с зажигательной смесью. Те в ответ, отражая нападение, "стреляли исключительно в воздух". Как бы то ни было, по факту гибели людей возбуждено уголовное дело.
Как полагают местные эксперты, ситуация в стране накалена до предела и может выйти из-под контроля властей. Очевидно, что очередную волну недовольства может вызвать и арест правозащитника Акунова. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что в парламенте Киргизии депутаты, представляющие юг страны, постоянно ощущают давление со стороны властей. Не секрет, что негласно в законодательном органе существует деление на северян-"бизнесменов" и южан-"демократов". Естественно, последние не совсем устраивают нынешнюю власть.
Тем временем суд по делу Бекназарова продолжается. Как говорят официальные лица, решение будет вынесено в самое ближайшее время. Каким оно будет, неизвестно. Как видно, в Киргизии настал момент, когда главе государства так или иначе придется ответить на многочисленные вопросы относительно того, как его "островок демократии" превращается в один из самых авторитарных азиатских режимов. Его подчиненные просто-напросто боятся это делать - все последние дни многочисленные пресс-службы и официальные представители хранили гробовое молчание или отделывались отговорками.
Озабоченный ситуацией, Аскар Акаев сказал, что "всякие попытки оказать давление на законный ход судебного разбирательства представляют собой прямую угрозу молодой демократии и устоям правового государства. У киргизского народа хватит мудрости, чтобы не допустить эскалации трагических событий в угоду амбициям кучки оппозиционных политиков".
|