Наркотический бунт в Афганистане. Один акр мака стоит $15 тыс., Карзай платит лишь $250 01:34 10.04.2002
Владимир Тучков
Афганистан - основной производитель героина. Эту ситуацию талибы пытались переломить огнем и мечом. Карзай пытается победить заразу долларом. Однако его действия не находят понимания у афганских крестьян.
Информационный центр тяжести мира уже довольно давно переместился из Афганистана в Израиль. Пресса лениво обсуждает вероятность того, что Усама бин Ладен до конца марта мог отсиживаться в пакистанском городе Файсалабаде. А во время совместной пакистано-американской операции мог улизнуть в какое-то другое место, где под каждым под кустом исламисты приготовили ему и стол, и дом.
Столь же незаинтересованно обсуждается и ракетный обстрел неведомыми силами штаб-квартиры миротворческой миссии в Кабуле, и фугас, который взорвался рядом с автомобилем министра обороны Афганистана, унеся жизни четырех случайных людей. Продолжается операция под кодовым названием "Пума", в ходе которой американские саперы взрывают афганские пещеры. Пещер в Афганистане много, и уже мало кого интересует, когда же США справятся с данной грандиозной природопреобразовательной задачей, и что по этому поводу начнут вскоре говорить слегка зазевавшиеся экологи…
А между тем в этой многострадальной стране происходят весьма драматические события, которые через некоторое время могут здорово как аукнуться. В последние десятилетия Афганистан был мировым лидером по выращиванию опийного мака, из которого получают героин. Произведенного хватало не только на всю Азию, но около 80 процентов поступавших в Европу наркотиков имели афганское происхождение. С этой проблемой частично справлялись талибы. Но исключительно за счет совершенно зверских мер. После их ухода с политической сцены страны что-то пытается сделать правительство Карзая. Однако у него это пока получается из рук вон плохо.
И вот тому свидетельство. Основной путь афганского зелья в Европу пролегает через центрально-азиатские государства. В маршрут включена и Россия. Российские пограничники задержали в Таджикистане в 2000 году 3 тонны наркотиков. В 2001 году эта цифра возросла до 5,5 тонн, хоть талибы и уничтожили большую часть урожая опийного мака. Эксперты ФПС России опасаются, что к декабрю цифра может возрасти в несколько раз.
Карзай пытается переломить ситуацию. Однако сделать это крайне сложно. Не потому, что афганцы такие порочные люди. Просто в стране царит нищета, усугубившаяся в результате американской операции. И подавляющему большинству населения просто нечего есть. И гуманитарная помощь, и финансовое донорство не способны полностью решить проблему. В связи с чем в стране, как говорили в старину, поднимает голову бандитизм. Порой моджахеды нападают даже на британских миротворцев.
Карзай, как ему порекомендовали антинаркотические эксперты ООН, пообещал крестьянам компенсацию за уничтожение посевов мака: 250 долларов за акр (около 0,4 гектара). Довольно долго глава афганской судебной власти Фазул Хади Шинвари вел переговоры на эту тему в восточной провинции Нангархар, где мака выращивается больше всего. Однако переговоры провалились. Крестьяне потребовали 10 тысяч долларов за акр и наотрез отказались уступить хоть бы цент. Потому что стоимость макового урожая на одном акре составляет около 15 тысяч долларов.
Таких денег у Карзая, естественно, нет. Есть лишь 25 миллионов долларов, выделенных Евросоюзом на антинаркотическую программу. Афганское правительство уже неоднократно поднимало разговор о необходимости внешней помощи афганским крестьянам на перепрофилирование их хозяйств. Однако денег от этих разговоров не прибавилось.
Ситуация сложилась весьма тревожная. Через полмесяца мак вызреет до нужной кондиции. Если его уничтожить, то урожай пшеницы (или чего-то иного, вполне законного) вырастет нескоро. Выделяемых правительством "антимаковых" денег не хватит на прокорм. Потому что акр легальной культуры приносит около 1,5 тысячи долларов.
Правительство решило действовать весьма решительно. В указе говорится о том, что у тех, кто не уничтожит маковые посевы, будет отобрана земля. В связи с этой угрозой начинаются народные волнения. В провинции Гильменд вспыхнул "опийный бунт". Гневные крестьяне вступили против проведения в стране антинаркотической кампании. В схватке с полицией убито 8 человек. 35 получили серьезные ранения, 12 из них находятся в критическом состоянии. Люди отказываются уничтожать свои посевы, чего бы им это ни стоило.
Карзай не намерен отступать, чего бы это ни стоило ему.
|