На казахстанском заводе "Металлист" (г. Уральск) собираются выдать зарплату... пулеметами Калашникова 00:32 22.03.2002
ПРОЛЕТАРИИ УРАЛЬСКА ВООРУЖАЮТСЯ На складе оружейного завода скопилось 5000 пулеметов Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Уральск
Руководство крупнейшего в мире оборонного завода "Металлист" может рассчитаться с долгами по зарплате, только выдавая… оружие
Единственное в Казахстане предприятие по выпуску стрелкового вооружения уральский завод "Металлист" с самого основания существует под грифом "Секретно". Впрочем, главный секрет завода нынче известен всем: зарплата здесь не выдается с 1997 года.
СКИДКИ НА ОРУЖИЕ
За последние пять лет "Металлист" не заключил ни одного серьезного контракта на продажу оружия. По непроверенным данным, на складе завода скопилось более пяти тысяч единиц боевого оружия. И это немудрено: товар надо продавать, а на заводе нет даже надежной телефонной связи, не говоря о выходе в Интернет. Адреса электронной почты у завода тоже нет. Так что завод, производящий оружие, существует в каком-то ином измерении.
Когда-то считалось, что аналогов продукции "Металлиста" в мире не существует. Предприятие в состоянии производить пулеметы 12 тысяч калибров (!). Но пока конкуренты думали о новых технологиях, у нас выпускали все тот же крупнокалиберный пехотный пулемет. Другие армии давно поставили этот пулемет на вездеходы и используют его в качестве силы быстрого реагирования. А наш все такой же - ручной, да еще в два раза дороже.
И дороже не потому, что здесь используют какие-то хитрые технологии, - виной тому неумение вести дела. Завод много раз брал кредиты в банках. Все деньги уходили на погашение… долгов за коммунальные услуги. В месяц предприятие платило 2 миллиона тенге за воду - потому что трубы дырявые и вода выливалась на улицу. То же самое происходило с линией электропередачи. Только за два выходных дня, когда завод простаивал, счетчики накручивали 8 тысяч (!) киловатт. Чтобы вернуть эти потери, предприятие повышало цены на оружие.
КОНТРАКТУ НЕ РАД
В прошлом году на международной выставке вооружения в Абу-Даби арабы заинтересовались уральским оружием. Состоялись переговоры, но дальше "восточной вежливости" дело не пошло. Затем осенью прошлого года "Металлист" посетили представители оборонного ведомства Саудовской Аравии. Они изучали продукцию предприятия, долго кивали головой, восхищаясь работой наших оружейников.
Корреспондент "Каравана" поинтересовался результатом этого визита и получил весьма интересный ответ. Оказывается, после визита не осталось не только протокола о намерениях, составляющегося в таких случаях, - ни одного документа нет в архиве завода!
Такая традиция у завода - работать без бумажек. Прежде заводом руководил Серик Канашевич. Не иначе как боясь рассекречивания военной тайны, все свои действия он не документировал. Но за четыре года работы Канашевич так много ездил по командировкам, что одни командировочные расходы могли разорить завод. Возмущенным рабочим, не получающим зарплаты, частые отъезды он объяснял проведением переговоров, заключением договоров. Но ни одного серьезного контракта завод так и не заключил. Теперь новый вице-президент завода по маркетингу Абу Курбаналиев разводит руками: мол, ни одной бумаги директор в наследство не оставил.
Но что-то же вселяло в людей уверенность? Конечно, это разговоры о призрачных контрактах, которые вот-вот состоятся. Например, наклюнулась продажа оружия в третьи страны через Болгарию. История эта обросла легендами: продукция была доставлена покупателю, который отказался принимать их и платить, так как пулеметы были без стреног. "Металлист" согласился доукомплектовать свою продукцию. Пулеметы остались у покупателя, а на заводе срочно произвели энное количество стреног. Чем дело закончилось, опять никто не знает: деньги на счет завода по этому контракту не поступили.
КАЖДОМУ РАБОЧЕМУ - ПО ПУЛЕМЕТУ
"Оружие будем выдавать в счет зарплаты!" - мрачно пошутил однажды вице-президент завода Курбаналиев. Если учесть, что средняя зарплата рабочего составляет около 8 тысяч тенге, как раз на каждого трудягу придется по одному пулемету за все годы бесплатной работы. Так и весь склад разойдется: общий долг перед рабочими составляет 200 миллионов тенге.
В конце прошлого года, чтобы подправить дела, оборонный завод решился на скандал. Здесь стали выпускать гладкоствольное охотничье оружие. Желающие заказать именное ружье записывались в очередь. Стоила одна такая охотничья двустволка 50 тысяч тенге. Все бы хорошо, вот только незаконно все это делалось: по данным прокуратуры, у завода не было соответствующей лицензии. Производство остановили. Рабочие снова не получили ни копейки.
P.S. Месяц назад на уральский оружейный завод "Металлист" пришла новая команда управленцев. Они заключили с Комитетом по обороне конфиденциальный договор и взяли на себя обязательство реабилитировать завод. Но и они не дают гарантию, что "Металлист" когда-нибудь приобретет былую славу предприятия по выпуску оружия, не имеющего аналогов в мире.
30 лет назад предприятие было построено для производства большого количества стрелкового вооружения. В тех экономических и политических условиях завод был рентабельным. Но в нынешних условиях нет потребности выпускать столько автоматов и прочего вооружения. Завод уже не может быть ориентирован только на экспорт военной продукции. А в каком направлении развиваться теперь - никто сказать не может.
Традиционный вариант - конверсия, ориентировать завод на производство гражданской продукции. Распродать оружие со складов - и выпускать трубы и сеялки.
Зато не надо будет ломать голову над тем, как пробиться на мировой рынок вооружения. Да и про свое стрелковое оружие - забудьте…
|