Б.Шихмурадов, М.Эсенов - "Если ты скажешь, кто твой предводитель" (Туркмения сегодня) 01:18 27.03.2002
Если ты скажешь, кто твой предводитель... ГАТМ – есть такая организация Борис Шихмурадов, Мурад Эсенов - ВИС НДДТ, 26.03.02
Туркмены – народ древний, прошедший сквозь века тяжелой дорогой, но не утративший своей идентичности перед лицом более могущественных соседей. Стоически переживавший и природные, и рукотворные катастрофы, страдавший от жестокостей недругов и собственной разобщенности, коварства внешних врагов и ограниченности собственных вождей. Но были и триумфы, были и гении, прославившие туркмен от алтайских высот до палестинской пустыни, что сегодня подвигнуло некоторых назвать туркмен государствообразующим народом в регионе. Для других. Своего государства туркменам пришлось ждать столетия и получить как подарок, как дар судьбы за долготерпение, за мужество, за отвагу, проявленные десятками поколений туркмен. По всему Востоку разбросаны туркменские диаспоры, а в XX веке распространившиеся еще и на Европу и на Америку. Каждый туркмен ощутил какой-то особый эмоциональный всплеск, когда в 1991 году демократический радикализм в России дал шанс многим народам на построение независимых государств. Выпал он и туркменам, обретшим свой очаг, свою землю в пределах четко очерченной огромной территории, неприкосновенность которой обеспечивалась международно-правовыми гарантиями. "Трудно человеку без своего очага, трудно народу без своей земли", - гласит туркменская поговорка, которую любят вспоминать туркмены по всей Земле. Поэтому для них, как для граждан Туркменистана, так и иностранных государств, возникновение государства в 1991 году стало обретением своего "очага", обретением гордости за свободу своей земли и возможность ступить на нее по зову сердца и предков.
Сегодня о многом, происходящем в Туркменистане, приходится говорить и писать с сожалением. 10 лет независимости обернулись периодом дикого ниязовского волюнтаризма и произвола, социально-экономической и гуманитарной деградацией, даже по сравнению со временем, которое Ниязов любит называть периодом "несправедливой советской системы". Не будем сегодня полемизировать с ним, вопрошая, откуда он взялся сам, такой "справедливый". Кто создал национальный экономический и интеллектуальный запас прочности, который даже ниязовский административный беспредел не в состоянии осушить до конца? Суть в другом. Ниязов выкрал у туркмен еще 10 лет, убил в людях надежду, паразитируя на ложном патриотизме, псевдоисторизме и политической демагогии. Под эту свою "идеологию" он создал и ряд фальшивых институтов, типа Демократической партии, Халк Маслахаты, Движения "Галкыныш", Союза молодежи, Совета Профсоюзов, вплоть до Гуманитарной Ассоциации Туркмен Мира (ГАТМ). По силе организационной никчемности и антинациональной направленности ее, пожалуй, надо было бы назвать первой в этом списке. За 10 лет десятки тысяч зарубежных туркмен так и не получили возможности хотя бы раз посетить Родину своих предков, подвергаясь унизительным политическим проверкам на верность Великому Туркменбаши и отказам в праве получить заветную визу. Казалось, ГАТМ могла бы взять на себя функции содействия соплеменникам в получении въездных документов. Но ГАТМ – организация особая. Во-первых, в ее исполнительный орган, возглавляемый, естественно, самим Сапармурадом Туркменбаши Великим, входят зиц-члены, которые и вошли в него по причине абсолютной немоты и готовности поднять согнутую в локте руку в пользу любого предложения своего вождя. А во-вторых, от них ничего и не могло зависеть, ибо функция ГАТМ фактически сводится к одному: организация ежегодной конференции в Ашхабаде, на которую приглашаются, мягко говоря, странные соотечественники. Преимущественно те, кто может подвезти в Ашхабад солидный подарок для президента. Примечательно, что состав "туркмен Мира", из года в год прибывающих в Ашхабад за счет туркменской казны, практически сохраняется в первоначальном виде, не считая естественных потерь. Так же, как и внутри страны Ниязов построил убогую систему управления, непонятную кадровую политику, отказавшись от услуг грамотных и образованных специалистов, так и в деятельность ГАТМ он привнес тот же дух. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые факты.
Гуманитарная ассоциация туркмен мира ни по своей практике, ни по своему составу таковой не является. В ассоциации в основном представлены люди, не имеющие авторитета среди туркменской диаспоры и не способные представлять интересы соответствующих диаспор в разных странах мира. Нередко среди этих людей находятся обычные проходимцы. Они не имеют никакого представления о целях и задачах гуманитарной организации, о проблемах туркмен мира. А в Туркменистане ниязовская пропаганда преподносит этих людей не иначе, как цвет нации, именуя их - "видный исследователь", "крупный бизнесмен", "популярный писатель". Дело доходит до того, что сами носители этих титулов удивляются находчивости своих хозяев.
Одним из активных участников ежегодных мероприятий гуманитарной ассоциации является проживающий в Германии туркмен Бегмурат Герей. Тщательно изолированные от внешнего мира наши соотечественники в Туркменистане вряд ли догадываются, что этот "известный немецкий исследователь туркменского происхождения" является обычным безработным, не имеющим никакого отношения к исследованиям, тем более германским. Человек быстро уловил направление политического ветра в Туркменистане, зарегистрировал организацию "Общество, поддерживающих движение "Галкыныш", призванное "популяризовать идеи великого Туркменбаши в Германии".
"Уважаемый" в Туркменистане "крупный немецкий бизнесмен туркменского происхождения" Юсуп Кор является таксистом, "крупный шведский бизнесмен туркменского происхождения" Нетджары и "известный шведский писатель туркменского происхождения" Берды Акбенды являются обычными шведскими безработными, и не имеют никакого отношения ни к шведскому бизнесу, ни к шведской литературе. "Английский ученый с мировым именем, доктор" Юсуп Азмун не является ни ученым "с мировым именем", ни "доктором". Рядовой выпускник стамбульского Института литературы по специальности "тюркология" сидел переводчиком в радиостанции БИ-БИ-СИ, а с 1994 г. является безработным. Разумеется, все эти "видные деятели" просто не могут не восхищаться гением создателя "Рухнама" и не именовать Ниязова иначе, как "Великий". Вспомним, что этот титул Ниязов продвинул именно через свою гуманитарную ассоциацию. И невдомек ему, что в среде настоящих туркмен весьма критически была воспринята эта идея туркменского лидера, ибо исторически туркмены воздерживались от громких эпитетов в адрес своих руководителей. Самым высоким званием для авторитетного туркмена было добавление слова Туркмен с большой буквы. Но назвать таковым Ниязова просто язык не поворачивается. Пусть уж лучше остается Великим.
Мы далеки от мысли говорить в критическом тоне обо всех. Разумеется, среди посещающих Туркменистан по путевкам ГАТМ встречаются и весьма достойные люди. В странах запада живут этнические туркмены – выходцы из Ирана и Афганистана, эмигрировавшие на Запад в 80-х и 90-х годах. Все они очень любят Туркменистан, радуются за его достижения и переживают за его неудачи. После получения Туркменистаном независимости большинство этих людей возлагали большие надежды на историческую родину. Все ожидали, что независимый Туркменистан станет для них культурной Меккой, что будут созданы благоприятные условия для открытия своего дела. Но, все эти надежды рухнули, и Туркменистан в лице ГАТМ стал Меккой для всякого рода проходимцев, безработных из числа туркменской диаспоры. Среди диаспоры есть очень авторитетные и известные люди, являющиеся искренними патриотами Туркменистана, но эти люди не приемлют политику режима Ниязова, и, по этой причине, они занесены в черный список режима.
Уже стал открытым для мирового общественного мнения факт жестокости, проявленного Ниязовым по отношению к афганским туркменам, когда он отдал приказ открыть огонь по беженцам, скрывавшимся от талибов, а потом приказал выдворить за кордон женщин, стариков и детей, даже несмотря на протест представителя Комиссара ООН по делам беженцев. Где была Гуманитарная Ассоциация Туркмен Мира, где был ее гуманитарный потенциал? Ни разу в Туркменистане так и не побывали десятки известных афганцев туркменского происхождения из числа ученых, журналистов, профессуры, работающей в европейских странах. Если же кому-то и удается прибыть в Туркменистан и задавать неугодные властям вопросы, то против такого приезжего сразу применяется технология насильственного выдворения. Сотни туркмен, работающих в научно-исследовательских центрах, университетах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. Азербайджана и других стран не могут иметь чести посетить Родину, тогда, как лица неопределенной национальности и с сомнительной репутацией обретают статус активистов ГАТМ и пользуются благосклонностью ниязовского режима. "Отвезите их в мечеть, потом накройте стол и напоите их, чтобы Родину долго вспоминали!" - так кощунственно дает наставления Ниязов организаторам всетуркменских форумов под эгидой ГАТМ.
Однажды великий туркменский актер и кинорежиссер Алты Карлиев, выступая на каком-то важном творческом совещании, отстаивая свою точку зрения, привел одну интересную туркменскую поговорку: "Скажи мне, кто твой предводитель, я скажу, есть ли у тебя шанс вернуться живым из похода". В приложение к тому, что сегодня происходит в Туркменистане, возглавляемом С. Ниязовым, она весьма актуальна и поучительна. В поход за независимостью и новым государством туркмены были вынуждены отправиться, в силу сложившихся обстоятельств, с негодным предводителем. В этом сомнений нет ни у кого: ни в Туркменистане, ни у наших достойных соотечественников за рубежом.
|