Ахмад Масуд 2-й в Москве. Первое интервью первого посла нового афганского правительства 00:52 20.03.2002
Не будет наркотиков - дадим оружие бесплатно Ахмад Зия Масуд: "Россия - великое государство"
В Москве приступил к работе новый посол Афганистана Ахмад Зия Масуд. "Время новостей" - первая газета, которой младший брат легендарного афганского моджахеда Ахмад Шаха Масуда дал интервью. Наш обозреватель Аркадий ДУБНОВ встретился с г-ном Ахмад Зия МАСУДОМ сразу после вручения им в Кремле верительных грамот президенту России Владимиру Путину.
- О чем вы говорили с Путиным?
- Я говорил, что приложу все силы для укрепления отношений Афганистана с Россией, а также о необходимости оказания содействия Афганистану со стороны России, в частности в восстановлении тех объектов, что были построены при помощи СССР.
- Что ответил президент?
- Он сказал, что будет внимательно следить за тем, чтобы Россия оказывала содействие в реконструкции Афганистана, особенно в части строительства.
- Главные партнеры Афганистана сейчас - это западные страны. Какова роль России?
- Россия - великое государство, чье влияние очень велико в нашем регионе, с давних пор у нас хорошие отношения с Москвой и для нас очень важно их восстановить. Второе - у нас очень много объектов, построенных с помощью России, и чрезвычайно важно, чтобы они были восстановлены. Третье - Россия была одним из немногих ведущих государств, которые за последние семь-восемь лет оказали нам серьезную поддержку в борьбе против "Талибана".
- Завершая недавний визит в Россию, глава временной администрации Афганистана Хамид Карзай заметил, что Россия должна за свой счет восстанавливать построенные СССР объекты, поскольку она же их и разрушала. В Москве-то рассчитывали, что работы по реконструкции объектов, проводимые россиянами, будут оплачиваться за счет западной помощи Афганистану...
- Г-н Карзай имел в виду, что Россия сегодня - дружественное государство. И Афганистан, который очень сильно разрушен, вправе попросить своих друзей принять участие в восстановлении. Масштабы же разрушения так велики, что помощи стран-доноров все равно не хватает. Отсюда и призыв г-н Карзая.
- А как в Москве отнеслись к этому призыву?
- Есть основание считать, что с пониманием. Кроме того, насколько мне известно, Россия не обращалась к какой-либо стране - донору Афганистана с просьбой спонсировать ее участие в реконструкции. Также у меня нет сведений, что из 4,5 млрд долларов, выделенных на помощь Афганистану, какие-то средства предусматриваются на восстановление объектов, построенных с советским участием. Ничего я не знаю и о том, что ООН обращалась к России с просьбой взять на себя обязательства по восстановлению таких объектов. Но я уже вижу готовность россиян ехать в Афганистан, чтобы на месте решать, какие работы можно и необходимо вести, конечно, при условии обеспечения их безопасности. Если не будет реального содействия в реконструкции жизненно важных объектов в Афганистане, то экстремисты смогут воспользоваться нищетой и безработицей населения и воссоздать почву для терроризма, все еще угрожающему региону.
- Среди российско-афганских документов, подписанных во время визита г-на Карзая в Москву, нет документов по военно-техническому сотрудничеству. Вопрос не обсуждался?
- Почему же? Г-н Карзай спросил даже одного высокого российского чиновника, будет Россия оказывать военно-техническую помощь Афганистану бесплатно или вы хотите деньги? Он ответил так: "Если вы прекратите поставки наркотиков в Россию, тогда, конечно, это будет бесплатно".
- И какова была реакция Хамида Карзая?
- Г-н Карзай заметил, что мы в этом заинтересованы больше, чем вы, поскольку для нас это вопрос экономики, сельского хозяйства, наконец, международного престижа... Однако я знаю, что министр обороны г-н Фахим, который вел недавно переговоры в Москве, остался очень доволен их результатами.
- Президент Путин предложил российскую помощь в разминировании Афганистана, ведь подавляющее число минных полей - советского происхождения. Г-н Карзай ответил, что в Афганистане уже работает пять-шесть центров по разминированию и эта работа, с помощью ЕС, ведется уже 12 лет. Многие восприняли это как вежливый отказ.
- В Афганистане так много минных полей, что любую помощь мы примем с благодарностью. Кроме того, если нам в Москве предоставят карты минных полей, заложенных в годы советской интервенции, это было бы большой подмогой в разминировании.
- По моим сведениям, в 1993 году, во время визита в Афганистан министра иностранных дел России Козырева, он передал комплекты карт президенту Раббани и бывшему тогда премьером Хекматиару.
- У нас другая информация. Когда в Москве зашел разговор на эту тему, нам ответили, что все комплекты карт минных полей Советский Союз сразу после вывода советских войск передал бывшему руководителю Афганистана Наджибулле.
- В числе ваших первоочередных задач как нового посла будет укрепление связей с афганской диаспорой в России. На встрече с г-ном Карзаем многие афганцы жаловались ему на бывшего посла Афганистана, г-на Асефи. В ответ на это г-н Карзай сообщил, что посол скрылся и он будет объявлен в розыск через Интерпол, а затем представлен суду...
- Вы цитируете неправильно, г-н Карзай этого не говорил, это сказал министр иностранных дел доктор Абдулло.
- Извините. Но сами по себе эти сведения соответствуют действительности?
- Тут действительно есть определенные вопросы, мы не скрываем...
- Что вам известно о расследовании дела об убийстве министра туризма Афганистана Абдула Рахмана? В Кабуле в кругах, близких к администрации г-на Карзая, утверждали, что в организации покушения замешаны представители так называемой панджшерской группы, то есть афганские таджики из руководства Северного альянса.
- Это неправда. Никакого заранее спланированного заговора не было. Министр попал под удары разъяренной, в сотни людей, толпы. Сейчас создана комиссия по расследованию, есть подозреваемые, но не определен "заказчик".
Беседовал Аркадий ДУБНОВ
|