В Казахстане встал крупнейший военный завод "Металлист". На 420 человек охраны осталось 116 рабочих 00:53 01.04.2002
Бронепоезд уходит... Федор ПОПОВ Уральск
Похоже, военной карьере завода "Металлист" приходит конец. Однако речь не об отставке. Скорее, "бронепоезд" встанет на запасной путь. Попытки реанимировать производство стрелкового оружия, на чем, в общем-то, и прославился завод в советские времена, ни к чему не привели.
За последнее время упал спрос даже на знаменитые крупнокалиберные пулеметы. Одна из причин, как выразился технический директор Раис Селимгиреев, - никто не хочет сегодня таскать оружие на себе, оно монтируется на бронетранспортерах, танках, катерах, вертолетах. В Уральске же производится его пехотный вариант. Одна станина тяжелее пулемета. Склады предприятия забиты готовой продукцией. В том числе и охотничьими ружьями.
Слов нет, уральцы могут посоперничать с тульскими или ижевскими мастерами, а по некоторым параметрам, (дальность стрельбы, многозарядность) даже превосходят по-следних. Однако тем же чабанам и коневодам, которых местные власти попытались вооружить для отражения волков, стволы "Металлиста" оказались недоступными по цене. А задарить всех и поддержать тем самым предприятие, денег в казне не хватит. Вот и лежит оружие на складах, ждет своего часа. Многие потенциальные покупатели, преимущественно военные из развивающихся стран, восторгаются им, говорят, подписывали протоколы намерений, но, как только дело касалось цен, вежливо переводили разговоры в другое русло.
В течение последних пяти лет, как признал новый руководитель завода Алиби Ахметжанов, не было подписано и, тем более, реализовано ни одного крупного контракта. "Никаких документов о продаже оружия болгарам мы не нашли и даже о том, кто приезжал на предприятие, не узнали. Журналистов загружали все это время ложной информацией, а рабочих кормили "розовыми" проектами", - заявил руководитель. Погибающее предприятие, добавим, использовалось высокопоставленными чиновниками из родного военного ведомства для проведения сомнительных сделок.
Помните разразившийся на весь мир скандал, связанный с продажей истребителей МИГ-21 корейцам? Так вот, сделка проводилась через завод "Металлист". Можно было бы поприветствовать "героев", если бы они действовали в интересах завода. Одним махом были бы ликвидированы все долги по зарплате, перед банками, предприятиями-услугодателями. На самом же деле, как оказалось, "Металлисту" ничего не светило. По всей вероятности, все было завязано на одном человеке - директоре (президенте ОАО), которого объявили в розыск, а он спокойно себе пребывал на заводе в другой должности и никуда не собирался убегать. Судьба же завода мало кого волновала, хотя бывали здесь главы правительства, их заместители, министерские чины, которые много обещали. Рабочие и служащие успокаивались, но через месяц-два социальная напряженка вновь усиливалась.
Для местных властей "Металлист" - головная боль. Новая команда, приняв его, ужаснулась. Она не нашла здесь хотя бы что-то, похожее на маркетинг, отсутствовал обязательный номенклатурный план и т.д. и т.п. Начинать пришлось с разбивки многомиллионных долгов по блокам: зарплата, комуслуги, возврат кредитов, исполнение судебных решений... Понятно, что завод вряд ли выберется из трясины сам. А. Ахметжанова в течение месяца дважды встречался с вице-премьером Масимовым, вице-министром по экономике Андрющенко, министром обороны Алтынбаевым, руководством генштаба. Какие вопросы там решались, хотя руководство завода и сослалось на конфиденциальность, предположить несложно. Куда-то надо сплавить накопившееся на складах оружие, подыскать покупателя. И при этом не продешевить. Получается, все долги можно погасить сразу. Возможно, удастся заиметь какой-то стартовый капитал для возрождения предприятия. Так что, если уж по большому счету, то не на совсем уж пустое место и пришли реаниматоры.
Новая команда особых симпатий к оборонной специализации завода не питает. В том состоянии, в каком существовал завод в советские времена, он сегодня не будет востребован. Поэтому переориентация завода на выпуск гражданской продукции - единственно верное решение в сложившейся ситуации. Пройдет она не безболезненно. Новое руководство уже заявило, что не будет держать 420 человек обслуживающего персонала на 116 оставшихся рабочих. Планы же на конверсию уже воплощаются. Проведены переговоры с национальными нефтегазовыми компаниями. Вырисовываются перспективы по производству строительных материалов, техники и оборудования для нужд сельского хозяйства.
По словам Ахметжанова, это те области, где можно заработать реальные деньги независимо от того, будут заказы минобороны или нет. Потом, какая разница для казахстанцев - возродилось бы предприятие. Нам нужны рабочие места, отчисления в бюджет. Форма собственности - это, думается, уже второй во-прос. Это к тому, что он рано или поздно все-таки возникнет.
|